Учебно-ознакомительная практика
Содержание учебно-ознакомительной практики нацелено на получение студентом знаний и представлений о деятельности конкретной организации или его структурных подразделений, а также навыков работы менеджера.
При прохождении учебно-ознакомительной практики следует уделить особое внимание:
- изучению законодательных и нормативных документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и его подразделений, определяющих функции управленческих и маркетинговых служб на предприятии (Устава предприятия, положения о структурных подразделениях);
- изучению организационно-функциональной структуры организации;
- ознакомлению с организацией системы кадровой работы;
- ознакомлению с нормативными и методическими документами, регулирующими кадровую работу, квалификационными характеристиками на специалистов;
- ознакомлению с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);
- ознакомлению с условиями деятельности специалистов (организационно-техническое оснащение, организация рабочего места, распорядок дня, интенсивность работы, ее психологическая напряженность и т.д.), провести анализ рабочих функций менеджера на основе фотографии рабочей недели и хронометража отдельных операций;
- изучению объема, структуры, источников информации, используемых специалистами менеджмента при принятии решений;
- ознакомлению с основной продукцией или услугами предприятия.
При анализе рабочих функций целесообразно выделить основные функции подразделения, в котором трудится специалист, конкретные функции, закрепленные за ним, выделить первичные и вторичные в зависимости от главной задачи подразделения, в котором специалист занят. Если идентичные функции выполняются несколькими сотрудниками, необходимо определить их фрагментарность (исходя из общего числа людей, занятых её выполнением и долей времени, затрачиваемого на эти цели).
Изучить характер работы специалиста, уделяя особое внимание направленности («фокусу») его работы и степени загруженности вторичной работой.
Проанализировать фактические трудовые затраты специалиста на выполнение каждой из функций.
Составить упорядоченный список всех функций подразделений в порядке убывания затрат на их выполнение (каждая функция засчитывается как доля в общем фонде заработной платы подразделения. Это позволяет выделить дорогостоящие функции (до 80 % фонда з/п) и максимизировать их отдачу).
Проанализировать концентрированность работы специалиста (концентрированность работы сотрудника считается оптимальной, если он работает в пределах задач, определенных его должностной инструкцией. Например, если в должностной инструкции предусмотрено 5-8 видов функций, а фактическое их число достигает 14, работа данного специалиста, по-видимому, носит чрезмерно разнообразный характер.
Особое внимание на практике следует уделить информационному обеспечению специалиста по менеджменту.
Экономическая практика
В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией (объединением, фирмой), ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации, провести финансовый анализ организации:
1. На основании экономического чтения показателей формы № 1 «Бухгалтерский баланс» дать характеристику состояния финансовых ресурсов предприятия и их изменения за период.
2. Осуществить анализ структуры имущества и обязательств предприятия на основе построения агрегированного сравнительного аналитического баланса – нетто.
3. Провести горизонтальный анализ показателей бухгалтерского баланса.
4. Построить таблицу анализа ликвидность баланса и провести необходимые расчеты для осуществления этого анализа.
5. Рассчитать основные финансовые коэффициенты платежеспособности и охарактеризовать платежеспособность предприятия.
6. Осуществить прогноз банкротства предприятия.
7. Рассчитать основные финансовые коэффициенты финансовой устойчивости и охарактеризовать финансовую устойчивость предприятия.
8. Осуществить бальную оценку финансового состояния предприятия.
9. Рассчитать основные коэффициенты деловой активности и дать экономическую интерпретацию полученных значений.
10. Определить потребность предприятия в собственном оборотном капитале.
11. На основании экономического чтения отчета о прибылях и убытках дать характеристику финансовых результатов деятельности предприятия и их изменения за период.
12. Провести анализ уровня и динамики финансовых результатов с использованием таблицы факторного анализа прибыли.
13. Проанализировать основные параметры безубыточности деятельности предприятия.
14. Рассчитать основные финансовые коэффициенты рентабельности (прибыльности) и охарактеризовать уровень финансовых результатов предприятия.
В ходе практики кроме финансового анализа необходимо предусмотреть:
¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;
¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;
¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);
¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;
¾ изучение конкурентного окружения организации;
¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;
¾ изучение системы управления затратами;
¾ изучение внешнеэкономической деятельности;
¾ расчёт финансовых рисков;
¾ формирование финансовых результатов;
¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);
¾ знакомство с системой определения себестоимости.
Менеджерская практика
В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией, ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации:
1. Оценить степень организованности системы.
