Применение инструментов маркетинга тееиторий для развития теериториальных единиц в краснодарском каре
Яхимович А.А.,
студент 3 курса бакалавриата, направление менеджмент,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар
Научный руководитель:
Берлин С.И.,
д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе, профессор кафедры «Экономики и финансов»
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал.
Аннотация: автор рассматривает применение института маркетинга территорий для развития территориальных единиц в Краснодарском крае.
Ключевые слова: маркетинг, инструменты маркетинга, развитие территориальных единиц.
Summary: the author considers application of institute of marketing of territories for development of territorial units in Krasnodar Krai.
Keywords: marketing, instruments of marketing, development of territorial units.
В последнее время тема развития территорий набирает все большие обороты и становится одной из самых актуальных тем. Увеличение интереса к данной теме можно объяснить возрастающей конкуренцией регионов за ресурсы, инвестиционные и человеческие (специалисты, туристы, местные жители и т.д.). Маркетинг территорий позволяет охарактеризовать территорию и создать ее «привлекательный образ».
Исходя из этого, основной задачей данного исследования является изучение основ маркетинга территорий. Формирование индивидуализированного образа региона представляет собой комплекс свойств и мероприятий, создаваемый для построения необходимого знания о территории. Продвижение территории должно иметь продуманную стратегию и поддерживать связь с потребителем в виде рекламы, обратной связи и фирменного стиля.
Главное в маркетинге территорий – это то, что территория может предложить для привлечения потребителей, а также условия для бизнеса, инвестиций и отдыха[1].
На основании вышесказанного можно выделить следующие цели маркетинга территории: создание инвестиционной привлекательности территориальной единицы; разработка и внедрение стратегии по развитию территории; развитие творческого и трудового потенциала человеческих ресурсов;
Маркетинг территорий направляет свои механизмы на продвижение продукции и товаров, производимых и продаваемых на территории, предприятий, а также на привлечение инвесторов.
Отсюда следует необходимость в разработке конкурентной политики регионов.
Сегодня ряд регионов России также формируют и четко определяют направления развития территории, направленные на потребителя, конечный результат и свободу выбора; создают структуры регионального маркетинга при администрациях региона.
Краснодарский край не является исключением. В крае создаются и продвигаются бренды региона, основные сферы экономики, реализуется развитие инфраструктуры, охрана достопримечательностей, выделение событий, персоналий, товаров:
- «Вина Кубани»;
- Зимняя Олимпиада 2014;
- Горнолыжные курорты Красной Поляны, которые достигли международного уровня;
- Сельское хозяйство (Кубань – житница России);
- Курорты Краснодарского края;
- Этническая деревня «Атамань», этническая деревня – самый крупный комплекс в России;
- Строительство трассы для «Формулы 1», на которую ушло около 200 миллионов долларов;
- Чемпионат мира по футболу 2018, который будет проходить впервые в России [2].
Сейчас в крае возрос туристический поток в несколько раз. Медийная активность Краснодарского края - это системно построенный процесс пиара. Он сыграл и продолжает играть очень важную роль в позиционировании Кубани как инвестиционно-привлекательного региона»[3].
Одним из направлений деятельности на который следует сделать акцент, это брендинг территорий, то есть повышение конкурентоспособности региона. В Краснодарском крае можно выделить много ярких примеров брендинга территорий, среди которых: "Курорты краснодарского края". Это связано с тем, что туризм является крупнейшей экспортной отраслью и по своему значению уступает лишь нефтегазоперерабатывающей промышленности и автомобилестроению. В настоящих экономических условиях туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. А также уже ставший брендом проект "Вина Кубани" и этническая деревня "Атамань".
Важным аспектом для маркетинга территорий являются целевые аудитории, потому что именно на них необходимо направлять усилия территориального маркетинга. Их можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Исходя из этого, знания о территории должны формироваться для внешних и для внутренних целевых аудиторий. Сформировав положительный имидж территории среди жителей, можно рассчитывать на эффективное продвижение имиджа во внешнюю среду.
Отсюда следует, что жители территории и есть та основная целевая аудитория, на которую должны быть направлены усилия маркетинга, так как без вовлеченности жителей в реализацию программ развития территории все усилия в этом направлении будут нести отрицательный, либо нулевой характер.
Для использования маркетингового инструментария на региональном уровне необходимо провести ряд направлений работ. Одним из таких направлений является методологическая работа экспертов в части совершенствования программно-целевых методов управления (определения целей и программ развития).
Кроме того, для повышения эффективности работы управления социально-экономическим развитием региона необходимо обеспечить обучение государственных и муниципальных служащих по направлениям: брендинг территорий; маркетинг территорий; стратегическое планирование; инвестиционная деятельность;; государственно-частное партнерство и другие.
Данную потребность выявил мониторинг внедрения инвестиционных стандартов на территории Краснодарского края[2]. Что маркетинг территории может дать Краснодарскому краю: обеспечение притока высококвалифицированной рабочей силы; сформировать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса; привлечь на рынки новых участников и новые виды продуктов; повысить рост территориальной занятости и доходов постоянного населения; вызвать дополнительные поступления налоговых и неналоговых доходов в региональный бюджет; улучшение имиджа региона и отдельных его территорий; вовлечение региональной экономики в глобальные инвестиционные проекты; привлечение дополнительных бюджетных инвестиций и обеспечение приращения частных инвестиций; создание новых объектов территориальной инфраструктуры.
Территориальный маркетинг превращается в новый фактор регионального управления, использование которого приведет к успешному социально-экономическому развитию территории за счет оптимального использования потенциала территории.
Список использованных источников:
1. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. №1. С. 82-95.
2. Форум Стратегия развития регионов России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://forum-mt.ru/
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – http:// www.gks.ru
Юридические науки