Национальное богатство страны и его составляющие.
Национальное богатство - это совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
Для оценки элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.
Национальное богатство включает;
1) Нефинансовые произведенные активы; 2)Нефинансовые непроизведенные активы; 3)Финансовые активы /пассивы.
Кроме того, при оценке национального богатства отдельно учитываются:
- накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах;
- прямые иностранные инвестиции.
Нефинансовые произведенные активы. Включают:
1. основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги, т.е.:
-материальные произведенные активы - машины, оборудование, здания, сооружения, продуктивный скот;
-нематериальные произведенные активы - объекты, созданные трудом человека, представляющие необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель.
2. запасы материальных оборотных средств, т.е.:
производственные запасы (сырье, материалы, топливо,запчасти, инструменты, хозтовары, семена,посадочные материалы, корма, животные на откорме, молодняк животных и др.),
незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.
3. ценности, т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, кот не изнашиваются с течением времени, как правило, не используются для потребления или в производстве
и приобретаются главным образом как средства сохранения стоимости во времени.
Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, выполненных из таких камней и металлов, произведений искусства.
Нефинансовые непроизведенные активы. Включают:
1.материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения (природные активы - земля, ресурсы недр, другие природные активы),
т.е. активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности.
2.нематериальные непроизведенные активы – дающт исключительное право своим владельцам на занятие конкретными видами деятельности или на производство
определенных видов товаров и услуг, при этом другие институциональные единицы (юридические и физические лица) не имеют этого права.
Данная группа активов включает объекты патентования (лицензии, ноу-хау и т.д.),
договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование, а также приобретенный гуд-вилл (условная оценка стоимости деловых связей и репутации).
Финансовые активы (пассивы).
Их размер в значительной степени определяет возможности расширения объемов производства в стране, а, следовательно,
расширения и качественного совершенствования всех форм потребления и накопления.
Состав:
монетарное золото, наличная валюта и депозиты, ценные бумаги (кроме акций), кредиты и займы
Финансовая политика России.
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,
стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.
Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения,
обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
• введение единого реестра налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
• реализация программ экономии государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
• проведение связанных расчетов с исп-ием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств фб;
• реструктуризация государственного долга;
• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса,
восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,
которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса,
железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством,
погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов,
а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения,
в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулирование вынужденной миграции
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.