Основные показатели оценки финансового состояния компании.
Экономическая эффективность предприятия – это отношение результатов к затратам. (доходы/расходы, продукция/издержки)
В рамках традиционного анализа оценка эффективности хозяйственной деятельности осуществляется по схеме: Показатели рентабельности, Показатели оборачиваемости, показатели ликвидности и финансовой устойчивости
Показатели рентабельности наиболее точно характеризуют результаты хозяйственной деятельности предприятия и показывают соотношение затрат и эффекта.
Рентабельность продукции= прибыль от продаж / выручка от продаж
(сколько рублей прибыли приходится на рубль выручки)
Рентабельность основной деятельность = прибыль от продаж / затрат на производство и сбыт продукции
(какой объем прибыли от реализации компания получает на 1 руб. затрат, связанных с производством и продажей профильной продукции.)
Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль / средняя величина собственного капитала
(сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль собственного капитала)
Коэффициенты оборачиваемости (Коэффициенты деловой активности, Activity Ratios) - группа финансовых показателей, характеризующих уровень деловой активности компании как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
Все коэффициенты оборачиваемости строятся на анализе соотношения объема продаж компании и тех или иных задействованных в производстве ресурсов. Чем выше показатели оборачиваемости, тем более эффективно используются ресурсы компании и тем меньше ресурсов требуется для ее работы.
Коэф. Оборачиваемости дебиторской задолженности = объем продаж / средняя дебиторская задолженность
Снижение данного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта
Коэф. Оборачиваемости запасов = себестоимость проданных товаров / средняя стоимость годовых запасов
(Чем выше данный показатель, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале)
Коэф. Оборачиваемости кредиторской задолженности = себестоимость проданных товаров / средняя кредиторская задолженность
(Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать проблемы с оплатой счетов)
Коэффициент оборачиваемости активов = объем продаж / суммарные активы
(Характеризует эффективность использования ресурсов, привлеченных для организации производства. Является показателем, косвенно отражающим потенциальную рентабельность работы компании).
ликвидностьактива- способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
Коэф. Текущей ликвидности =текущие активы / текущие обязательства
(Сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств.)
Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Значение показателя можно варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике приводится нижнее критическое значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
Коэффициент быстрой ликвидности = (оборотные активы – запасы) / краткосрочные пассивы
Характеризует способность компании отвечать по своим текущим обязательствам с использованием наиболее ликвидных активов. Ориентировочное нижнее значение показателя – 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности = денежные средства / краткосрочные пассивы
Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе, - 0,2.
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов. Характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли; рекомендуемая нижняя граница показателя в этом случае - 50%.
Платежеспособностьозначает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Финансовая устойчивость в долгосрочном плане характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей.
Коэффициент концентрации собственного капитала. Характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие.
Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.
Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя можно ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.
Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия. Показывает сколько рублей заемных средств приходится на каждый рубль собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовой устойчивости, и наоборот.
Планирование потребности и выбор источников финансирования оборотных средств. Управление кредиторской задолженностью.
Управление оборотными средствами направлено в первую очередь на формирование необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры их источников финансирования.
Потребность в оборотных средствах зависит от ряда факторов:
♦ характера и видов деятельности предприятия;
♦ объема производства и длительности производственного цикла;
♦ условий материально-технического снабжения и сбыта продукции, а также форм расчетов с покупателями и поставщиками;
♦ структуры затрат на производство продукции;
♦ ассортимента выпускаемой продукции;
♦ структуры капитала и скорости его оборота;
♦ учетной политики и т. д.
Источники формирования и режим использования ОС подразделяются на: собственные, заемные, привлеченные
собственные – средства постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов
кроме того, существует возможность использовать некоторые средства предприятия в качестве приравненных к собственным – устойчивые пассивы – задолженность перед своими рабочими по з/п и органами социального страхования по начислениям на з/п; резерв предстоящих платежей – для оплаты отпусков и др.
основными источниками увеличения собственных ОС является:
1.отчисления от прибыли предприятия
2. прирост устойчивых пассивов
3. финансовые резервы предприятия
4. ценные бумаги
целесообразно за счет собственных ОС формировать минимальную их величину. Если возникает дополнительная потребность в ОС, то сделать это можно за счет заемных средств, т.е. кредитов – посезонные запасы товаров под отгружение но не оплаченную продукцию.
Привлеченными называются средства временно используемые в обороте – средства из соответствующих фондов материально стимулирующие временно не используемые по целевому назначению, кредиторская задолженность поставщикам и бюджету, которая возникает в следствии существующего порядка расчетов и др.
Заемные и привлеченные средства подлежат обязательному возврату в установленный срок
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье "Прочие долгосрочные пассивы"). В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:
1) перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
2) по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;
3) перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);
4) перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;
5) перед бюджетом по всем видам платежей;
6) перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.
Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности =
1) Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия.
2) Коэффициент самофинансирования предприятия = Отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному.
3) Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).
4) Оборачиваемость кредиторской задолженности.
Окз = Выр/КЗ×100%
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организацией.
2) Период погашения кредиторской задолженности.
Ткз = 360/Оборачиваемость КЗ
3) Доля КЗ в общем объеме оборотных средств.
Дкз = КЗ/Краткосрочные обязательства ×100 %
Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости КЗ больше коэф-т. оборачиваемости ДЗ.
Для улучшения фин. положения предприятия необходимо:
1.Ускорить платежи путем совершения расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварит оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
2. Следить за соотношением ДЗ и КЗ. Значительное превышение ДЗ создает угрозу фин. устойчивости п/п и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.
3. Ориентир-ся на увеличение кол-ва заказчиков с целью уменьшения масштаба риска неуплаты, который значителен при наличии монопольного заказчика.
4. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости, поэтому необходимо применять систему авансовых платежей.
5. Своевременно выявленные недопустимые виды ДЗ и КЗ, к которым относится просроченная задолженность поставщикам и покупателям свыше 3-х мес., просроченная задолженность по оплате труда и по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Основной способ управления кредиторской задолженностью предприятия – выработка наиболее оптимальных вариантов работы с поставщиками товаров и услуг (контрагентами), определяющих сроки, объемы и формы расчетов. Также управление кредиторской задолженностью должно учитывать ситуацию с каждым кредитором в отдельности, т.е. предполагать дифференциацию контрагентов.