Практика 09-10. Инфологическое проектирование базы данных
Практика 09-10. Инфологическое проектирование базы данных
Цель: Познакомить студентов с основными понятиями организации информационного фонда объекта управления информационных систем. Рассмотреть структуру информационных систем управления производством. Рассмотреть основные понятия концептуального инфологического проектирования БД ИС и проектирования реализации БД ИС.
План:
Вступление
- Информационные системы управления производством.
- Концептуальное инфологическое проектирование БД ИС.
- Проектирование реализации БД ИС.
- Самостоятельная работа
Выводы
Литература:
Основная:
1. Пономаренко В.С. Информационные системы и технологии в экономике. Пособие. / За ред. В.С.Пономаренко – К., ВЦ «Академия», 2002. – 544с.
2. Писаревска Т. А., Огородный О. В. Інформаційні системы в управлении персоналом и экономики труда: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисц./ За заг. ред. Т. А. Писаревской. — К.: КНЕУ, 2006. — 284 с.
3. Ситник Н. В. Проектування баз и хранилищ данных: Навч. пособие. / Н. В. Ситник — К.: КНЕУ, 2004. — 348 с.
Дополнительная:
4. ГайдаржиВ. І. Основы проектирование и использование баз данных. 2-е издание, исправленное и дополнено. / В. И. Гайдаржи, О. А. Крыса. – К.: Политехника НТУУ «КПИ», 2004. – 254 с.
5. Голицына О.Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
6. Шкарина Л. Язык SQL:учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.
7. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб: Питер, 2001.
8. Астахова И.Ф., Толстобров А. П., Мельников В. Г. SQL в примерах и задачах: Учеб. пособие.- Мн.: Новое знание,2002.
9. Орлов С.А. Технология разработки программного обеспечения: Учебник. – СПб.: Питер, 2002.
10. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Вступление
В целом предприятие любой отрасли можно рассматривать как субъект экономической деятельности, что потребляет необходимые ресурсы и достигает определенного запланированного результата. Рис. 1. графически представляет систему управления предприятием.
Рис. 1. Система управления предприятием
Система управления предприятием представляет пирамиду, которую можно условно разбить на два слоя: нижний - оперативный и верхний - стратегический. На вход системы управления поступает информация об основных ресурсах, которыми необходимо руководить (финансовых, материальных, кадровых, информационных), в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия. По мере того как мы двигаемся наверх по пирамиде, переходя из слоя в слой, происходит структуризация первичной информации, ее свертка и фильтрация, так что отчеты, что попадают к высшему руководству, уже содержат всего несколько величин, однако самого существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию.
Информационные системы управления производством
Используя модель управления предприятием можно ввести классификацию систем управления, представленную в таблице 1.
Таблица 1.
Корпоративные информационные системы (КИС)
Весь спектр интегрированных систем управления от больших КИС (EIS - Enterprise Information System) к "коробочным» бухгалтерским программам можно разделить на четыре группы по степени интеграции: большие, средние, малые и локальные системы. Они различествуют по набору функций, стоимости и сложности внедрения. Наиболее известные системы представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Задание 1. Создать инфологическую модель базы данных исходя из первичных документов.
Вариант 1 (по номеру в журнале)
Вариант 2 (по номеру в журнале)
Вариант 3 (по номеру в журнале)
Вариант 4 (по номеру в журнале)
Вариант 5 (по номеру в журнале)
Вариант 6 (по номеру в журнале)
Вариант 7 (по номеру в журнале)
Вариант 8 (по номеру в журнале)
ЗАДАНИЕ 2: Спроектировать структуру БД по своему варианту согласно номеру в журнале, Приложение Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Автомагазин»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Справочник об автомобилях (код модели, модель, цвет, коробка передач, обивка, наличие кондиционера, заводская цена).
· Данные по комплектующим к продаваемым автомобилям.
· Справочник о клиентах (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта, адрес, телефон).
· Предоставление скидки и кредита постоянным клиентам.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Расчет продажной стоимости автомобиля в зависимости от комплектации
· Расчет суммы ежемесячных выплат при оплате в кредит
· Контроль регулярных выплат по кредитам
· Заказы на приобретение автомобилей или комплектующих к ним.
Гостиница»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Характеристика гостиничного комплекса (список номеров гостиницы,
количество мест в каждом номере, тип номера - люкс, полу-люкс, обычный, стоимость проживания).
