Эмоциональное выгорание педагогов средней и высшей школы: сравнительный анализ

Леонова А.С.,

студентка 3 курса факультета управления и психологии

Кубанский государственный университет г. Краснодара.

Научный руководитель:

Скрипниченко Л.С.,

канд.социол.наук,доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии,

Кубанский государственный университет г. Краснодара.

Аннотация: Автор рассматривает особенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов средней и высшей школы.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагогическая деятельность, профессиональная деформация.

Summary: The author considers peculiarities of the emotional burnout syndrome among teachers of middle and high school.

Keywords: emotional burnout syndrome, pedagogical activity, professional deformation.

В современных условиях, продиктованных социально-экономическими изменениями в обществе, появляются новые требования к специалистам различных профессий. В связи с этим, синдром профессионального выгорания становится одним из самых важных и сложных феноменов профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты[2]. Актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания обусловлена неблагоприятными последствиями развития этого синдрома, как для самой личности, так и для ее окружения.

Профессиональная деятельность педагога связана с различными стрессогенными факторами, такими как постоянное взаимодействие с учениками, коллегами, необходимость непрерывного совершенствования своих знаний, изменения в научной среде, невысокая оплата труда и т.д. [2]Поэтому в силу своей специфики педагогическая деятельность связана с повышенным риском формирования синдрома профессионального выгорания. С увеличением педагогического стажа изучаемый синдром только усугубляется, если его не выявить и не проводить своевременную профилактику.

Изучение специфики эмоционального выгорания нашло отражение в публикациях как российских, так и зарубежных исследователей, включая работы В. В. Бойко, Б. Пельман и Е. Хартман, А. Пайнс, В. И. Ковальчук и другие. Несмотря на повышенное внимание исследователей к проблематике эмоционального выгорания педагогов, многие вопросы остаются нерешенными [3, с.110].

Рассмотрим результаты проведенного исследования среди педагогов МБОУ гимназии №25 г.Краснодара и Пятигорского государственного лингвистического университета. В нем приняли участие 28 респондентов: 15 преподавателей ВУЗа и 13 педагогов общеобразовательной школы (женщины в возрасте от 27 до 65 лет) со стажем работы от 3-х до 36 лет, имеющих высшее образование. Изучение синдрома проходило с помощью следующих методик: методика В.В. Бойко «Исследование синдрома эмоционального выгорания» - для изучения синдрома эмоционального выгорания[1]; «Методика изучения ценностей личности» Ш.Шварца – для изучения ценностей педагогов; тест «Духовный кризис» Л.В.Шутовой, А.В. Ляшук – для изучения состояния духовной сферы личности.

В процессе анализа показателей выгорания было выявлено, что из всего числа опрошенных в группу со сформированным синдромом вошло 8 педагогов, что составляет 28,57%. В группу с синдромом в стадии формирования вошло 16 человек (57,14%), данная группа является самой многочисленной как в ВУЗе, так и в общеобразовательном учреждении среднего звена. В группу с несформировавшимся синдромом попало всего 4 человека (14,28%), она является самой малочисленной. При рассмотрении показателей отдельных симптомов по фазам эмоционального выгорания, можно прийти к выводу, что в фазе напряжения доминирующим является симптом психотравмирующих обстоятельств. У педагогов среднего звена симптом доминирует у 76,92% опрошенных, а у преподавателей высшего звена у 26,67%, что составляет большинство среди доминирующих симптомов в этой фазе. Психотравмирующие обстоятельства оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность педагогов независимо от уровня образования.

Симптом неудовлетворенности собой является доминирующим у 23,08% учителей общеобразовательной школы, у преподавателей ВУЗов не является доминирующим ни у одного респондента. Из этого следует, что педагоги среднего звена чаще испытывают недовольство собой, своими профессиональными успехами. Причиной такого соотношения может послужить возраст учеников, направленность обучения. В высшем образовательном учреждении студенты учатся более осознанно, стремятся освоить выбранную профессию, что служит для преподавателя одним из критериев личной оценки [2, с. 48].

«Загнанность в клетку» находится в стадии формирования у 13,33% педагогов ПГЛУ, является доминирующим у 6,67%, в то время как у учителей гимназии симптом не наблюдался ни у одного из респондентов выборки. Данная ситуация говорит о том, что преподаватели высших учебных заведений чаще находятся в состоянии эмоционального тупика относительно своей профессиональной деятельности, не видят дальнейших путей профессионального развития и самореализации.

Симптом тревоги и депрессии находится в стадии формирования у 33,34% педагогов ПГЛУ, также является сформированным у 40% опрошенных. Находиться в стадии формирования у 15,39%школьных учителей. Это свидетельствует о том, что педагоги любого звена подвержены чувству разочарованности в своей профессии, накапливаются чувства отчаяния и негодования, что свойственно начальным стадиям формирования синдрома эмоционального выгорания.

