Лидер формирует набор ценностей и принципов
Помимо ясного видения будущего компании, лидеру необходимо сформировать набор нравственных ценностей и организационных принципов, определяющих правила поведения и принятия решений. Каждый должен знать, во что верит лидер и сотрудники компании и какие убеждения они готовы отстаивать. Вот почему лидеру необходимо привести свое видение отличной работы предприятия в соответствие с высокими общечеловеческими моральными стандартами. Помимо этого, лидер должен первым подавать пример соблюдения ценностей и правил, которые он устанавливает для остальных.
Самым лучшим стандартом поведения лидера является золотое правило. Оно гласит: ведите себя по отношению к другим так, как хотите, чтобы они вели себя по отношению к вам.
Например, когда Джек Уэлч был президентом «General Electric», он требовал, чтобы менеджеры обращались с каждым сотрудником так, словно в будущем он может обогнать их в продвижении по карьерной лестнице и тогда им самим придется работать под началом того человека, которым они сейчас командуют. Такая установка гарантировала вежливое и уважительное обращение менеджеров с персоналом.
Семь принципов лидерства
Существует семь принципов поведения, позволяющих повысить эффективность лидерства:
1. Ясность. Вы должны абсолютно четко понимать, кем являетесь и в чем заключается ваша роль. Вам необходимо иметь абсолютно ясное видение того, куда (цели и задачи организации) и каким именно образом (как можно достичь этих целей) вы хотите привести своих людей.
Кроме того, у вас должно быть абсолютно четкое понимание миссии организации, ее ценностей и принципов. Все: и люди вашего уровня, и те, кто работает под вашим началом, – должны точно знать, почему они занимаются этим делом и для достижения какой цели была создана их компания.
2. Компетентность. Выступая в роли лидера, вы должны установить стандарт отличной работы для организации, а также для каждого человека и подразделения. Поставьте перед собой цель вывести свою компанию на уровень ее самых успешных конкурентов или даже превзойти их. Вы обязаны неустанно искать способы повышения качества предлагаемых вами товаров и услуг.
3. Преданность. Лидер целиком и полностью предан организации и твердо верит, что его компания является самой лучшей в отрасли или непременно станет таковой в будущем. Его страстная преданность организации мотивирует и вдохновляет людей демонстрировать в работе все свои способности и вкладывать в нее всю свою душу.
4. Стремление преодолевать ограничения. Первоочередная задача лидера заключается в том, чтобы выявлять факторы, ограничивающие скорость достижения компанией ее самых важных целей в плане прибыльности и доходности. Затем он должен выделить людей и ресурсы для преодоления этих ограничений и устранения препятствий, чтобы дать компании возможность стать одной из лучших в отрасли.
5. Креативность . Лидер открыт для всех новых идей, поступающих из любых источников. Он постоянно побуждает людей находить более быстрые, простые и дешевые способы производства отличных товаров, предоставления услуг и проявления большей заботы о потребителях.
6. Желание учиться. Лидер должен постоянно заниматься чтением и прослушиванием специальной литературы, совершенствованием своих знаний и мастерства руководителя. Он обязан посещать дополнительные семинары и курсы, чтобы развивать свои навыки и способности.
Вместе с тем лидер должен пробуждать у каждого члена организации желание учиться и расти, являющееся естественной частью деловой жизни. Он обязан предоставлять сотрудникам время и ресурсы для обучения и повышения квалификации. Лидер знает, что в самых лучших компаниях работают люди с самым высоким уровнем подготовки. В компаниях второго сорта работают люди с более низким уровнем подготовки. В третьесортных компаниях люди обучены хуже всего – и эти фирмы первыми вылетают из бизнеса.
7. Последовательность . Лидер должен развивать навыки самодисциплины, чтобы быть последовательным, заслуживающим доверия, надежным, спокойным и предсказуемым в любых ситуациях. Работники коммерческого предприятия чувствуют себя очень комфортно, если их руководитель абсолютно последователен и надежен. Эффективный лидер не меняет линию своего поведения каждый день. Неожиданные ситуации и проблемы не заставляют его метаться, чтобы все время держать нос по ветру. Истинный лидер остается спокойным, позитивным и уверенным – особенно под давлением обстоятельств.
Неизбежные кризисы
Единственным неизбежным событием в жизни лидера является кризис . Человеку, ведущему за собой других, приходится регулярно переживать кризисы – непредсказуемые, неожиданные и часто способные причинить серьезный ущерб организации.
Однако именно в таких ситуациях лидер демонстрирует всю свою компетентность. Во время кризиса он сохраняет спокойствие, хладнокровие, объективность и полное самообладание. Лидер задает вопросы и собирает информацию, точно оценивает ситуацию и принимает верные решения, необходимые для минимизации ущерба.
Скрывать от окружающих свои страхи и дурные предчувствия великим лидерам помогает самодисциплина. Они не делятся своими тревогами с персоналом, поскольку знают, что это может вызвать у людей растерянность и привести к ухудшению морального состояния коллектива. Вместо этого лидер задает множество вопросов, старается вникнуть в ситуацию как можно глубже, чтобы получше в ней разобраться, и держит все свои чувства при себе.
В глазах членов организации их лидер всегда сохраняет спокойствие, оптимизм и полное самообладание – что бы ни случилось.
Лидерство и самоконтроль
Ваша готовность быть лидером напрямую зависит от способности проявлять дисциплинированность. Только когда вы докажете, что способны контролировать себя в любых ситуациях, у людей начнет расти уверенность в том, что вас можно выдвинуть в лидеры – и оставить на этой должности.
Лидер осознает, что все его слова, сказанные кому-то или о ком-то, преувеличиваются. Поэтому он хвалит и поощряет людей не только в их присутствии, но и когда их нет рядом. Лидер никогда не говорит ничего негативного, что может лишить человека мотивации, нанести ему обиду или быть неправильно истолковано. Если у него возникают проблемы с кем-то из подчиненных, он беседует с ним наедине, чтобы их не мог увидеть или услышать никто из посторонних.
Лидерские качества
Лидеры планируют, готовят, организуют и перепроверяют все в деталях. Они ничего не принимают на веру. Лидеры задают вопросы, чтобы удостовериться в правильном понимании ситуации или проблемы.
Выдающиеся лидеры действуют так, словно они являются владельцами компании. Они принимают на себя львиную долю ответственности, никогда не жалуются, не оправдываются и не обвиняют других в появлении проблем.
Лидеры четко ориентированы на действия . Они тщательно собирают информацию и принимают самые необходимые решения.
Лидеры устанавливают критерии и требуют, чтобы люди им соответствовали. Они настаивают на том, чтобы работа выполнялась быстро и качественно.