· Список бронированных мест.
· Журнал регистрации клиентов гостиницы (занимаемый номер, дата
приезда, дата отъезда);
· Справочник тарифов предлагаемых гостиницей услуг.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Отчет о финансовых результатах за отчетный период.
· Список свободных номеров
· Расчет стоимости проживания и услуг
· Формирование архива клиентов
· Расчет скидок постоянным клиентам
Соревнования»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Данные о видах соревнований и сроках встреч (игр).
· Справочник об участниках соревнования (фамилия, имя, отчество, да
та рождения, пол, номер и серия паспорта, адрес, телефон).
· График проведения соревнования,
· Размер призов.
· Судейский персонал.
· Итоги соревнований
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Печать регулярных сообщений о результатах соревнований.
· Сумма набранных балов каждым участником.
· Расчет суммы премии по результатам соревнований
· Финансовый результат от проведенных состязаниях: билеты, спонсорские вклады, затраты
Агентство по торговле недвижимостью»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Справочник о клиентах агентства (фамилия, имя, отчество, номер и
серия паспорта, адрес, телефон).
· Справочник о видах деятельности агентства.
· Справочник недвижимости, предоставляемых услуг и тарифов.
· Справочник о персонале фирмы (фамилия, имя, отчество, должность,
рабочий телефон).
· Контракты (дата заключения, клиент, наименование предоставленной
услуги, размер платежей).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Вывод данных по результатам и видам деятельности каждого из сотрудников на данный момент.
· Финансовый результат от риэлтерской деятельности
· Расчет стоимости услуг по договору
· Поисковые функции недвижимости по различным признакам
· Прогноз по продажам на базе статистической информации
Туристическая фирма»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Справочник о турах (наименование тура, место проведения,
продолжительность, стоимость)
· Справочник о клиентах (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол,
номер и серия паспорта, адрес, телефон).
· Предоставление скидок и кредитов постоянным клиентам.
· Справочник о текущих турах, местонахождении (справочник об оте
лях) группы клиентов в данный момент.
· Заключенные контракты, платежи.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Печать итогов деятельности фирмы.
· Расчет стоимости тура, включая перелет и др. услуги
· Формирование информации по наличию мест, «горящих» путевках, скидках
· Информация о прохождению тура по каждому клиенту
· Расчеты при нарушении условий контракта по туру
Студенческая библиотека»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· О студентах (фамилия, имя, отчество, № зачетной книжки, курс, адрес,
телефон).
· О книгах (инвентарный номер, авторы, название, другое).
· Дата выдачи книги, срок возврата.
· Начисление пени, при задержке книги или отказ в обслуживании.
· Сведения о новых поступлениях.
· Сведения о списываемой литературе.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Формирование отчета о должниках
· Рассылка уведомлений по почте при задержке возврата.
· Поисковые функции по автору, названию источника и др.
· Расчет стоимости услуги, финансового результата
· Формирование списка востребуемых источников
Футбольный турнир»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· О командах (название, клуб, страна, ФИО старшего тренера). О расписании игр
· Об игроках (код игрока, фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер и серия паспорта, адрес, телефон).
· О принадлежности к команде (код игрока, дату начала и дату оконча
ния игры за команду).
· О матчах (дата проведения, место проведения, участники матча, ре
зультат).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Печать итогов соревнований на данный момент упорядоченных по результатам проведенных игр.
· Печать регулярных сообщений о результатах соревнований.
· Сумма набранных очков каждым участником.
· Расчет суммы премии по результатам соревнований
· Финансовый результат от проведенных состязаниях: билеты, спонсорские вклады, затраты
Торговля»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· О торговой точке (фамилия, имя и отчество владельца, идентификационный код, адрес, телефон, наименование,
· Среднемесячные эксплуатационные расходы, стоимость патента, налоги).
· Об ассортименте торговой точки.
· О товаре (поставщик, код товара, наименование, единица измерения, оптовая цена, количество, стоимость доставки).
· Продажи
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Доставка, рассылка заказов поставщикам, .
· Расчет платежа по договору
· Формирование заказа на товарный список
· О результатах торговли (дата продажи, товар, количество, розничная цена).
· Себестоимость, финансовый результат
Поликлиника»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Карточку пациента (ФИО, номер и серия паспорта, пол, дата рождения, адрес, телефон, место работы, должность).
