Тенденции социальных расходов в государственной политике
Дрынова В. В.,
студент 2 курса факультета государственного и муниципального управления,
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, г. Саратов.
Научный руководитель:
Свищева В. А.,
к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения,
Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, г. Саратов.
Аннотация: Автор рассматривает сущность расходов государства на социальные нужды и их положение в общей политике страны, а также выявляет основные тенденции изменения объема выплат в социальную сферу.
Ключевые слова: государственная политика, социальные расходы государства, консолидированный бюджет, здравоохранение, образование.
Summary: The author considers the essence of state expenses on social needs and their position in the general policy of the country, and it reveals the main trends of changes in the volume of payment into the social sphere.
Keywords: public policy, social expenses of the state, consolidated budget, healthcare, education.
В настоящее время в условиях экономической нестабильности, которая стала следствием введенных санкций, государство определило расширение социальной поддержки как одно из основных направлений бюджетной политики. Социальная политика в первую очередь направлена на поддержку семей с детьми, лиц старшего возраста, инвалидов и граждан, находящихся за чертой бедности [3, с. 2]. Она включает в себя такие показатели как пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, охрану семьи и детства, прикладные научные исследования в данной области и другие вопросы. Обеспечивается социальная политика благодаря осуществлению денежных выплат населению, в частности это публичные нормативные социальные выплаты гражданам, стипендии, премии, гранты и иные выплаты [1].
Социальные расходы государства-это затраты бюджетной системы в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, сми, физической культуры и спорта [3, с.3].
Рассматривать социально значимые расходы принято как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Это обуславливается федеративным устройством Российской Федерации, наличием 85 субъектов в ее составе, которые различаются экономическим положением, бюджетной обеспеченностью, уровнем и качеством жизни населения, приоритетами в политике и другими показателями. Наиболее полно всю структуру федерального бюджета и бюджетов регионов отражает консолидированный бюджет Российской Федерации, анализ которого позволяет понять масштаб различий в финансировании социальной среды между регионами и причины этого неравенства. Основная часть финансирования социальных обязательств распределяется при помощи таких межбюджетных трансфертов как дотации, субсидии и субвенции, которые направляются в бюджеты субъектов и муниципальных образований. Также большой объем социальных расходов осуществляется через государственные внебюджетные фонды- Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государство ставит перед собой задачу повысить уровень и качество жизни населения. И одним из наиболее важных инструментов для достижения данной цели является социальная политика. В 2017 году в структуре расходов федерального бюджета она составляет 5097,1 млрд. рублей, 31,4% от общего объема расходов, и является наибольшей по величине. Для сравнения, в 2016 году расходы федерального бюджета на социальную политику составили 4628,1 млрд. рублей, что с учетом установленного Федеральной службой государственной статистики уровня инфляции в 2016 году в 5,4% позволяет сделать вывод о реальном повышении затрат на социальные нужды [2, с. 13]. Однако объем средств в 2018 году снижается на 2,4% по сравнению с 2017 годом. «Это объясняется единовременной выплатой пенсионерам в январе 2017 года в размере 5000 рублей. Поскольку данная выплата будет разовой, то и получается такой всплеск расходов именно в 2017 году»,- ответила в интервью «Российской газете» Татьяна Нестеренко, первый заместитель министра финансов. Если не брать во внимание единовременную выплату пенсионерам, то темпы роста расходов на социальную политику в 2017 году составят приблизительно 5%, а в 2018 году расходы всё же повысятся на 2% [4].
Таким образом, можно выделить такую тенденцию в государственной политике социальных расходов как повышение объема расходов. На сегодняшний день экономическая обстановка в мире не даёт поводов предполагать высокие темпы роста социально значимых расходов, однако для того, чтобы реальный уровень этих выплат не падал вследствие инфляции, государство планирует размеренно повышать объем расходов.
Расходы по выплатам отдельным категориям граждан, вместе с тем, снижаются. Это, например, расходы на компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации или компенсации в возмещении вреда, причинённого здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву. Такая тенденция обусловлена сокращением численности граждан-получателей данных выплат [4].
В сфере здравоохранения в 2017 году ожидается рост объема расходов. Консолидированный бюджет в данной области по отношению к 2016 году увеличится на 9,8% и составит 3004,7 млрд. рублей, а в 2018 году вырастет еще на 9,2% [4]. Однако здесь необходимо отметить изменение механизма финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Если раньше она оплачивалась из федерального бюджета, то с 2017 года эту обязанность несёт Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. На объем расходов данное изменение не повлияет, но, с точки зрения структуры, федеральный бюджет сократится, а бюджет территориального фонда увеличится, что обеспечит принятие наиболее рациональных решений.
Расходы на образование в 2017 по сравнению с предыдущим годом увеличатся на 2% и составят 568,5 млрд. рублей [4]. Такие значения связаны в большей степени с решением повысить оплату труда педагогов федеральных государственных образовательных учреждений. При этом большая часть расходов в этой области как и в предыдущие годы направлена на региональный уровень- на дошкольное и общее образование.
В краткосрочной перспективе тенденцию к повышению расходов также имеют такие отрасли социальной политики как культура и кинематография, физическая культура и спорт. В средства массовой информации, согласно Бюджету для граждан на 2017 год, планируется направлять такой же объем денежных средств, который на них расходовался в 2016 году.
Необходимо также отметить такую важную для большого числа граждан тенденцию, как постепенное уменьшение реального размера выплат материнского капитала. Это связано с решением Министерства финансов не индексировать материнский капитал до 2020 года. С момента возникновения данной программы размер выплат вырос на 181 процент, и он мог бы иметь тенденцию к дальнейшему росту, однако под влиянием экономической ситуации в стране рост выплат был "заморожен".
Таким образом, на социальные расходы в государственной политике оказывает большое влияние экономическое положение в стране. Негативные аспекты в народном хозяйстве государства тормозят процесс развития и расширения объёмов выплат по многим направлениям государственных расходов, в том числе по некоторым аспектам социальной политики. Однако, несмотря на это, бюджетное законодательство гарантирует исполнение тех расходных обязательств, которые уже приняты, что даёт уверенность в обеспечении для граждан минимально необходимых для безбедного существования условий.
Список использованных источников:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Бюджет для граждан к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"// Министерство финансов Российской Федерации, 2016.
3. Зубаревич Н. В., Горина Е. А. Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты// Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2015.
4. Зыкова Т. Правительство направляет проект федерального бюджета депутатам Госдумы// рубрика: "Экономика" Российская газета. 27.10.2016. №7113 (245).