Национальное богатство страны и его составляющие.

Национальное богатство - это совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Для оценки элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.

Национальное богатство включает;

1) Нефинансовые произведенные активы; 2)Нефинансовые непроизведенные активы; 3)Финансовые активы /пассивы.

Кроме того, при оценке национального богатства отдельно учитываются:

- накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах;

- прямые иностранные инвестиции.

Нефинансовые произведенные активы. Включают:

1. основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги, т.е.:

-материальные произведенные активы - машины, оборудование, здания, сооружения, продуктивный скот;

-нематериальные произведенные активы - объекты, созданные трудом человека, представляющие необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель.

2. запасы материальных оборотных средств, т.е.:

производственные запасы (сырье, материалы, топливо,запчасти, инструменты, хозтовары, семена,посадочные материалы, корма, животные на откорме, молодняк животных и др.),

незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.

3. ценности, т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, кот не изнашиваются с течением времени, как правило, не используются для потребления или в производстве

и приобретаются главным образом как средства сохранения стоимости во времени.

Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, выполненных из таких камней и металлов, произведений искусства.

Нефинансовые непроизведенные активы. Включают:

1.материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения (природные активы - земля, ресурсы недр, другие природные активы),

т.е. активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности.

2.нематериальные непроизведенные активы – дающт исключительное право своим владельцам на занятие конкретными видами деятельности или на производство

определенных видов товаров и услуг, при этом другие институциональные единицы (юридические и физические лица) не имеют этого права.

Данная группа активов включает объекты патентования (лицензии, ноу-хау и т.д.),

договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование, а также приобретенный гуд-вилл (условная оценка стоимости деловых связей и репутации).

Финансовые активы (пассивы).

Их размер в значительной степени определяет возможности расширения объемов производства в стране, а, следовательно,

расширения и качественного совершенствования всех форм потребления и накопления.

Состав:

монетарное золото, наличная валюта и депозиты, ценные бумаги (кроме акций), кредиты и займы

Финансовая политика России.

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики.

В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,

стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банковской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.

Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения,

обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расходов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с исп-ием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств фб;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса,

восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,

которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса,

железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;

разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством,

погашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов,

а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения,

в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Наши рекомендации