· Сведения о приеме (дата приема, жалобы пациента, диагноз, назначения, лекарства, , льготы, диспансеризация, направление на ВКК).
· Результата анализов
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Информация о выданных больничных
· Информация о группах заболеваний
· О результатах лечения: выдача бюллетеня, продление бюллетеня, выписка по завершении лечения, диспансеризация, направление на ВКК, назначено амбулаторное лечение)
· Статистика о заболеваниях, эпидемиях гриппа, инфекционных заболеваниях
Железная дорога»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о маршрутах (номер рейса, пункт назначения, время отправления, время прибытия в пункт назначения).
· Сведения о поездах (число вагонов спальных, купейных, плацкартных, общих)
· Сведения о вагонах (категория вагона, число мест).
· Сведения о билетах (стоимости билетов до пунктов назначения по рейсам и категориям вагонов, бронировании).
· Кассовые данные (дата и количество проданных билетов по пунктам
назначения, по рейсам и по категориям вагонов).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Статистика о продажах по категориям вагонов, купейных и др., мест
· Отчет о незаполненных местах
· Отчет о сезонных колебаниях продаж
· Прогноз продаж билетов
· Отчет о льготниках
Маршрутные такси»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о водителе (ФИО, номер маршрута, тип машины, плановый
доход за смену).
· Сведения о маршруте (номер маршрута, протяженность маршрута,
стоимость проезда по маршруту).
· Сведения о машине (тип машины, число мест, себестоимость часа работы, среднемесячная стоимость гаражного обслуживания).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· аналитическую и кассовую информацию (суточный километраж пробега, суточные поступления денег от каждой машины)
· затраты на ГСМ, накладные расходы, налоги
· финансовый результат
· расчет зарплаты водителя
Автостанция »
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о маршруте (номер рейса, пункт назначения, расстояние, стоимостная зона, время отправления, время прибытия в конечный пункт).
· Сведения об автобусе (тип автобуса, число мест, нормативный вес бесплатного багажа, средняя стоимость прохождения по маршруту).
· Сведения о билете (стоимостная зона, стоимость билета, стоимость провоза 1 кг багажа сверх норматива).
· Кассовую информацию (номер рейс, приобретено билетов, стоимость платной багажной загрузки).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· аналитическую и кассовую информацию (суточный километраж пробега, суточные поступления денег от каждой машины)
· затраты на ГСМ, накладные расходы, налоги
· финансовый результат
· расчет зарплаты водителя
Авиаперевозки»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о рейсе (номер рейса, тип самолета, пункт назначения, время
отправления, время прибытия в конечный пункт, стоимость билета бизнес- класса, стоимость билета 1-го класса, стоимость билета 2-го класса, стоимость провоза 1 кг багажа сверх нормы).
· Сведения о самолете (тип самолета, число мест бизнес- класса, число
мест 1-го кл., число мест 2-го кл., допустимый вес багажной загрузки).
· Кассовую информацию (ФИО пассажира, рейс, класс билета, вес платного багажа).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· аналитическую и кассовую информацию
· затраты на ГСМ, накладные расходы, налоги, зарплата летному составу
· финансовый результат
· отчет о задержках и потерях прибыли из-за задержки
· Формирование списка пассажиров рейса
Троллейбусный парк»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о маршрутах (номер маршрута, название маршрута, протя
женность маршрута, количество троллейбусов на маршруте).
· Сведения о водителях (ФИО, табельный номер, классность, стаж работы).
· Сведения о троллейбусе: срок эксплуатации, тип (одинарный, двойной), марка (чешский, московский, днепропетровский и т.д.).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· аналитическую и кассовую информацию (суточный километраж пробега, суточные поступления денег от каждой машины)
· затраты на электроэнергию, накладные расходы, налоги
· финансовый результат
· расчет зарплаты водителя
· Льготники
Социологический опрос»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Справочник исходных данных социологического опроса (тема опроса, заказчик, сроки проведения опроса, содержание вопроса, и ответы на вопрос);
· Документ с информацией об ответах респондента на вопросы анкеты (тема опроса, сведения о респонденте (возраст, пол, образование, тип населенного пункта (город, село), вид занятий, социальное положение), содержание вопроса, ответы на вопрос и выбранный вариант ответа);
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Документ анализа ответов проведенного опроса по социальному положению (в долях)
· Отчет о результатах опроса по категориям населения
· Сравнительный анализ опроса по регионам, населенным пунктам
Коммерческое объявление»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
Форма для размещения объявления (категория, имя/организация, тема, текст, E-mail, URL, адрес, телефоны, срок опубликования);
· Список клиентов;
· Форма для ввода критериев поиска объявлений (искать в категории, все объявления с по __ (сегодня, за последнюю неделю, за последние 2 недели т.д.), содержащие текст, из города)
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Расчет скидок и кредитования постоянных клиентов, рассылка по почте уведомления об истечении сроков размещений объявления.