В фазе резистенции является доминирующим симптом неадекватного избирательного эмоционально реагирования для обеих групп выборки (53,84% и 1,33% соответственно). Симптом сложился у 69,23% учителей средней школы, 53,33% педагогов ВУЗа. Можно сделать вывод о том, что школьные учителя более остро реагируют на стрессовые ситуации, они теряют контроль над собственными эмоциями, что приводит к проблемам во взаимоотношениях как с коллегами, учениками, так и с более близким окружением. Эмоционально-нравственная дезориентация складывается у 60% педагогов высшего учебного заведения, является сложившейся у 38,46% педагогов средней школы. Таким образом, рассматриваемый ранее симптом накапливается и углубляется, преподаватель теряет объективность в отношениях с учениками. Эмоции снижают нравственное развитие преподавателей, отражаются на учебном процессе.

Симптом редукции профессиональных обязанностей сложился у 46,15% опрошенных педагогов школы и 66,67 % педагогов ПГЛУ. Напряжение, рабочая нагрузка оказывают такое давление на преподавателей, что они стараются сократить свои обязанности, не уделяют должного внимания профессиональной деятельности, не стремятся развиваться и осваивать новые пути развития. Доминирующим является данный симптом у половины опрошенных педагогов ПГЛУ, что позволяет говорить о большей ответственности педагогов высшего учебного заведения, необходимости постоянного повышения квалификации и специфики работы со студентами.

В фазе истощения доминирующим является симптом эмоционального дефицита. Он проявляется в большей степени у учителей средней школы (38,46%) по сравнению с педагогами ВУЗа (20%). Школьные учителя осознают, что эмоционально уже не могут воздействовать на учеников, не в состоянии сопереживать им, войти в их положение. Постепенно симптом приводит к более частым проявлениям равнодушия, раздражительности.

Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений у учителей школы является сложившимся у 30,77%, формируется 30,77%, в то время как у преподавателей высшего учебного заведения находится в стадии формирования и сформировался у 20%. Это свидетельствует о тяжелой стадии развития синдрома. Симптом начинает проявляться на физическом уровне, психика человека не справляется с напряжением, нагрузка идет на весь организм. Если с данным синдромом не бороться, то дальнейшая работа в данной профессии противопоказана.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к следующим выводам. У большинства педагогов, как среднего, так и высшего звена синдром эмоционального выгорания находится на стадии формирования. Наиболее сформированная фаза – это фаза «Резистенция». Различаются педагоги школы и ВУЗа по проявлениям выгорания: у школьных учителей выражены проявления чувства безысходности, отчаяния, неудовлетворенности собой, наблюдается определенный уровень эмоционального дефицита, деформация процесса общения [4, с. 63]. Преподаватели ВУЗа теряют контроль над своими эмоциями, стремятся упростить свои профессиональные обязанности, выполняют их формально. Также они более подвержены чувству разочарованности своей профессией, состоянию эмоциональной опустошенности.

Список использованных источников:

1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. – СПб. : Питер, 1999. – с.95-99.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика . – СПб. : Питер, 2005. – 258с.

3. Организационное поведение: учеб.-метод. пособие / Л. С. Скрипниченко, И. Г. Юркова. – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2015.

4. Печеркина А.А. Сохранение профессионального здоровья педагога // Педагогическое образование в России. – 2014. – №2. – с.62-64.

Социологические науки

ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ЗЕРКАЛЕ МНЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Вяткина Галина Олеговна,

студентка 3 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Брянский филиал РАНХиГС, г. Брянск

Научный руководитель: Абакаров Дмитрий Казбекович, кандидат социологических наук, Брянский филиал РАНХиГС, г. Брянск

Аннотация: на материалах эмпирического социологического исследования, проведенного в Брянской области, автор рассматривает, как государственные гражданские служащие и студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» воспринимают взаимосвязь и взаимозависимость прошлого, настоящего и будущего в контексте профессии данной профессии.

Ключевые слова: государственные служащие, студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», восприятие будущего.

Summary: in the article the author considers on the materials of empirical sociological research conducted in the Bryansk region how state civil servants and students of the specialty "State and municipal management" perceive the interrelation and interdependence of past, present and future in the context of this profession.

Keywords: civil servants, students of the specialty "State and municipal management", the perception of the future.

В последнее время в управленческой науке активно дискутируется возможность практических приложений новых концептуальных подходов в государственном и муниципальном управлении. К таким теоретическим подходам относится и концепция управления будущим.

В процессе нарастающих перемен, где непрерывно появляются инновации, человек не имеет возможности эффективно адаптироваться к ним, поскольку существует предел нового, который человек или социальная группа могут освоить, [2, с.31.].

Налицо проблема отставания темпов развития адаптационных способностей индивидов от темпов инновационных преобразований среды. Если применительно к частному лицу, это пока неизбежность, не могут и не должны вести себя таким образом государственные служащие. Они - агенты государственной власти, от их решений, анализа и прогнозов зависит будущее больших социальных систем, [1, с.61.].

Соответственно, в данной проблемно-поисковой работе на основе эмпирического исследования верифицированы отдельные теоретические компоненты концепции управления будущим, в частности, установлено, как чувствуют и воспринимают будущее нынешние государственные служащие и студенты направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».

