Раздел i теоретические основы контроля

И АУДИТА

Тема 1.1 Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля в современных условиях

Сущность контроля и его место в системе управления. Принципы контроля. Источники информации, субъекты, объекты и предмет финансово-хозяйственного контроля. Классификация (виды) контроля. Органы государственного контроля и их функции. Органы ведомственного контроля и их функции.

Тема 1.2 Метод и методическое обеспечение финансово-хозяйственного контроля

Методы финансово-хозяйственного контроля. Сравнительная характеристика ревизии и аудита как методов финансово-хозяйственного контроля. Способы финансово-хозяйственного контроля. Приёмы документального контроля. Приёмы фактического контроля. Приемы контроля в условиях автоматизации бухгалтерского учета.

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

Тема 2.1 Организационные аспекты осуществления вневедомственных и ведомственных проверок

Нормативно-правовое регулирование контрольной деятельности в Республике Беларусь. Квалификационные требования, предъявляемые к должности ревизора. Сроки проведения проверок. Планирование и координация контрольно-ревизионной работы. Права, обязанности и ответственность проверяющих и должностных лиц субъектов хозяйствования, деятельность которых контролируется.

Тема 2.2 Основные этапы проверки деятельности организаций

Подготовка к проведению проверки. Организация и непосредственное проведение проверки на объекте контроля. Содержание и порядок составления акта проверки. Реализация результатов проверки. Контроль над выполнением принятых решений по акту проверки.

РАЗДЕЛ III ОСНОВЫ АУДИТА

Тема 3.1 Понятие, содержание и виды аудита

Понятие и сущность аудита, содержание аудиторской деятельности. Предпосылки возникновения и этапы развития аудита. Классификация аудита, его цели и задачи. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита. Инициативный и обязательный аудит; субъекты, подлежащие обязательному аудиту.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ВЫНОСИМЫХ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ

И АУДИТА

Тема 1.1 Содержание и сущность финансово-хозяйственного контроля в современных условиях

Кон­трольпредставляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки эффективности принятых управ­ленческих решений и результатов их выполнения.

Финансово-хозяйственный контроль означает распространение контрольной функции управления в сферу экономики.

Как система финансово-хозяйственный контроль включает следующие взаимосвязанные элементы:

· объекты контроля – субъекты хозяйствования и лица, деятельность которых подлежит проверке;

· субъекты контроля – носители прав и обязанностей, осуществляющие контрольные функции и принимающие решения по результатам контроля;

· предмет контроля − управленческая деятельность организации, хозяйственные и финансовые операции и процессы, предусмотренные планом проверки;

· метод контроля – совокупность приемов и способов осуществления контрольных действий;

· принципы контроля.

Финансово-хозяйственный контроль в системе управления выполняет несколько самостоятельных функций:

- информационная, которая заключается в получении информации, являющейся основанием для принятия управленческих ре­шений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

- профилактическая функция, которая заключается в устранении недостатков и злоупотреблений, а также недопущении их в дальнейшей работе;

- мобилизующая функция, которая заключается в том, что контроль обязывает всех субъектов хозяйствования и лиц ответственно выполнять свои функции;

- воспитательная функция, которая заключается в том, что, наличие контроля воспитывает потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей.

В условиях рыночных отношений перед финансово-хозяйственным контролем стоят следующие основные задачи:

- выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности деятельности организации;

- подготовка предложений по использованию вскры­тых резервов и контроль за их реализацией;

- контроль за экономным и рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов, предупреждение наруше­ний и злоупотреблений в их расходовании;

- пресечение непроизводительных расходов, потерь, недостач, растрат и хищений;

- контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип контроля − это общепризнанное правило действия в контрольных ситуациях.

К общепринятым принципам контроля относятся:

- Принцип объективности − непредвзятое выполнение контрольных функций и отражение результатов проверки в соответствии с фак­тическим состоянием дел объекта контроля.

- Принцип гибкости – предоставляет возможность на этапе подготовки к проверке при наличии оснований вносить изменения в планы осуществления контрольных дейст­вий.

- Принцип экономичности – достижение максимального эффекта контрольной (надзорной) дея­тельности при минимальных затратах на ее проведение.

- Принцип всеобъемлемости – распространение контроля на все стороны финансово-хозяйственной деятельности контролируемых объектов.

- Принцип внезапности – осуществление контрольных мероприятий без согласования времени их проведения с объектами контроля.

- Принцип непрерывности – систематическое выполнение контрольной (надзорной) деятельности, что обусловлено непрерывностью деятельности контролируемых объектов. Контролируемый период всегда на­чинается с момента окончания предыдущей проверки.

- раздел i теоретические основы контроля - student2.ru Принцип действенности – обусловлен активным воздействием контроля на эффективность деятельности объекта контроля путем выявления недостатков, предуп­реждения их в дальнейшей работе и оптимизации управленческих решений.

- Принцип плановости – выполнение контрольных функций в соответствии с планами контрольной (надзорной) деятельности.

- Принцип научности – предполагает применение достижений науки и передового опы­та в осуществлении контрольных функций.