· Контроль сроков размещения объявлений
· Расчет оплаты за объявления
· Поиск объявлений по критерию
· Отчет о финансовых результатах
Штатное расписание»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Форма штатного расписания отдела предприятия (должность, количество ставок, минимальный оклад по ставке, максимальный оклад по ставке);
· Справочник отделов предприятия;
· Список сотрудников предприятия (фамилия, имя, отчество, должность, оклад, штат/совместитель);
· Приказы об изменении штатного расписания или изменения должности сотрудника.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Ведомость выдачи заработной платы сотрудникам отдела.
· Фактический штатный состав подразделений, вакансии
· Табель учета рабочего времени согласно штатному расписанию
· Ведомость замещения сотрудников в случае болезни, командировки и т.п.
· Расчет суммы экономии или перерасхода средств по шатному расписанию
Склад»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Справочник поставщиков (код поставщика, наименование поставщика, адрес, расчетный счет, телефон, факс и т.д.);
· Список материалов.
· План выпуска готовой продукции (номер цеха, год, код изделия, наименование изделия, единица измерения, количество);
· Список заказов клиентов на поставку (перечень товаров, сроки реализации заказа).
· Документы об оплате, финансовом состоянии предприятия.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Формирование заказа на поставку материалов, товаров
· Формирование документов на оплату
· Приходование материалов
· Расчет потребности материалов на план выпуска продукции
· Список выполненных, текущих и отложенных к исполнению заказов.
24. "Заявки на авиабилеты"
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Заявка: Пункт назначения, номер рейса, фамилию и инициалы пассажира, желаемую дату вылета.
· Сведения о рейсе (номер рейса, тип самолета, пункт назначения, время
отправления, время прибытия в конечный пункт, стоимость билета бизнес- класса, стоимость билета 1-го класса, стоимость билета 2-го класса, стоимость провоза 1 кг багажа сверх нормы).
· Сведения о самолете (тип самолета, число мест бизнес- класса, число
мест 1-го кл., число мест 2-го кл., допустимый вес багажной загрузки).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Гарантия прибытия в заданный пункт назначения не позже указанного срока с учетом пересадок.
· вывод заявок по заданному номеру рейса и дате вылета;
· вывод всех заявок упорядоченных по пунктам назначения;
· вывод всех заявок, упорядоченных по датам вылета.
· Стоимость услуг по заявкам
25. "Обмен квартир"
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Заявка: фамилию и инициалы заявителя, а также сведения о двух квартирах: требуемой (искомой) и имеющейся.
· Сведения о каждой квартире: количество комнат, площадь, этаж, район, стоимость
· Реестр квартир находящихся под арестом
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· поиск в картотеке подходящего варианта
· вывод всей картотеки.
· Формирование договора на обмен квартир, расчет стоимости услуги
· Финансовый результат деятельности риэлтера
Аренда помещения»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Договор о сдаче в аренду (номер договора, дата, Арендатор - наименование, ФИО руководителя, телефон, юридический адрес), Арендодатель - ЖЭУ №, ФИО руководителя, юридический адрес, телефон),
· сведения об арендуемом помещении: адрес, описание, площадь, коэффициент престижности, срок аренды (с, по),
· стоимость аренды в месяц, на весь срок)
· Система скидок или штрафных санкций.
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Реальные выплаты по аренде.
· Расчет пени
· Отчет о договорах сдачи помещений
· График выплат по аренде.
· Финансовый результат
Поликлиника»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Карточку пациента (ФИО, номер и серия паспорта, пол, дата рождения, адрес, телефон, место работы, должность).
· Сведения о приеме (дата приема, жалобы пациента, диагноз, назначения, лекарства, , льготы, диспансеризация, направление на ВКК).
