Налоговое администрирование транспортного налога: проблемы и пути совершенствования
Никитушина К.,
студентка факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина,
Научный руководитель – Енькова М.О.
Ключевые слова: налоговое администрирование, транспортный налог, налогоплательщик, налоговая система, транспортное средство, налоговый инспектор, бюджет, законодательство, налоговые поступления.
Налоговое администрирование выступает важнейшим элементом эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны в целом. Целесообразность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в аспекте налогообложения.
Налоговое администрирование представляет собой деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечением виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения [3].
Цель налогового администрирования транспортного налога – повышение эффективности деятельности налоговой системы государства в области исчисления и взимания транспортного налога. Задачей налогового администрирования транспортного налога выступают прогнозирование налоговых поступлений налога, разработка новых концепций налогообложения транспортных средств, контроль над правильностью расчета, своевременностью и полнотой уплаты транспортного налога в региональный бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговое администрирование способствует выявлению и исправлению ошибок в налоговом учете, что позволяет минимизировать риск уменьшения финансовой устойчивости экономического объекта и всего государства в целом, а также увеличению эффективности фискальной политики государства посредством осуществления контроля над собираемостью налогов [2].
К процедурам налогового администрирования относятся:
• прогнозирование налоговых поступлений в бюджет;
• подготовка федеральных программ финансовой и налоговой политики;
• разработка законодательных проектов в области налогообложения;
• контроль над поступлением налогов бюджет, взыскание недоимок, штрафов и пеней.
Большая часть проблем и недостатков в системе налогового администрирования транспортного налога заключается в отсутствии надежных контактов с гражданами, а также в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Именно поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы, но и органы исполнительной и законодательной власти.
Недостатки налогового администрирования могут привести к снижению налоговых поступлений в бюджет, увеличению налоговых правонарушений, а также к социальной напряженности в обществе в целом. Именно поэтому совершенствование налогового администрирования в области транспортного налога представляет собой одну из главных задач налоговой политики Российской Федерации на современном этапе.
Проблемы администрирования транспортного налога связаны с общим несовершенством налогового законодательства и неточностями в формулировках, которые дают возможность избегать уплаты налога, и приводят к спорам, которые возможно разрешить в судебном порядке.
К основным проблемам в области администрирования транспортного налога относятся:
1. Определение категории и вида транспортного средства. Данная проблема является наиболее сложной, так как Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает правила отнесения транспортных средств к категории легковых, грузовых и т.д. и не содержит ссылку на нормативно - правовой документ, классифицирующий виды транспорта.
На практике отнесение транспортного средства к определенной категории выполняется с помощью:
· сведений с завода-изготовителя;
· данных паспорта транспортного средства;
· отраслевой нормали ОН 025 270-66;
· общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ).
2. Продажа транспортных средств по доверенности. Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, приобретено или переданным им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, то налогоплательщиком является то лицо, которое указано в данной доверенности. Лица, на которых зарегистрированы такие транспортные средства, должны сообщить в налоговые органы по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. В уведомлении должны быть указано транспортное средство, а также лицо, которому оно передано. При подтверждении факта передачи автомобиля по доверенности третьему лицу плательщиком транспортного налога будет признано данное лицо. [1].
3. Доставка уведомлений об уплате налога. Обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица после получения им налогового уведомления об уплате и прекращается с уплатой данного налога. Весьма распространенным случаем является неполучение налогоплательщиком налогового уведомления. Причинами этого могут являться:
· неправильное указание адреса фактического проживания физического лица;
· работники почтового отделения не оповестили физическое лицо об уведомлении об уплате транспортного налога;
· технические неполадки в работе специализированной программы, в результате которых налоговые уведомления не могут быть распечатаны.
4. Взыскание транспортного налога и пеней. В настоящее время взыскание недоимок по транспортному налогу и пеням с физических лиц возможно только в судебном порядке. Срок подачи искового заявления об уплате недоимки в суд - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок выставления требования или подачи искового заявления пропущен, то недоимку в судебном порядке взыскать будет невозможно.
В настоящее время администрирование транспортного налога имеет немалое значение, так как транспортный налог является важной составляющей бюджетов региона. Размер транспортного налога не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому его администрирование приобретает особую актуальность.
Одной из главных задач для законодательства о налогах и сборах является упрощение администрирования транспортного налога. Но в большинстве случаев новые нормативно – правовые акты усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и налоговому инспектору.
Таким образом, на основе выявленных проблем могут быть предложены следующие пути совершенствования налогового администрирования транспортного налога:
1.Выявление новых способов и схем, которые используются для уклонения от уплаты транспортного налога. Также данная мера включает в себя осуществление контроля над крупнейшими налогоплательщиками, в том числе за организациями в сфере монополий.
2.Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием транспортного налога. Необходимо предоставлять формы налоговой отчетности налогоплательщикам и разъяснять порядок их заполнения, а также проводить внутренний аудит налоговых органов, развивать системы электронного взаимодействия и обеспечивать своевременное рассмотрение обращений граждан.
3.Главным направлением налогового администрирования транспортного налога должно являться определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты транспортного налога.
4.Принимаемые нормативно-правовые акты по транспортному налогу должны регламентировать не только порядок исчисления, но и определять все составляющие его администрирования.
5.Администрирование транспортного налога должно быть эффективным в части обеспечения необходимых налоговых поступлений в региональный бюджет и снижения издержек на осуществление налогового контроля государства и налогоплательщиков.
Грамотно сбалансированное налоговое администрирование транспортного налога, включающее в себя интересы, как государства, так и налогоплательщиков, выступает важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая [Текст] : офиц. текст. — М. : Издательство «Омега — Л», 2015. — 939 с;
2. Гончаренко, Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст] / Л.И. Гончаренко, Н.С. Горбова, А.В. Варнавский. — М.: Инфра - М, 2015. - 544 с;
3. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Текст] / В. Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2012. - 680 с;
4. СПС «Гарант»; [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.garant.ru свободный, Загл. с экрана
5. СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.consultant.plus.ru свободный, Загл. с экрана.