- Принцип гласности − своевременное информирование заинтересован­ных должностных лиц и специалистов проверяемого объекта о результатах проведенных контрольных действий.

- Принцип массовости – возможность участия специалистов и других привлечен­ных лиц для осуществления определенных видов контроля.

В зависимости от властных полномочий субъектов контроля различают государственный, общественный и аудиторский контроль.

1. Государственный контроль осуществляюттолько государственные органы и иные организации, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов.

По целевой направленности государственный контроль, в свою очередь, подразделяется на общегосударственный, отраслевой, специальный.

- Общегосударственный контроль осуществляется в масштабах всей экономики органами государственной власти и управления.

- Отраслевой контроль организуется по отраслевому признаку и способствует эффективному развитию от­дельных отраслей экономики.

- Специальный контроль возложен на специализированные органы, которые осуществляют проверку в пределах своей компетенции.

2. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры.

3. Аудиторский контроль − это независимый контроль, который осуществляется специалистами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, и представляет интересы всех пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В зависимости от охватываемой контролем сферы вы­деляют следующие виды контроля:

1. Административный, который осуществляют комиссии административных орга­нов Республики Беларусь.Он обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.

2. Производственно-технический контроль осуществляется в производственной сфере и является способом оперативного регулирования процесса производства. Его осуществляют специализированные службы организаций, например, отделы технического контроля, диспетчерские службы, службы контроля качества и др.

3. Финансово-хозяйственный контроль представляет собой систему надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми субъектами хозяйствования с целью объектив­ной оценки экономической эффективности их деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности.

В зависимости от субъектов контроля финансово-хозяйственный контроль, в свою очередь, подразделяется навнутрихозяйственный;ведомственный и вневедомственный.

Внутрихозяйственный контроль деятельности коммерческой организации осуществляется специалистами данной организации. Его задачей является кон­троль за предпринимательской деятельностью в производственных единицах (филиалах, дочерних предприятиях и др.). Он защищает интересы организации и направлен на повышение эффективности ее функционирования.

Ведомственный контроль организуется контрольно-ревизионными службами министерств, ведомств и других вышестоящих органов. Он представляет интересы ведомства.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций специалистами контролирующих (надзорных) органов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проверяемых субъектов. Он осуществляется органами общейи специальной компетенциив соответствии с их функциями и в пределах их компетенции.

По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

1. Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций путем оценки их допустимости по данным соответствующих распорядительных документов. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования имущества и принятия необоснованных решений путем проверки проектно-сметной документа­ции, договоров, смет, документов, отражающих поступление и дви­жение товарно-материальных ценностей и денежных средств.

2. Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Он представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-технической, технологической и бухгалтерской документации. Он организуется, как правило, самой организацией. Его цель — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффек­тивности производства.

3. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля — установить правильность, закон­ность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений.

В процессе последующего контроля используются первичные доку­менты, отражающие совершенные хозяйственные операции, регистры бухгалтерского учета и отчетности.

Отличительной особеннос­тью последующего контроля является сплошной, периодический и констатирующий характер.

Результаты последующего контроля тесно связаны с результатами предварительного и текущего контроля, что позволяет вскрыть недос­татки в их проведении.

В зависимости от источников информации, используемой при выполнении контрольных действий, различают документальный и фактичес­кий контроль.

1. Документальный контроль базируется на использовании документальных носителей экономической информации о совершенных хозяйственных операциях. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности этих операций.

2. Фактический контроль основывается на установлении количественного и качественного состояния проверяемого объекта и осуществляется с помощью специальных приемов, например, обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвеши­вания и др. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных об имуществе организации, выполненных объемах ра­бот, оказанных услуг и т.д.

Форма контроля – способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Различают такие формы финансово-хозяйственного контроля, как проверка и аудит.

Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Аудит − это независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц с целью выражения мнения о достоверности отчетности и соответствия совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Целью ведомственного контроля является обеспечение:

а) соблюдения подведомственными организациями требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности,

б) сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества,

в) своевременного выявления, пресечения и предотвращения нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения,

г) выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности подведомственных организаций.

Для организации и проведения ведомственного контроля в составе органов государственного управления создаются контрольно-ревизионные службы (КРС).

При отсутствии КРС проверки по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов проводятся Главным контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов и его органами на местах.

Контроль за деятельностью подведомственных организаций осуществляется путем проведения тематических и комплексных проверок и ревизий.

Разработка методологии организации и осуществления ведомственного контроля, подготовки и представления отчетности о контрольно-ревизионной работе, а также контроль за состоянием ведомственного контроля в республике возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. Для координации деятельности органов ведомственного контроля при министерстве создан Методологический совет по ведомственному контролю.

Его основными задачами являются:

- определение основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы;

- рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деятельность ведомственного контроля;

- подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодательные акты с целью предотвращения нарушений государственной финансовой дисциплины;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта организации и осуществления ведомственного и внутрихозяйственного контроля;

- методологическое обеспечение ведомственного контроля.

Наши рекомендации