Результаты освоения компетенций
Компетенции из учебного плана | Планируемые результаты обучения при прохождении практики | |||||
Код | Содержание компетенции | Уровень | Знания | Умения | Навыки | Опыт |
ОПК-2 | способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | Пороговый | Знает источники данных, необходимых для решения профессиональных задач | Умеет пользоваться техническими средствами, в частности 1СПредприятие | Владеет навыками сбора информации и пользования информационными системами | Приобретение опыта сбора и обработки экономических данных конкретного хозяйствующего субъекта |
ПК-6 | способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических явлениях и процессах, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | Пороговый | знает группы финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления | умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности | владеет методами сбора информации и её анализа. | Приобретение опыта поиска, сбора и обработки данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических явлениях и процессах |
1.4. Указание места практики в структуре образовательной программы
Учебная практика относится к циклу практики, вариативная составляющая Б2.ВР.01. Для успешного прохождения учебной практики обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходеизучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Экономика организаций (предприятий)», «Финансы предприятий отраслей народного хозяйства», «Статистика», «Бухгалтерский учет и анализ», «Финансы», «Налоги и налогообложение».
Указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях (либо в астрономических часах)
Учебная практика проводится на 2 курсе по завершении 4 семестра. Объём практики - 216 часов или 6 зачётных единиц.
Содержание практики. Цели и задачи практики
Учебная практика – первый вид практики на предприятии, поэтому ее основной целью является знакомство студентов с реальным производством, особенностями финансово-экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в современных условиях.
Цель и задачи учебной практики определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки бакалавра, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации.
Учебная практика нацелена на закрепление, расширение и углублений полученных теоретических знаний по изучаемым дисциплинам, приобретение практических навыков самостоятельной работы, выработку умений применять их при решении конкретных экономических задач.
Целью учебной практики, которая определяет ее учебную нагрузку, является формирование в условиях производства первичных профессиональных навыков студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности.
Задачи практики:
1) рассмотреть основные виды деятельности субъекта, структуру управления, персонал, проанализировать основные экономические показатели деятельности;
2) рассмотреть основные финансовые и бухгалтерские документы, с которыми работают сотрудники финансово-экономических подразделений, документооборот;
3) рассмотреть следующие группы финансовых отношений:
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;
- взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
- взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
4) Отраслевые, организационно-правовые и другие особенности организации финансовой работы на предприятии (в учреждении, организации).
Этапы практики
Первым этапом практики является подготовительный, во время которого студенты осуществляют:
- ознакомление с организацией, правилами внутреннего распорядка;
- выполнение заданий, сбор фактического материала.
Вторым этапом является отчётный, во время которого студенты осуществляют:
- обработку, систематизацию собранного материала, анализ полученной информации, подготовку отчета, получение характеристики (отзыва) руководителя практики от предприятия;
- сдачу отчета по практике, дневника практики, устранение замечаний руководителя практики, защиту отчета.
В отчёте рассматриваются следующие вопросы в соответствии с содержанием и задачами практики:
1. Краткая характеристика хозяйствующего субъекта, на котором проходит практика.
2. Характеристика основных документов бухгалтерской и финансовой отчётности и других финансовых документов с отражением специфики деятельности хозяйствующего субъекта (банка, налоговой инспекции, страховой компании, отделения Пенсионного фонда, инвестиционной компании и т.д.) в разрезе видов деятельности (текущая операционная, инвестиционная, финансовая).
3. Характеристика системы финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта с бюджетом, внебюджетными фондами, работниками, поставщиками, покупателями и другими хозяйствующими субъектами.
4. Отраслевые, организационно-правовые и другие особенности организации финансовой работы на предприятии (в учреждении, организации).
Отчёт по учебной практике должен быть оформлен в соответствии с программой практики и раскрывать её содержание. Объём отчёта не должен превышать 15 – 20 машинописных страниц. Отчёт включает титульный лист (оформление титульного листа показано в приложении), содержание, основную часть, а также при необходимости приложения (финансовые и бухгалтерские документы). В основной части студент раскрывает содержание изложенных выше четырёх пунктов отчёта по практике.