· Результата анализов
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Информация о выданных больничных
· Информация о группах заболеваний
· О результатах лечения: выдача бюллетеня, продление бюллетеня, выписка по завершении лечения, диспансеризация, направление на ВКК, назначено амбулаторное лечение)
· Статистика о заболеваниях, эпидемиях гриппа, инфекционных заболеваниях
Железная дорога»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о маршрутах (номер рейса, пункт назначения, время отправления, время прибытия в пункт назначения).
· Сведения о поездах (число вагонов спальных, купейных, плацкартных, общих)
· Сведения о вагонах (категория вагона, число мест).
· Сведения о билетах (стоимости билетов до пунктов назначения по рейсам и категориям вагонов, бронировании).
· Кассовые данные (дата и количество проданных билетов по пунктам
назначения, по рейсам и по категориям вагонов).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· Статистика о продажах по категориям вагонов, купейных и др., мест
· Отчет о незаполненных местах
· Отчет о сезонных колебаниях продаж
· Прогноз продаж билетов
· Отчет о льготниках
Маршрутные такси»
База данных должна содержать следующую минимальную входную информацию:
· Сведения о водителе (ФИО, номер маршрута, тип машины, плановый
доход за смену).
· Сведения о маршруте (номер маршрута, протяженность маршрута,
стоимость проезда по маршруту).
· Сведения о машине (тип машины, число мест, себестоимость часа работы, среднемесячная стоимость гаражного обслуживания).
Перечень минимальных реализуемых функций (прецедентов):
· аналитическая и кассовая информация (суточный километраж пробега, суточные поступления денег от каждой машины)
· затраты на ГСМ, накладные расходы, налоги
· финансовый результат
· расчет зарплаты водителя
Практика 09-10. Инфологическое проектирование базы данных
Цель: Познакомить студентов с основными понятиями организации информационного фонда объекта управления информационных систем. Рассмотреть структуру информационных систем управления производством. Рассмотреть основные понятия концептуального инфологического проектирования БД ИС и проектирования реализации БД ИС.
План:
Вступление
- Информационные системы управления производством.
- Концептуальное инфологическое проектирование БД ИС.
- Проектирование реализации БД ИС.
- Самостоятельная работа
Выводы
Литература:
Основная:
1. Пономаренко В.С. Информационные системы и технологии в экономике. Пособие. / За ред. В.С.Пономаренко – К., ВЦ «Академия», 2002. – 544с.
2. Писаревска Т. А., Огородный О. В. Інформаційні системы в управлении персоналом и экономики труда: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисц./ За заг. ред. Т. А. Писаревской. — К.: КНЕУ, 2006. — 284 с.
3. Ситник Н. В. Проектування баз и хранилищ данных: Навч. пособие. / Н. В. Ситник — К.: КНЕУ, 2004. — 348 с.
Дополнительная:
4. ГайдаржиВ. І. Основы проектирование и использование баз данных. 2-е издание, исправленное и дополнено. / В. И. Гайдаржи, О. А. Крыса. – К.: Политехника НТУУ «КПИ», 2004. – 254 с.
5. Голицына О.Л., Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004
6. Шкарина Л. Язык SQL:учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.
7. Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб: Питер, 2001.
8. Астахова И.Ф., Толстобров А. П., Мельников В. Г. SQL в примерах и задачах: Учеб. пособие.- Мн.: Новое знание,2002.
9. Орлов С.А. Технология разработки программного обеспечения: Учебник. – СПб.: Питер, 2002.
10. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Вступление
В целом предприятие любой отрасли можно рассматривать как субъект экономической деятельности, что потребляет необходимые ресурсы и достигает определенного запланированного результата. Рис. 1. графически представляет систему управления предприятием.
Рис. 1. Система управления предприятием
Система управления предприятием представляет пирамиду, которую можно условно разбить на два слоя: нижний - оперативный и верхний - стратегический. На вход системы управления поступает информация об основных ресурсах, которыми необходимо руководить (финансовых, материальных, кадровых, информационных), в то время как ее выходом является результат основной деятельности предприятия. По мере того как мы двигаемся наверх по пирамиде, переходя из слоя в слой, происходит структуризация первичной информации, ее свертка и фильтрация, так что отчеты, что попадают к высшему руководству, уже содержат всего несколько величин, однако самого существенных для выработки стратегических решений по управлению и развитию.