Организация практики, базы практики

Программа прохождения практики предусматривает несколько этапов:

Этапы Задачи этапов
1. Подготовительный Знакомство с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов. Решение организационных вопросов.
2. Рабочий Знакомство с условиями прохождения практики. Выполнение программы практики.
3. Итоговый Подготовка отчета (дневника) по практике. Подведение итогов практики.

Подготовительный этап практики включает в себя решение организационных вопросов. Он начинается с установочного семинара, который проводится представителем кафедры, отвечающим за организацию и проведение практики.

В рамках установочного семинара представители базовых учреждений (заместители директора) и руководители практики (преподаватели кафедры) знакомят студентов с программой финансово-экономической практики, требованиями к их деятельности, режимом их работы, формой отчетности по практике, решают другие необходимые вопросы.

Рабочий этап практики включает: знакомство студентов с базовым учреждением, составление каждым студентом индивидуального плана работы, предварительную разработку содержания основных видов профессиональной деятельности, осуществление этих видов деятельности в соответствии с планом, консультирование с руководителями практики на базе хозяйствующего субъекта.

В ходе итогового этапа студенты в установленные сроки оформляют отчет по практике, получают письменный отзыв и оценку руководителя практики о проделанной работе. В течение итогового этапа студенты анализируют и обсуждают с руководителями полученные результаты финансово-экономической практики.

№ п/п Разделы (этапы) практики Сроки выпол-нения раздела, этапа и преду-смотренных заданий Виды работы на практике, включая само-стоятельную работу студентов Формы текуще-го контроля
Подготовительный этап,включающий установочную конференцию Первая неделя практики Участие в конференции Организационная конференция
2.1   2.2     2.3     2.4   2.5 Рабочий этап Составление индивидуального плана деятельности согласно программе практики. Изучение состояния современных проблем экономики и менеджмента   Определение основных направлений проведения исследования по проблеме выпускной работы на базе учреждения.   Проведение опытно-экспериментальной работы по теме дипломного исследования: определение цели и задачи ОЭР, разработка программы ОЭР, подбор исходных материалов для ОЭР; проведение анализа результатов. Разработка и внедрение в производственную деятельность продукта вы-пускной работы на основе проведенного анализа экономической ситуации на предприятии, в соответствии с запросами рынка и основными направлениями развития экономики и управления     В течение практики Анализ учебно-методической документации   Разработка и корректировка научно-методологической и понятийно-терминологической составляющих ВКР     Разработка программы ОЭР, подбор экономической информации   Построение и корректировка компонентов ВКР, реализация ее констатирующего и формирующего этапов   Проверка програм-мы и резуль-татов ОЭР в структуре ВКР     Проверка дневника предди-пломной практики
     
Итоговый этап Анализ и обобщение полученных результатов согласно программе практики; оформление отчета и выводов по практике В течение 10 дней по окончании практики Заполнение и представление дневника и отчета (с презен-тацией основных результатов) Презентация результа-тов прак-тики, дневник по практике

5. Содержание практики, требования к практике (обязанности практикантов и обязанности руководителя практики), охрана труда

Организация самостоятельной работы студентов

В процессе самостоятельной работы студенты изучают теоретическую литературу по проблемам проведения научного исследования в области управления.

Каждый этап (раздел) финансово-экономической практики предполагает самостоятельную работу.

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы:

1. Составьте индивидуальный план деятельности на период практики.

2. Изучите состояние современных проблем в области экономики и менеджмента.

3. Определите основные направления исследования поставленной в выпускной работе проблемы.

4. Определите цели и задачи ОЭР, разработайте программу ОЭР, подберите диагностические материалы для проведения ОЭР.

5. Разработайте план и проведите психолого-педагогическое исследование по заявленной проблеме. Оформите результаты работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям студентов.

6. Разработайте продукт выпускной работы в соответствии с научно-методологическим аппаратом работы, внедрите его в производственный процесс базового учреждения, при помощи методов математической статистики определите его результативность / эффективность.

7. Соберите необходимые материалы и оформите дневник практики.

8. Подготовьте отчет по итогам практики.

Обязанности руководителя практики от предприятия:

- в день прибытия студента на практику до его допуска к прохождению практики обеспечить инструктаж по техники безопасности и противопожарных мерах;

- составить и утвердить приказ о назначении руководителя и допуска к рабочему месту прохождения ознакомительной практики студентом-практикантом;

- назначенному руководителю практики при участии студента и руководителя практики от университета (в случае необходимости) составить календарный план прохождения практики в соответствии с программой и с учетом специфических условий работы предприятия;

- ежедневно обеспечивать студентов-практикантов работой в соответствии с календарным планом и программой и обеспечивать необходимую помощь в подборе практического материала и написании отчета по практике.