В общей характеристике хозяйствующего субъекта рассматриваются основные виды деятельности субъекта, структура управления, персонал, анализируются основные экономические показатели деятельности. Характеристика должна быть краткой – не более 1-2 страниц.
При выполнении второго пункта Программы практики студент должен изучить бухгалтерские и финансовые документы хозяйствующего субъекта и приложить их (можно копии или ксерокопии) к отчёту. Необходимо изучить бухгалтерский баланс, финансовый план (бюджет) организации, отчёт о прибылях и убытках (о финансовых результатах), отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании средств. При характеристике отчёта о движении денежных средств необходимо характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
При этом следует учитывать, что текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели в соответствии с предметом и целями деятельности.
Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и.т.п.)
Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заёмных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заёмных средств и т.п.)
Копии или ксерокопии финансовых и других задействованных в отчёте документов прикладываются к отчёту.
Студент должен рассмотреть организацию финансового документооборота на предприятии. Желательно составить схему документооборота с указанием названия первичных документов и направления их движения.
При выполнении третьего пункта программы практики (Характеристика системы финансовых взаимоотношений хозяйствующего субъекта) студент должен рассмотреть теоретически группы финансовых отношений хозяйствующего субъекта, предварительно проанализировав мнения разных авторов по этому вопросу и аргументируя собственную позицию, на основе проведённого критического анализа.При проведении анализа позиций разных авторов по вопросу группировки финансовых отношений и отнесения каких-либо видов денежных отношений к финансовым студент в отчёте обязательно должен сделать ссылки на использованную литературу с указанием не только источника, но и номера страницы, на которой расположена мысль цитируемого автора. Затем студент должен рассмотреть конкретные группы финансовых отношений, в которые вступает хозяйствующий субъект, в котором проходит практика.
Примером таких взаимоотношений могут служить следующие:
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;
- взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
- взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
При изучении финансовых отношений хозяйствующего субъекта необходимо обратить внимание на все группы финансовых отношений и в отчёте характеризовать не только односторонние отношения, но и финансовые взаимоотношения хозяйствующего субъекта с государством, банками, своими работниками и т.д., то есть рассмотреть не только налоговые платежи в бюджет, но и финансирование из бюджета, не только материальное стимулирование работников, но и возмещение ими ущерба, финансовые санкции и т.п. Студент должен также изучить плановые и фактические документы предприятия, используемые им при реализации финансовых отношений.
Затем студент изучает организацию финансов хозяйствующего субъекта и излагает в отчёте выводы об особенностях организации финансов в зависимости от отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы, специфики деятельности предприятия (учреждения, организации). Так, например, при прохождении практики на сельскохозяйственном предприятии необходимо рассмотреть бюджетные источники финансирования деятельности предприятия, влияние климатических условий на организацию финансов, особенности производственного и финансового циклов и т.п. При прохождении практики в акционерном обществе нужно рассмотреть особенности формирования уставного (акционерного) капитала и распределения прибыли (выплата дивидендов, создание резервного фонда) и др. В случае прохождения практики на малом предприятии нужно рассмотреть финансовую поддержку малого бизнеса со стороны государства, особенности налогообложения малых предприятий и т.п. В том случае, если при рассмотрении особенностей организации финансов анализируемого хозяйствующего субъекта студент использует финансовую литературу, то в отчёте он обязательно должен сделать ссылки на использованную литературу с указанием не только источника, но и номера страницы, на которой расположена мысль цитируемого автора.
Копии или ксерокопии финансовых и других задействованных в отчёте документов прикладываются к отчёту.
Защита отчёта по практике принимается руководителем практики или при необходимости проводится на заседании комиссии, формируемой кафедрой. Комплексная оценка по практике выставляется с учётом правильности заполнения дневника практики, отчёта по практике и его устной защиты.