Научной деятельности аспиранта.
№ п/п | Участник процесса обучения аспиранта | |
Аспирант | Научный руководитель | Кафедра |
Эффекты дохода | ||
Повышение квалификации и возможность применения знаний на практике; Получение статуса и права на более высокое материальное вознаграждение при работе в системе образования; Освобождение от службы в армии; Право на получение аспирантской стипендии; | Возможность использования ресурсов аспиранта для достижения научных результатов в рамках совместного творчества; Получение очередной звездочки на погоны при защите ученика; Возможность использования аспиранта для проведения семинарских и практических занятий в рамках единого идеологического направления; | Развитие научного и образовательного уровня кафедры; Повышение статуса и престижа кафедры; Прирост процента остепененности профессорско- преподавательского состава; |
Замечание Сафаргалиева М.Ф. – Классификация положительных эффектов должна быть гораздо более полной иначе, пособие будет отпугивать аспирантов (внести правки как можно скорее, а также расписать подробно содержание каждого положительного эффекта). | ||
Эффекты потерь | ||
Безвозвратные потери времени и сил в случае досрочного ухода из аспирантуры; Затраты времени и ресурсов на выполнение требований кафедры и научного руководства; Высокий уровень альтернативных издержек в начальный период обучения в аспирантуре; Необходимость сдачи вступительных экзаменов и кандидатского минимума. | Необходимость затрат большого объема времени и сил на привитие навыков научного поиска аспиранту; Высокий уровень альтернативных издержек при подготовке аспиранта; Возможный душевный стресс и безвозвратные потери ресурсов в случае досрочного ухода аспиранта; Возможная потеря репутации в случае безуспешной работы аспиранта; | Затраты времени и сил на воспитание аспиранта в русле единого идеологического направления; Потеря репутации и престижа кафедры в случае досрочного ухода или безуспешной работы аспиранта; |
Как видно из табл. 1.2, у научного руководителя достаточно много проблем, связанных с подготовкой аспиранта, одной из самых важных из которых является высокий уровень альтернативных издержек, а также низкая материальная заинтересованность в подготовке аспиранта. Именно поэтому аспирант должен четко усвоить и осознать мысль о том, что обучение в аспирантуре достаточно часто предполагает постоянную борьбу за право получения ценных указаний от научного руководителя и доказательство своей необходимости для роста научного руководителя и престижа и статуса кафедры. В свою очередь, сам аспирант также должен четко понимать, что конкретно хочет получить научный руководитель, соглашаясь на прием кандидата в аспирантуру. Всех научных руководителей можно подразделить на следующие категории:
- Фанатики науки, свято верящие в свое предназначение и видящие его в подготовке научных кадров для продолжения и развития своих научных идей. Практика показывает, что это скорее вымирающий тип людей, поэтому встреча с такими людьми достаточно редка и слишком надеяться на это нельзя. Фанатики могут быть очень полезны именно с точки зрения овладения искусством научного поиска и методами научного познания, а также продвижения через тернии к настоящим звездам науки. В то же время в отдельных случаях стремление к научной истине может замедлить защиту диссертации в силу высоких требований к качеству работы или из-за недостатка связей в научном мире. Ярким примером фанатиков могут служить люди вроде Диогена, жившего в бочке, Джордано Бруно, академика в валенках Лаврентьева и другие не менее известные люди;
- Научные деятели, заинтересованные на определенном этапе своего развития в увеличении количества защищенных учеников для обеспечения личного статуса. Могут достаточно успешно пролоббировать защиту диссертации, однако не всегда могут обеспечить высокий уровень качества передаваемых знаний именно в силу погони за внешними регалиями в ущерб реальным знаниям и умениям. Прелесть работы с данным типом руководителей заключается в том, что он заставляет аспиранта вовремя готовить статьи, отзывы, главы диссертации, при этом не тратит слишком времени на проверку содержания работы, экспертную оценку качества работы, а также дает ценные указания достаточно общего характера. Что ж, тоже неплохо, по крайней мере, перед аспирантом всегда маячит дамоклов меч гнева научного руководителя и возможность быть отчисленным из аспирантуры по причине невыполнения плана диссертации. Относительно содержания диссертации можно отметить, что научить чему-то нельзя, можно лишь чему-то научиться, поэтому основная ответственность за качество работы ложится на плечи Атланта (то бишь аспиранта), что позволяет ему методом проб и ошибок все же иметь определенный уровень квалификации;
- Лица без определенных научных затей(БОНЗы), по большому счету не заинтересованные в подготовке аспирантов, так как не хотят тратить бесценную нервную энергию на обжарку сырых аспирантов. В принципе могут помочь при подготовке и защите диссертации, однако аспиранту придется достаточно много времени тратить на самостоятельное овладение методами научного поиска. Данные лица могут быть полезны аспирантам, обладающим высоким уровнем подготовки, научным заделом и стремлением к самостоятельности при подготовке работы. Как правило, данному типу аспиранта научный руководитель нужен только с формальной точки зрения, для того чтобы аспирант не выглядел как сирота казанская.