Мною был проведен анкетный опрос государственных служащих в шести органах государственной власти: 1) управлении лесами Брянской области; 2) департаменте сельского хозяйства; 3) управлении государственного регулирования тарифов; 4) инспекции гостехнадзора; 5) управлении Роспотребнадзора; 6) УФМС по Брянской области (N = 135), и студентов очной формы обучения направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» Брянского филиала РАНХиГС (N = 122). Анкетирование анонимное, носило раздаточный характер, проводилось в период с 5 по 17 сентября 2016 года. Рассмотрим некоторые вопросы, которые были представлены в анкетировании.

В первую очередь меня интересовал вопрос о месте прогностической деятельности, анализе альтернатив будущего развития, построении соответствующих сценариев в профессиональной деятельности государственного служащего.

Считаете ли Вы важным в профессии чиновника уметь анализировать альтернативы будущего развития подведомственной отрасли и прогнозировать возможные последствия? ГГС
 
Студенты  
иное (что именно) 1,5 1,7
это никому не нужное занятие 3,0 0,0
не могу согласиться, что это самое важное: в профессии чиновника есть куда более значимые дела 23,7 1,6
это, одна из важнейших функций, хотя не все удается предвидеть 54,8 67,2
да, я думаю, что это самое важное дело 17,0 29,5

Очевидно расхождение предпочтений респондентов. Практически все студенты расценивают это умение как важное или, по крайней мере, одно из важнейших. Ответы чиновников более прозаичны, это, на мой взгляд, связано с реалиями служебной жизни, в которой стратегическое видение - удел немногих руководителей. 3% госслужащих назвали прогнозирование никому не нужным занятием. По всей видимости, чиновники куда менее охотно используют умение анализировать и прогнозировать будущее.

Скорее всего, опрошенных нечасто волнуют проблемы отдалённого будущего, которые их не касаются прямым образом. Это иллюстрируют ответы на следующий вопрос, который задавался исключительно ГГС, как людям, уже погруженным в управленческую реальность.

Задумывались ли Вы о том, как будет выглядеть система государственного управления в России в отдалённом будущем, скажем, лет через 50?
%
иное (что именно) 0,0
никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 23,7
я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 26,7
меня иногда посещают такие мысли 43,7
да, я часто размышляю об этом 5,9

Ответы на оба вопроса корреспондируют между собой. Размышляя об отдалённом будущем, чиновники ведут себя рационалистично. В данный момент их заботит в большей степени собственное служебное положение. Менее 6% чиновников часто задумывается о том, как будет выглядеть система государственного управления в России в отдаленной перспективе.

Зато когда дело касается непосредственно своих должностных обязанностей и их возможного изменения, оказалось, над этим задумывается большинство ГГС.

Приходилось ли Вам размышлять о том, какие новшества в Ваших служебных обязанностях могут ожидать Вас в ближайшее время?
%
иное (что именно) 0,7
никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 7,4
я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 9,6
меня иногда посещают такие мысли 46,7
да, я часто размышляю об этом 35,6

И это логично, ведь речь идёт не об отдалённом будущем, а ближайшем, в котором чиновником могут поджидать неприятные карьерные сюрпризы.

Представляется важным выяснить мотивационные установки студентов, которые раскрываются в ответах на вопрос о сущности должностных обязанностей чиновника:

Задумывались ли Вы о том, чем конкретно Вам придется заниматься, если Вы поступите на государственную или муниципальную службу?
%
иное (что именно) 0,9
никогда не думала(а) на эту тему, мне хватает и повседневных забот 1,6
я редко, можно сказать, практически никогда не задумываюсь о подобных вещах 7,4
меня иногда посещают такие мысли 47,5
да, я часто размышляю об этом 42,6

Около 40% опрошенных студентов часто размышляет о своих будущих служебных обязанностях. Однако почти половина редко задумывается об этом. Это значит, что большинство студентов имеют размытые представления о том, чем им предстоит заниматься в будущем. Снова получается, что респонденты более всего задумываются либо о настоящем, либо о ближайшем будущем, что не даёт гарантий достойного исполнения своих будущих служебных обязанностей в постоянно меняющейся действительности.

Таким образом, эмпирически подтверждено предположение о том, что чиновники в отличие от студентов менее охотно используют умение анализировать и прогнозировать будущее, которое содержит в себе аттракторы, объективирующие конкретные управленческие решения. В ходе исследования установлено, что большинство студентов имеют размытые представления о конкретных должностных обязанностях государственного служащего. Определено, что в кадровом корпусе государственных служащих Брянской области имеется кадровое ядро, обладающее повышенной настроенностью на будущее, и определенным прогнозно-аналитическим потенциалом, но он используется неэффективно. Отметим, что данное кадровое ядро может послужить основой для формирования кадрового резерва инновационного типа, что особенно актуально в условиях реформирования организационно-штатной структуры органов государственной власти в Брянской области и планируемого обновления кадрового состава.

Список использованных источников:

1. Романов, В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. М., 2006. 90 с.

2. Тоффлер, Э. Шок будущего. М., 2001. Цит. по: Карпичев, В.С. Основания инновационного прорыва в государственном управлении. М. Издательство «Проспект». 2008. 199 с.

Наши рекомендации