Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций
Процедуры оценивания знаний, умений и владений регулируются соответствующими приказами, распоряжениями ректората о контроле уровня освоения дисциплин и сформированности компетенций студентов.
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Нормативная база:
1 Конституция Российской Федерации (в ред. Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ). – URL: http://www.consultant.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994, №51-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - URL: http://www.consultant.ru/
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015). - URL: http://www.consultant.ru/
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014). - URL: http://www.consultant.ru/
5 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 20.04.2015) «О банках и банковской деятельности». - URL: http://www.consultant.ru/
6 Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О рынке ценных бумаг». - URL: http://www.consultant.ru/
7 Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». - URL: http://www.consultant.ru/
8 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступившими в силу с 29.01.2015). - URL: http://www.consultant.ru/
9 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 23.07.2013). - URL: http://www.consultant.ru/
10 Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» (ред. от 05.05.2014). - URL: http://www.consultant.ru/
11 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 30.03.2015, с изм. от 18.05.2015). - URL: http://www.consultant.ru/
12 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2015). - URL: http://www.consultant.ru/
13 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - URL: http://www.consultant.ru/
14 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности».- URL: http://www.consultant.ru/
Основная литература:
15 Гражданское право: учебник. в 3 т. Т.2 / В.В. Безбах [и др.] ; под ред. В.П. Мозолина . - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 968 с. - ISBN 978-5-392-16288-8.
16 Николюкин С.В. Основы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: учебное пособие / С.В. Николюкин. – М.: Юрлитинформ, 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-93295-619-9.
17 Павлов П.В. Правовое обеспечение экономики: Учебное пособие / П.В. Павлов. - М: Магистр: Инфра-М, 2010. - 384 с. - ISBN 978-5- 9776-0104-7.
18 Право для экономистов и менеджеров: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Финуниверситет ; под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. - М.: Юрайт, 2014 . - 548 с. - (Бакалавр. Прикладной курс). -ISBN 978-5-9916-3667-4.
Дополнительная литература:
19 Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет и налогообложение операций по договору купли-продажи // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2015. - №8. – С. 2-6; 2015. №9. – С.2-9
20 Белоусова О.М.; Бедринцев А.К.; Дадашев А.З.; Звягинцев П.С.Совершенствование институциональных и финансовых механизмов формирования и реализации инвестиционной политики государства: Монография - М.: Финуниверситет, 2013. - 248 с.
21 Овчинников, А.А. Инвестиционное право: Учебное пособие / А.А. Овчинников; Финуниверситет, Каф. гражданского и арбитражного процесса. — М.: Финуниверситет, 2013 — 178 с.
22 Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право . – 2015. – № 3. - С. 16-22
Периодические издания:
1 Журнал «Актуальные проблемы экономики и права» - http://www.apel.ieml.ru/
2 Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика» - http://www.lawinfo.ru/
3 Журнал «Российский юридический журнал» - http://www.ruzh.org/
4 Журнал «Юридическое образование и наука» - http://www.bukvoved.ru/
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Интернет-ресурсы:
1 http://www.scopus.com/- Полнотекстовая база данных. Рефераты, статьи.
2 http://www. sub3.webofknowledge.com/ - База данных Web of Science.
3 http://www. rospravosudie .com/ - Сайт РосПравосудие
4 http://www. duma.gov.ru/ - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
2 http://www.garant.ru/ - справочная правовая система Гарант
3 http://www.consultant.ru/ - справочная система Консультант+
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Для успешного освоения учебной дисциплины «Правовое регулирование экономической деятельности» нужно изучать учебную литературу, дополнительную литературу, а также самостоятельно постоянно искать новые источники правовой информации по дисциплине. Задача студента состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в мониторинге поступающей информации и отбирать необходимую для изучения данной дисциплины. Представляется обязательным систематическое ознакомление с широким кругом профессиональных журналов.
10.1 Общие положения по выполнению эссе
Эссе по дисциплине «Правовое регулирование экономической деятельности» предназначено для проверки степени усвоения студентами пройденного материала по данной дисциплине.
Эссе выполняется после прослушивания студентами лекционного курса по дисциплине и их самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем учебной литературой. Эссе должно показать, что его автор освоил фундаментальные знания по изучаемой дисциплине.
Эссе носит теоретико-практический характер и дает дополнительный опыт самостоятельной работы над выбранной темой, заключающийся в подборе необходимой литературы, письменном изложении материала на основе систематизации, обобщении, критическом анализе изученного материала и умении решения практических задач.
