Учебно-ознакомительная практика

Содержание учебно-ознакомительной практики нацелено на получение студентом знаний и представлений о деятельности конкретной организации или его структурных подразделений, а также навыков работы менеджера.

При прохождении учебно-ознакомительной практики следует уделить особое внимание:

- изучению законодательных и нормативных документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и его подразделений, определяющих функции управленческих и маркетинговых служб на предприятии (Устава предприятия, положения о структурных подразделениях);

- изучению организационно-функциональной структуры организации;

- ознакомлению с организацией системы кадровой работы;

- ознакомлению с нормативными и методическими документами, регулирующими кадровую работу, квалификационными характеристиками на специалистов;

- ознакомлению с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);

- ознакомлению с условиями деятельности специалистов (организационно-техническое оснащение, организация рабочего места, распорядок дня, интенсивность работы, ее психологическая напряженность и т.д.), провести анализ рабочих функций менеджера на основе фотографии рабочей недели и хронометража отдельных операций;

- изучению объема, структуры, источников информации, используемых специалистами менеджмента при принятии решений;

- ознакомлению с основной продукцией или услугами предприятия.

При анализе рабочих функций целесообразно выделить основные функции подразделения, в котором трудится специалист, конкретные функции, закрепленные за ним, выделить первичные и вторичные в зависимости от главной задачи подразделения, в котором специалист занят. Если идентичные функции выполняются несколькими сотрудниками, необходимо определить их фрагментарность (исходя из общего числа людей, занятых её выполнением и долей времени, затрачиваемого на эти цели).

Изучить характер работы специалиста, уделяя особое внимание направленности («фокусу») его работы и степени загруженности вторичной работой.

Проанализировать фактические трудовые затраты специалиста на выполнение каждой из функций.

Составить упорядоченный список всех функций подразделений в порядке убывания затрат на их выполнение (каждая функция засчитывается как доля в общем фонде заработной платы подразделения. Это позволяет выделить дорогостоящие функции (до 80 % фонда з/п) и максимизировать их отдачу).

Проанализировать концентрированность работы специалиста (концентрированность работы сотрудника считается оптимальной, если он работает в пределах задач, определенных его должностной инструкцией. Например, если в должностной инструкции предусмотрено 5-8 видов функций, а фактическое их число достигает 14, работа данного специалиста, по-видимому, носит чрезмерно разнообразный характер.

Особое внимание на практике следует уделить информационному обеспечению специалиста по менеджменту.

Экономическая практика

В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией (объединением, фирмой), ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации, провести финансовый анализ организации:

1. На основании экономического чтения показателей формы № 1 «Бухгалтерский баланс» дать характеристику состояния финансовых ресурсов предприятия и их изменения за период.

2. Осуществить анализ структуры имущества и обязательств предприятия на основе построения агрегированного сравнительного аналитического баланса – нетто.

3. Провести горизонтальный анализ показателей бухгалтерского баланса.

4. Построить таблицу анализа ликвидность баланса и провести необходимые расчеты для осуществления этого анализа.

5. Рассчитать основные финансовые коэффициенты платежеспособности и охарактеризовать платежеспособность предприятия.

6. Осуществить прогноз банкротства предприятия.

7. Рассчитать основные финансовые коэффициенты финансовой устойчивости и охарактеризовать финансовую устойчивость предприятия.

8. Осуществить бальную оценку финансового состояния предприятия.

9. Рассчитать основные коэффициенты деловой активности и дать экономическую интерпретацию полученных значений.

10. Определить потребность предприятия в собственном оборотном капитале.

11. На основании экономического чтения отчета о прибылях и убытках дать характеристику финансовых результатов деятельности предприятия и их изменения за период.

12. Провести анализ уровня и динамики финансовых результатов с использованием таблицы факторного анализа прибыли.

13. Проанализировать основные параметры безубыточности деятельности предприятия.

14. Рассчитать основные финансовые коэффициенты рентабельности (прибыльности) и охарактеризовать уровень финансовых результатов предприятия.

В ходе практики кроме финансового анализа необходимо предусмотреть:

¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;

¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;

¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);

¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;

¾ изучение конкурентного окружения организации;

¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;

¾ изучение системы управления затратами;

¾ изучение внешнеэкономической деятельности;

¾ расчёт финансовых рисков;

¾ формирование финансовых результатов;

¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);

¾ знакомство с системой определения себестоимости.

Менеджерская практика

В период прохождения практики студент обязан изучить систему управления и руководства организацией, ее структуру, планирование работы, факторы внешнего воздействия, принципы оперативного руководства деятельностью организации:

1. Оценить степень организованности системы.

2. Изучить и оценить такие показатели деятельности предприятия как производительность, экономичность, эффективность, прибыльность, рентабельность.

3. Провести анализ информационной среды предприятия: сложность, упорядоченность, достоверность.

4. Структура управления предприятием: отразить отраслевые особенности.

5. Финансовые коэффициенты с учетом отраслевой принадлежности предприятия в динамике за 2-3 года.

