Молодежные движения как механизм взаимодействия государства и общества
Дедуль Анастасия Геннадьевна
студентка 3 курса факультета политологии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург;
Ледовская Екатерина Витальевна
студентка 3 курса факультета политологии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург;
Аннотация: Авторы рассматривают особенности, принципы и направления государственной молодежной политики и молодежных движений. Молодежные движения являются основой гражданско-патриотического воспитания, обеспечивая сотрудничество между обществом и государством.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежные движения, гражданско-патриотическое воспитание.
Summary: The author considers features of state youth policy, principles and directions of the state youth policy and youth movements. Moreover, youth movements are considered to be a base of civil and patriotic education, providing the cooperation between society and government.
Keywords: youth policy, youth movements, civil and patriotic education.
С середины 90-х годов прошлого века процесс трансформации российского общества повлек за собой повышение интереса к молодежной политике. Она стала предметом исследования социологической науки и нашла отражение в трудах И.М. Ильинского [1], А.И. Ковалевой [2], В.А. Родионова, В.А. Лукова [3].
В современном обществе значительная часть молодежи интересуется политикой, вовлечена в политические отношения и политические процессы, стремясь занять важное место и социально значимую роль в государстве. В связи с этим, государственная молодежная политика находится на стадии развития и постоянного прогресса, подразумевая под собой систему мер и приоритетов, которые направлены на создание условий для самореализации молодых людей.
Для эффективной реализации государственной молодежной политики следует учитывать молодежные инициативы и предложения, повышать уровень взаимодействия между органами государственной власти и группами молодежи, создавать структуры, которые будут обеспечивать представительство молодежи на всех уровнях власти.
Государство должно содействовать становлению молодежи как субъекта политических отношений, так как молодое поколение в дальнейшем сформирует политическую и экономическую элиту государства.
Важным субъектом молодёжной политики являются молодёжные объединения. Они способны претендовать на роль ключевого звена в сфере реализации молодёжных инициатив и вовлекать в свои интересы различные группы молодёжи. Превращаясь в реально политически-активную систему, молодёжные движения попадают в сферу интересов государственных структур, стремящихся контролировать и направлять деятельность современной молодёжи. Таким образом, молодёжные движения становятся инструментом гражданско-патриотического воспитания молодёжи и продвижения интересов власти. Следствием этого процесса стало формирования новых «искусственных» молодёжных объединений, создающихся не на основе общественной инициативы, а с целью использования молодёжной активности для продвижения интересов определённых организаций, партий, политических объединений [4].
Формирующаяся структура молодёжной политики становится ресурсным полем, находящимся под контролем «третьих лиц», что приводит к вытеснению интересов молодёжи на второй план. Под воздействием этих факторов независимые молодёжные организации вынуждены искать новые пути реализации своих инициатив, адаптируясь к новым условиям. Выстраиваются внутренние вертикали и горизонтали мобильности между молодёжными структурами. Таким образом, начинает формироваться неформальная система, основанная на координационной деятельности, обмене опытом и реализации совместных инициатив.
Важной задачей является определение механизмов, позволяющих молодёжным организациям включаться в политическую жизнь города. Учитывая возрастание зависимости организаций от «третьих лиц» по мере увеличения их статуса на политической арене, необходимо выявить взаимосвязь между этими составляющими. На данный момент большинство молодёжных движений, имеющих регулярное финансирование и поддержку на городском уровне, являются сторонниками той или иной партии или поддерживают определённого депутата, кандидата в депутаты или какую-либо организацию. Тем не менее, молодёжные организации стремятся к самостоятельности, к независимости от финансирования и принятию собственных решений. Эти тенденции широко распространяются среди новых молодёжных движений, подталкивая их к поиску новых решений по реализации своих интересов. Выявление иных механизмов получения ресурсов на развитие организации и коридоров продвижения по иерархической структуре государственных органов власти становится на сегодняшний день актуальной задачей.
Резюмируя вышеуказанное, необходимо отметить следующие аспекты:
1. Последние десятилетия свидетельствуют о наличии тенденции повышения интереса государства к молодежной политике.
2. Молодежь и молодежные движения – субъекты политических отношений, влияющие на политическую и экономическую конъектуру государства.
3. Молодёжные движения становятся инструментом гражданско-патриотического воспитания молодёжи и продвижения интересов власти.
4. Молодёжные движения имеют возможность выстраивать свой политический курс независимо от участия и поддержки их деятельности «третьими лицами».