Эссе является одной из форм контроля знаний студентов по курсу Б1.1.1.7. «Правовое регулирование экономической деятельности» и предусмотрен учебным планом.
Студенты пишут эссе по закрепленному за ними варианту строго по алфавиту. Тема эссе выбирается в соответствии с указанной начальной буквой фамилии. Распределение номеров вариантов приведено в таблице 8.
Таблица 8. – Распределение номеров вариантов эссе по дисциплине Б1.1.1.7 «Правовое регулирование экономической деятельности» в соответствии с начальной буквой фамилии студента.
№ варианта | Начальная буква фамилии | № варианта | Начальная буква фамилии | № варианта | Начальная буква фамилии |
1-й вариант | А | 11-й вариант | К | 21-й вариант | Ф |
2-й вариант | Б | 12-й вариант | Л | 22-й вариант | Х |
3-й вариант | В | 13-й вариант | М | 23-й вариант | Ц |
4-й вариант | Г | 14-й вариант | Н | 24-й вариант | Ч |
5-й вариант | Д | 15-й вариант | О | 25-й вариант | Ш |
6-й вариант | Е | 16-й вариант | П | 26-й вариант | Щ |
7- й вариант | Ё | 17-й вариант | Р | 27-й вариант | Э |
8-й вариант | Ж | 18-й вариант | С | 28-й вариант | Ю |
9-й вариант | З | 19-й вариант | Т | 29-й вариант | Я |
10-й вариант | И | 20-й вариант | У |
Определив вариант, необходимо внимательно ознакомиться с планом и рекомендованной к теме литературой, которая будет использоваться при выполнении эссе. Начинать нужно с базового учебника, отражающего программу дисциплины.
Положительная оценка эссе по дисциплине Б.1.1.1.7 «Правовое регулирование экономической деятельности» является допуском к экзамену. Работа, не получившая положительной оценки («зачет»), не дает оснований для допуска к итоговому экзамену по дисциплине.
В качестве методических ориентиров при выполнении эссе можно использовать учебные пособия, лекции, а также тексты первоисточников — авторов той или иной экономической теории.
Требования к оформлению эссе:
Текстэссе выполняется с использованием компьютера и распечатывается на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт – Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал - 1,5. Полужирный шрифт для выделения названий структурных элементов работы, отдельных слов не используется. Не разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, положениях, формулах путем использования шрифтов разной гарнитуры.
Номера страниц проставляют в середине нижнего поля листа, соблюдая сквозную нумерацию. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется. Нумерация начинается со второй страницы — «Содержание».
Каждое задание и другие структурные элементы работы — содержание, список использованных источников — начинаются с новой страницы.
В заключительной части эссе необходимо привести список использованных источников (учебников, монографий, статей и др.).
Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, которые использовались при написании эссе.
Составление списка литературы осуществляется в соответствии с Межгосударственными стандартами ГОСТ 7.82-2001. СИБИД. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1-2—3 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.23-96 «Система стандартов по информации, библиотечному издательскому делу. Издания информационные».
В структуру списка литературы входит основная и дополнительная литература по алфавиту, которая может включать:
-нормативные и правовые акты;
-сборники статей и официальных материалов;
-материалы конференций, совещаний, семинаров;
-журналы;
-электронные ресурсы;
-книги, учебники, учебные пособия, монографии;
-учебно-методическую литературу и прочие издания:
-справочно-информационные системы.
-при составлении списка нормативных и правовых актов их следует расположить по степени убывания юридической силы.
10.2 Образцы оформления списка литературы
1.Нормативные и правовые акты.
1.1 Нормативные акты
Например:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ) //Собрание законодательства Российской Федерации, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. Сборники статей и официальных материалов
2.1 Статья
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - Год. - Номер. – Страницы, на которых размещена статья.
2.2 Статья, если авторов более трех
Заглавие статьи / И.О. Фамилия первого автора [ и др.] // Заглавие документа: сведения относящиеся к заглавию / сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания, - год издания. – Первая и последняя страница статьи.
3.Электронные ресурсы
Источники нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа.
Образец оформления титульного листа приведен далее.
10.3 Методические рекомендации по написанию эссе:
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например: «Возможна ли демократия на современном этапе развития общества?»
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе:
- титульный лист;
- введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»;
- основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ.
Хорошо проверенный способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы;
- заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