- Промежуточные типы руководителей, которых нельзя отнести к какой-либо категории из перечисленных выше. У данных руководителей временами просыпается юношеская страсть к науке и тогда они на самом деле могут принести огромную пользу аспирантам. В этом случае у них в глазах загорается огонь, а аспиранту важно лишь вовремя подливать масло в костер и растапливать лед своего незнания. К числу недостатков данного типа можно отнести большую неопределенность и трудность прогнозирования всплеска очередных эмоций и научных мыслей, так как период застоя, апатии и спячки как раз может прийтись на годы учебы аспиранта. В этом случае соискатель должен очень чутко реагировать на перепады настроения руководства и подтаскивать свои опусы для проверки. Наверное, не грех будет лишний раз напомнить своему руководителю о существовании у него аспирантов, например, организовав групповой манифест или почетный эскорт при его уходе с работы домой.
В систематизированном виде типология научных руководителей представлена в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Характеризующий признак | Вид научного руководителя | |||
Фанатик | Научный деятель | БОНЗа | Промежуточный вариант | |
Основа деятельности | Желание продвинуть науку вперед | Погоня за внешними регалиями и статусом | Стремление к созерцательному образу жизни | Изредка вспыхивает страсть к науке и стремление к статусу |
Отношение к аспиранту | Как в верному помощнику, соратнику ученику | Как средство для получения регалий | Аспирант – пушечное мясо | Аспирант – назойливая муха, иногда заставляющая просыпаться |
Системность в работе с аспирантами | Скорее слишком навязчивое, чем системное | Достаточно системное и регулярное | Абсолютно бессистемное | Спонтанное общение с аспирантами |
Возможность передачи научных знаний | Высокая | Высокая | Низкая | Средняя |
Наличие связей в научном мире | Низкая | Высокая | Очень высокая | Средняя |
Уровень качества знаний | Высокий | Низкий | Очень низкий | Скорее, средний |
Вероятность защиты диссертации | Требует длительного периода времени | В пределах отведенного срока | Может затянуться | Около полутора сроков обучения |
При выборе научного руководителя будущий аспирант может руководствоваться следующими критериями, представленными ниже:
- активность руководителя в научной сфере – какие проекты конкретно интересуют его в настоящее время, каким научным заделом он обладает, есть ли резерв для развития его научного направления, насколько актуальна разрабатываемая им тематика с практической точки зрения;
- каково отношение руководителя к аспирантам – насколько системно он подходит к работе с ними, есть ли четко определенные часы для консультаций, каков характер выдачи ценных указаний по работе, насколько внимательно он просматривает содержание статей и глав диссертации;
- каковы отношения руководителя с членами диссертационного совета, насколько хорошо принимаются работы его аспирантов к защите в диссертационном совете, насколько велик его авторитет в научном мире;
- насколько крепко здоровье предполагаемого научного руководителя, не намечаются ли признаки проблемы отцов и детей, а также наличие вредных привычек.