Список использованных источников:
1. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад / Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (рук-ль авт. колл-ва В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин). М., 1998. [3]
2. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. М.: Голос, 2001. С 47. [1]
2. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СОЦИС. 2003. -№ 1. [2]
4. Радченко А.Ф. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития //Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пол. наук. М., 2008.[4]
«СЕРЫЙ МЕДИАТОР БОЛЬШОГО КРАСНОГО ТЕРЕМА». ОЧЕРК ПОЛИТИЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ ЛИ ЮАНЬЧАО
Жилкибаев С.Н.,
студент 4 курса, Оренбургский институт (филиал)
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург.
Научный руководитель:
Скуратов И.В.,
к.и.н., доцент, доцент кафедры теории государства и права,
Оренбургский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург.
Аннотация: В данной статье автором рассматриваются основополагающие события в биографии очень важной политической фигуры современного Китая Ли Юаньчао с целью анализа и прогнозов на будущее.
Ключевые слова: КНР, КПК, политическая биография, Ли Юаньчао, Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао, Си Цзиньпин.
Summary: In this article, the author discusses the fundamental event in the biography of a very important political figure of modern China Li Yuanchao to analyze and forecast the future.
Keywords: China, the CPC, political biography, Li Yuanchao, Jiang Zemin, Hu Jintao, Xi Jinping.
Сегодня в Китае происходят громадные политические изменения, главным образом, в недрах правящей Коммунистической партии Китая (КПК) по воле её руководителя Председателя КНР и Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина и посреднической роли Вице-Председателя КНР и члена Политбюро ЦК КПК Ли Юаньчао, речь о котором пойдет ниже.
Сын «больших людей».
Ли Юаньчао родился в ноябре 1950 года в провинции Цзянсу [2]. Его родители были видными революционерами: отец Ли Ганьчэн до начала "Культурной революции" был заместителем партийного секретаря Шанхая [1], что сразу делало Ли «своим» и в среде клана «принцев», и «шанхайцев». В связи с этим он начал трудовую деятельность уже в 1968 г. рабочим фермы [2].
Математик.
В 1972 г. он поступает на математический факультет Шанхайского педагогического университета (в условиях «Культурной революции»), который успешно оканчивает в 1974 г., и начинает профессиональную карьеру учителем средней школы, после преподает в профессиональном техническом училище. После такой обкатки Ли решает повысить квалификацию и в 1978 г. поступает в математический факультет Университета Фудань г. Шанхай, но не забывает о политическом росте: в 1978 г. вступает в Коммунистическую партию Китая (КПК), одновременно занимает посты заместителя секретаря, а потом и секретаря бюро объединенной ячейки Комсомольского союза молодежи Китая (КСМК) Университета. По окончанию обучения, ему позволяют остаться в 1982 г. преподавателем на факультете менеджмента, а также заместителем секретаря комитета комсомола университета. В 1988-1991 гг. Ли Юаньчао поступает в Центр менеджмента Пекинского университета и без отрыва от политической работы получает в 1991 г. ученую степень магистра естественных наук [2].
Комсомольская работа.
По окончании учебы и одновременно работы в комсомольских комитетах учебных заведений его замечают и в 1983 г. Ли назначают заместителем секретаря, а потом и секретарем Шанхайского комитета КСМК. После этого его отправляют в столицу: с 1983-1990 гг. Ли Юаньчао - член Секретариата Центрального комитета комсомола [2], где он познакомился с молодым лидером китайских «комсомольцев», будущим Председателем КНР и Генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао [1]. С 1988-1992 гг. Ли – член Бюро ВК НПКСК 7-го созыва (китайский аналог Общественной палаты) [2].
Идеолог.
После событий на площади Тяньаньмэнь (когда его обвиняли в симпатиях к восставшим студентам и "политической слабости") [1], смены поколений китайских руководителей от Дэн Сяопина к Цзян Цзэминю (земляку и «шанхайцу») и, как следствие, общему омоложению ЦК КПК, в 1990 г. Ли смог устоять, став главой Первого бюро Группы по внешней пропаганде ЦК КПК, правда в 1993 г. его несколько понижают до уровня заместителя главы Группы по внешней пропаганде ЦК КПК и заместителя начальника Канцелярии ЦК КПК по внешней пропаганде, но компенсируют постом заместителя начальника Пресс-канцелярии Госсовета КНР, одновременно он укрепляется по линии политической учебы: в 1991-1995 гг. в аспирантуре Партийной школы при ЦК КПК Ли проходит обучение по специальности «Научный социализм» и получает ученую степень доктора юридических наук. В дальнейшем с 1996-2000 гг. Ли Юаньчао проходит практику в исполнительных органах власти: заместителем Министра культуры и секретаря партийной группы Министерства. Также он продолжает карьеру в области «китайского парламентаризма»: членом ВК НПКСК 8-го (1993-1997 гг.) и 9-го созывов (1998-2002 гг.) [2].