- обеспечивать нормальные условия работы студента-практиканта;

- проводить собеседования по отдельным разделам программы и результатам практики, организовывать консультации;

- с целью ознакомления студентов с производственной структурой и организацией управления, технологией и основными функциями ведущих производственных и управленческих подразделений проводить экскурсии (с обследованием работы каждого подразделения;

- ознакомлять и разъяснять системы управления финансами, действующими на предприятии в организации, учреждении, функциями, которыми наделены эти предприятия и их подразделения;

- контролировать соблюдение студентами трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка, техники безопасности и пожарных правил;

- организовать проверку отчета по результатам практики, проводить оценивание работы студента во время практики, и подвести общие итоги его деятельности по результатам практики с указанием соответствия ее содержания программе практики (в полном объеме или с указанием степени соответствия) и подтверждением записи руководителя практики в установленном порядке подписью, заверенной печатью предприятия в документах по ознакомительной практике;

- составить на студента-практиканта отзыв-характеристику о качестве прохождения учебно-ознакомительной практики с оценкой его работы по пятибалльной системе.

Обязанности студента-практиканта:

- соблюдать действующий на базе практики режим работы, включая табельный учет;

- находиться на месте практики в течение всего трудового дня; вести дневник по установленной форме и представлять его на проверку и подпись руководителю от базы практики;

- своевременно и качественно выполнять программу практики;

- ежедневно заполнять дневник о проделанной работе;

- подчиняться указаниям руководителей практики от предприятия и университета;

- участвовать в экскурсиях с целью ознакомления с производственной структурой и организацией управления, технологией и основными функциями ведущих производственных и управленческих подразделений; функциями, которые они выполняют;

- знакомиться с организацией бухгалтерского, финансового и налогового видов учета, взаимосвязью между производственными, административными, учетными подразделениями, деятельностью основных экономических служб и их работников: (кассиров, бухгалтеров, экономистов, финансистов и т.д.;

- назначение и использование средств вычислительной техники в различных экономических подразделениях;

- по окончанию практики в течение установленного кафедрой срока представить отчет, полностью отражающий содержание программы, с необходимыми приложениями. К отчету прилагаются: программа практики, дневник, календарный план прохождения практики, характеристика на отдельном листе, заверенная гербовой печатью.

На студентов - практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, могут налагаться взыскания, о чем сообщается ректору ЛГУ имени Тараса Шевченко и на кафедру «Финансов, учета и банковского дела» для решения вопроса о возможности дальнейшего пребывания их студентами университета.

Студенту, не выполнившему программу практики, продлевается срок ее прохождения.

В случае невыполнения программы практики, непредставления отчета о практике, либо получения отрицательного отзыва руководителя практики от предприятия, где практиковался студент, и неудовлетворительной оценки при защите отчета студент отчисляется из университета.

Методические рекомендации для преподавателя

Современный, гуманистический, подход к организации финансово-экономической практики основывается на следующих положениях:

1. Ведущей задачей всех руководителей финансово-экономической практики становится развитие профессиональной компетентности бакалавров в области профессионально-педагогической деятельности, развитие индивидуальных творческих способностей будущих управленцев. Для решения этой задачи предусматривается большая дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики (вариативность заданий-проектов, предлагаемых студентам на выбор с учетом их профессиональной подготовки и индивидуальных особенностей и т.д.).

2. В организации финансово-экономической практики предусматривается усиление самостоятельности и активности студентов. Практика носит обучающий и развивающий характер. При ее организации и проведении преподавателями решаются, во-первых, прикладные задачи: создать условия для овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями. Во-вторых, решаются задачи расширения и углубления профессиональных (предметных, методических) знаний и приобретения новых. В-третьих, задачей практики является развитие индивидуальных способностей студента.

3. Финансово-экономическая практика носит воспитывающий характер, когда к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие коллектива предприятия. Как член коллектива студент выполняет все виды и функции профессиональной деятельности, но в то же время он является студентом, ведущим свой инновационный поиск.

4. Программа предусматривает тесную связь теории с практикой. На практике уделяется большое внимание анализу управленческих ситуаций, альтернативным управленческим решениям; анализу, реализации и планированию управленческой деятельности. Бакалавры представляют свои расчеты и разработки, составляют технологические карты, собирают данные по теме исследования. В процессе организации финансово-экономической практики руководителями от выпускающей кафедры должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии:

- мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем;

- дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов финансово-экономической практики и подготовки отчета;

- компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации научно-исследовательской информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.

5. Важной составляющей финансово-экономической практики являются мастер-классы, которые организуют для бакалавров опытные педагоги для передачи своего опыта по использованию отдельных управленческих технологий, методов и приемов работы с различными категориями информации.

Наши рекомендации