Все эти критерии оказывают вполне определенное воздействие на аспиранта, причем особенно жестко данные ограничения влияют на его деятельность в начальный период обучения в аспирантуре, когда будущий кандидат еще не обладает определенным житейским и научным опытом при решении научных и околонаучных проблем. Поэтому для корректного принятия решений и оценки соответствия будущего руководителя заданной системе критериев можно провести ряд следующих процедур:
- внимательно ознакомиться с трудами предполагаемого научного руководителя, определить, насколько интересно научное направление лично аспиранту, а также выявить резервы роста для подготовки диссертации;
- более тесно пообщаться с аспирантами старших годов обучения, уточнив у них специфику работы с тем или иным руководителем, выявить характер и роль их взаимоотношений с научным руководителем;
- посмотреть авторефераты учеников научного руководителя, выяснив, в каких советах и по какой специальности они защищались. Данную разведку боем в принципе можно провести как напрямую, так и через систему Интернет-ресурсов Российской государственной библиотеки;
- оценить экспертным путем здоровье, возраст и длительность оставшегося жизненного цикла научного руководителя, так как наша жизнь богата разного рода неожиданностями.
Читатель, наверное, может обвинить автора данных строк в излишнем цинизме и прагматизме, однако практика деятельности многих аспирантов показывает, что недостаточно четкое прогнозирование, планирование и оценка возможных рисков приводит к замедлению темпов подготовки диссертации, возможным осложнениям с научным руководителем, а также необходимости смены коней посреди переправы из-за внезапной кончины научного руководителя. Кроме того, большие потери из-за неопределенности или некорректного выбора руководителя приводит не только к значительным потерям с точки самого аспиранта, но и нерациональному использованию ресурсов научного руководителя, кафедры, ближайшего окружения аспиранта, а также народного хозяйства в целом. Проще говоря, в отдельных случаях гораздо больше пользы будет, если будущий аспирант станет класть вату на крыше пятиэтажного дома, заниматься гимнастикой тела или на худой конец, заниматься искусством веб-дизайна, чем пытать себя в рамках исследования экономических процессов без всякой надежды на определенный успех.
Общей проблемой при работе с любым типом научного руководителя является достаточно большой разрыв между уровнем научной квалификации ядреного доктора наук и вчерашнего студента, желающего стать прекрасным кандидатом наук. Это приводит к тому, что для преодоления этого разрыва приходится тратить достаточно большое количество времени, нервов, и сил как с той, так и с другой стороны. В итоге в кулуарах часто приходится слышать следующие фразы: «Он (то есть научный руководитель) наговорил много мудреных слов, теперь придется все это долго расшифровывать. Как понять этот научный бред?».
Здесь есть следующий выход, описанный в книге Б.А.Райзберга «Диссертация и ученая степень», и предполагающий следующее. Аспирант находится в прямом подчинении у своего научного руководителя, а непосредственно работает под руководством «докторального» кандидата наук, в роли которого могут выступать лица, которым требуются добровольные помощники для подготовки докторской диссертации. В этом случае получается дополнительное звено в цепи «научный руководитель – аспирант», которое выступает в роли разрешителя конфликтов, дешифровщика мудрых мыслей доктора наук, а также второго тренера команды. Опыт показывает, что эта практика оправдывает себя на все сто процентов в следующих случаях:
- второй тренер аспиранта и научный руководитель действуют в рамках единого научного направления, вектор их интересов в принципе совпадает или по крайнем мере не противоречит друг другу;
- аспирант признает авторитет не только научного руководителя, но и старшего товарища, помогая тому делать качественный прорыв к вершинам докторской степени;
- второй тренер рассматривает аспиранта не как «пушечное мясо» или назойливую муху, а как человека, обладающего высоким научным потенциалом и умеющего принести реальную пользу ему самому.
Идентификация типа научного руководителя помогает аспиранту определить для себя, насколько целесообразно сотрудничество с ним, а также выработать линию, стратегию и тактику поведения в общении с руководителем.
Большие вопросы вызывают у аспирантов также различия в статусе различных видов аспирантуры и соискательства. В принципе, серьезных отличий между ними нет, однако для полноты картины автор систематизировал их отличительные признаки в табл. 1.4.
Таблица 1.4