2. Изучить и оценить такие показатели деятельности предприятия как производительность, экономичность, эффективность, прибыльность, рентабельность.
3. Провести анализ информационной среды предприятия: сложность, упорядоченность, достоверность.
4. Структура управления предприятием: отразить отраслевые особенности.
5. Финансовые коэффициенты с учетом отраслевой принадлежности предприятия в динамике за 2-3 года.
6. Жизненный цикл предприятия: монопродуктового (производящего один продукт) и многопродуктового.
7. Оценить экономические и финансовые характеристики предприятия на различных этапах жизненного цикла.
8. Особенности формирования стратегии предприятия в зависимости от жизненного цикла.
9. Анализ и оценка деловой среды предприятия.
10. Взаимосвязь между миссией-стратегией-целями-задачами.
11. Аттестация персонала: возможности и перспективы.
12. Расчет потребности в персонале: количественные и качественные характеристики (в зависимости от ЖЦП).
13. Сбалансированная система показателей: возможности и трудности применения на предприятии.
14. Планирование: оперативное, тактическое, стратегическое.
Преддипломная практика
В период прохождения практики студент обязан изучить:
1 Внутренняя среда организации:
1.1. Цели и стратегия поведения организации;
1.2. Структура организации;
1.3.Задачи и технологии организации;
1.4. Кадры организации, ее руководство;
1.5. Взаимосвязь внутренних факторов.
2. Система управления организацией и ее основные элементы:
2.1. Состав, структура и особенности системы управления;
2.2. Основное содержание элементов системы;
2.3. Общие принципы управления;
2.4. Цели и задачи управления;
2.5. Функции в системе управления;
2.6. Методы управления;
2.7. Информация в системе управления;
2.8. Наличие современных технических средств системы управления;
2.9. Технология управления;
2.10. Структура системы управления;
2.11. Персонал системы управления;
2.12. Оптимизация и совершенствование системы управления.
3. Факторы внешнего воздействия на организацию:
3.1. Взаимосвязь среды прямого и косвенного воздействия;
3.2. Среда прямого воздействия;
3.3. Среда косвенного воздействия.
4. Планирование работы организации:
4.1. Элементы функции планирования;
4.2. Периоды времени, методы, структура и порядок осуществления планирования.
5. Организация работы на фирме:
5.1. Состав функции «Организация» и общее содержание элементов;
5.2. Распределение обязанностей и делегирование полномочий;
5.3. Определение организационно-технологических отношений в процессе работы.
6.Оперативное руководство деятельностью организации:
6.1. Сущность оперативного руководства;
6.2. Состав элементов функции «Оперативное руководство» и их общая характеристика.
7. Функции руководителей и кадровых органов при взаимодействии с персоналом:
7.1. Экономическая значимость персонала для организации;
7.2. Система подготовки персонала для организации;
7.3. Меры по «восстановлению сил» сотрудников.
8. Структура и стратегии бизнеса:
8.1. Структура бизнеса (направления деятельности, единицы стратегического планирования, конкретные рынки)
8.2. Регулярность анализа рыночной позиции и рыночной привлекательности для каждой единицы планирования
8.3. Роль и функции маркетинга в процессе корпоративного стратегического планирования
8.4. Эффективность маркетинговой стратегии компании
9. Планирование маркетинга и организационная структура
9.1. Годовые и долгосрочные стратегические планы маркетинга
9.2. Стратегия выбора целевых сегментов рынка
9.3. Анализ отрасли, спроса и конкуренции в каждом целевом сегменте
9.4. Стратегия позиционирования
9.5. Стратегия предложения
9.6. Стратегии управления торговыми марками
9.7. Стратегия распределения товаров
9.8. Стратегия ценообразования
9.9. Стратегии рекламы и стимулирования сбыта
В индивидуальном задании должно быть предусмотрено:
¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;
¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;
¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);
¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;
¾ изучение конкурентного окружения организации;
¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;
¾ изучение системы управления затратами;
¾ изучение внешнеэкономической деятельности;
¾ расчёт финансовых рисков;
¾ формирование финансовых результатов;
¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);
¾ знакомство с системой калькулирования себестоимости.
5. Обязанности студентов в период прохождения практики
5.1 С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.
5.2 В период прохождения практики каждый студент ведет дневник (Приложение Б), в котором фиксируется ежедневно выполняемая им работа.
5.3 В период прохождения практики студент обязан:
– своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;
– проявлять высокую организованность, строго выполнять положения внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину; ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;
– выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от университета и руководителя практики от организации;
– собрать необходимый материал для написания курсовых работ в соответствии с ее структурой.