6. Жизненный цикл предприятия: монопродуктового (производящего один продукт) и многопродуктового.

7. Оценить экономические и финансовые характеристики предприятия на различных этапах жизненного цикла.

8. Особенности формирования стратегии предприятия в зависимости от жизненного цикла.

9. Анализ и оценка деловой среды предприятия.

10. Взаимосвязь между миссией-стратегией-целями-задачами.

11. Аттестация персонала: возможности и перспективы.

12. Расчет потребности в персонале: количественные и качественные характеристики (в зависимости от ЖЦП).

13. Сбалансированная система показателей: возможности и трудности применения на предприятии.

14. Планирование: оперативное, тактическое, стратегическое.

Преддипломная практика

В период прохождения практики студент обязан изучить:

1 Внутренняя среда организации:

1.1. Цели и стратегия поведения организации;

1.2. Структура организации;

1.3.Задачи и технологии организации;

1.4. Кадры организации, ее руководство;

1.5. Взаимосвязь внутренних факторов.

2. Система управления организацией и ее основные элементы:

2.1. Состав, структура и особенности системы управления;

2.2. Основное содержание элементов системы;

2.3. Общие принципы управления;

2.4. Цели и задачи управления;

2.5. Функции в системе управления;

2.6. Методы управления;

2.7. Информация в системе управления;

2.8. Наличие современных технических средств системы управления;

2.9. Технология управления;

2.10. Структура системы управления;

2.11. Персонал системы управления;

2.12. Оптимизация и совершенствование системы управления.

3. Факторы внешнего воздействия на организацию:

3.1. Взаимосвязь среды прямого и косвенного воздействия;

3.2. Среда прямого воздействия;

3.3. Среда косвенного воздействия.

4. Планирование работы организации:

4.1. Элементы функции планирования;

4.2. Периоды времени, методы, структура и порядок осуществления планирования.

5. Организация работы на фирме:

5.1. Состав функции «Организация» и общее содержание элементов;

5.2. Распределение обязанностей и делегирование полномочий;

5.3. Определение организационно-технологических отношений в процессе работы.

6.Оперативное руководство деятельностью организации:

6.1. Сущность оперативного руководства;

6.2. Состав элементов функции «Оперативное руководство» и их общая характеристика.

7. Функции руководителей и кадровых органов при взаимодействии с персоналом:

7.1. Экономическая значимость персонала для организации;

7.2. Система подготовки персонала для организации;

7.3. Меры по «восстановлению сил» сотрудников.

8. Структура и стратегии бизнеса:

8.1. Структура бизнеса (направления деятельности, единицы стратегического планирования, конкретные рынки)

8.2. Регулярность анализа рыночной позиции и рыночной привлекательности для каждой единицы планирования

8.3. Роль и функции маркетинга в процессе корпоративного стратегического планирования

8.4. Эффективность маркетинговой стратегии компании

9. Планирование маркетинга и организационная структура

9.1. Годовые и долгосрочные стратегические планы маркетинга

9.2. Стратегия выбора целевых сегментов рынка

9.3. Анализ отрасли, спроса и конкуренции в каждом целевом сегменте

9.4. Стратегия позиционирования

9.5. Стратегия предложения

9.6. Стратегии управления торговыми марками

9.7. Стратегия распределения товаров

9.8. Стратегия ценообразования

9.9. Стратегии рекламы и стимулирования сбыта

В индивидуальном задании должно быть предусмотрено:

¾ изучение законодательных и нормативно-правовых документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и ее подразделений;

¾ изучение организационно-функциональной структуры организации;

¾ ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);

¾ ознакомление и характеристика товаров и услуг организации, предоставившей базу практики;

¾ изучение конкурентного окружения организации;

¾ ознакомление и анализ системы организации стимулирования труда;

¾ изучение системы управления затратами;

¾ изучение внешнеэкономической деятельности;

¾ расчёт финансовых рисков;

¾ формирование финансовых результатов;

¾ изучение управления затратами (планирование, учёт, анализ, контроль);

¾ знакомство с системой калькулирования себестоимости.

5. Обязанности студентов в период прохождения практики

5.1 С момента зачисления студентов в качестве практикантов на них распространяется трудовое законодательство, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

5.2 В период прохождения практики каждый студент ведет дневник (Приложение Б), в котором фиксируется ежедневно выполняемая им работа.

5.3 В период прохождения практики студент обязан:

– своевременно в установленный срок явиться в назначенную для прохождения практики организацию;

– проявлять высокую организованность, строго выполнять положения внутреннего распорядка, установленного в организации, а также соблюдать трудовую и служебную дисциплину; ознакомиться и выполнять правила охраны труда и техники безопасности;

– выполнить программу практики добросовестно, в полном объеме и в установленный срок; четко и своевременно выполнять конкретные задания, поручения и указания руководителя практики от университета и руководителя практики от организации;

– собрать необходимый материал для написания курсовых работ в соответствии с ее структурой.

Наши рекомендации