Система национального счетоводства
Система национального счетоводства
Снс – ситсема утверждена ООН в каче-ве порядка исчисления основ макро пок-ей каждой страны.
Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.
Основные категории СНС - это объекты, субъекты, экономические функции, экономические операции.
Объекты - продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.
Субъекты - хозяйственные единицы (экономические агенты).
Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление, накопление, перераспределение, посредничество в перераспределении доходов и др
Для оценки производства т. и у. в СНС используются рыночные цены, т. е. цены, в которых осуществляются эк операции: это цены производителей и цены покупателей,
а также основные цены производителей - рыночные цены за вычетом налогов и с добавлением субсидий на продукты и услуги.
Для изучения процессов производства и соотношения между ресурсами и использованием товаров и услуг институциональные единицы группируются в отрасли четырех групп:
• отрасли, где непосредственно производятся материальные блага;
• отрасли сферы обращения;
• отрасли производства рыночных услуг;
• отрасли производства нерыночных услуг.
Для описания финансовых потоков между институциональными единицами они группируются по секторам:
• нефинансовые предприятия (функции - производство товаров и нефинансовых услуг, источники финансирования - поступления от реализации продукции);
• финансовые учреждения (финансовые и страховые услуги на коммерческой основе);
• государственные учреждения (государственные учреждения и организации, источники финансирования – налоги, сборы частных лиц и других секторов);
• негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (общественные организации в области здравоохранения, культуры, искусства; политические партии, профсоюзные организации и др. Предоставляют нерыночные услуги. Источники финансирования - доходы от собственности, добровольные взносы и пожертвования домашних хозяйств);
• домашние хозяйства (домашние хозяйства, подсобные хозяйства, частные предприятия, не имеющие юридического статуса);
• остальной мир (зарубежные экономические единицы, осуществляющие экономические операции с резидентами данной страны).
В модели национальных счетов отражаются разделы:
• производство;
• потребление;
• капитальные вложения;
• внешнеэкономическая деятельность.
1. Счёт производства .Показатели счета производства позволяют проанализировать пропорции производства: долю товаров и услуг, рыночного и нерыночного производства, отдельных отраслей и секторов экономики в общем объеме выпуска и в валовом внутреннем продукте.
2. Счёт образования доходов отражает распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства, которые приводят к формированию первичных доходов его участников: оплату труда наёмных работников -трудовые доходы, налоги на производство и продукты - доходы государства, валовая прибыль предприятий и смешанные доходы населения
3. Счёт распределения первичных доходов показывает, как доходы распределяют между основными получателями: домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами. Его итог – сальдо первичных доходов по секторам экономики, а на уровне экономики в целом – валовой национальный доход.
4. Счет перераспределения доходов показывает, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов (ВНД), перераспределяя национальный доход в соответствии с текущей социально - экономической политикой государства. В итоге получается валовой национальный располагаемый доход. Он характеризует максимальную сумму, которую каждый сектор экономики (экономика в целом) может использовать на конечное потребление, не изменяя своих прежних наличных денег и финансовых активов.
5. Счёт использования дохода показывает, как из располагаемого валового дохода образуется конечное потребление и валовое накопление. Балансирующая статья счета – валовое национальное сбережение.
6. Счет операций с капиталом характеризует процесс реального накопления основных и оборотных фондов, нематериальных активов. Этот счёт отражает перераспределение капитальных активов между данной страной и «остальным миром».
7. Финансовый счёт показывает, каким образом пополняются финансовые активы, отражает операции с финансовыми инструментами, накопление финансовых активов, а также источники их финансирования. В нём нет конечной балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому принятию финансовых обязательств
Национальная экономика: определение, сущность
Национальная экономика – это система хозяйственно-социального механизма государства как экономической единицы, работающей на основе конституционного права в интересах нации при сбалансированности разумного предела предпринимательской деятельности и экологически допустимых условий жизни.
Национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая совокупным экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую и технико-технологическую, информационно-управленческую, финансовую составляющие, функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений.
Национальная экономика охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.
Как наука национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.
Национальная экономика – это совокупность экономических субъектов и связей между ними, что характеризуются хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках. Признаками национальной экономики есть:
• наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны, которые базируются на разделении труда;
• общая экономическая среда, в которой действуют хозяйственные субъекты.
Экономическая среду формируют:
1. единое хозяйственное законодательство;
2. единая денежная система;
3. общая финансовая система;
Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.
Факторы производства.
Труд, земля, капитал
Ресурсы природные (нефть, газ, уголь), финансовые, трудовые (все трудоспособ. люди)
Рес-сы применяемые в пр-ве – есть факторы
Факторы – рес-сы в действии, используемые рес-сы
Эк-ое преим-во в обрабат а не в добывающей отрасли РФ
Капитал машины оборуд-ие
Финансы деньги исп в пр-ве
Труд ,все занятые в пр-ве
Пр-во немат благ и услуг , проив-ие ис-ва
Пр-во мат( мащины оборуд-ие) и немат (здравоохр обр=ие, к-ра ис-во)
Предприним-во тоже важно
Средства труда при -помощи чего воздействуют
Труд – совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.
интенсивность труда -напряжённость труда, кот опр-тся степенью расходования рабочей силы в единицу времени);
производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).
Капитал бывает 1) реальный (или физический) и 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала).
К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал – здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. –
т.е. все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг.
Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством,
а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.
Предприним. способности - важнейший про-ый ресурс. Ими обладают очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без кот организация и успешная производственная деятельность невозможны.
Предприним. функции: 1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство;
2) умение принимать решения и брать ответственность на себя; 3) умение идти на риск; 4) быть восприимчивым к нововведениям.
Спрос и закон спроса
Спрос (D) – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательской способности.
Величина спроса - количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Изменение величины спроса зависит от цены, изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей,
цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.
Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Закон спроса – обратная зависимость между ценой количеством купленного товара в течение конкретного периода времени.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
?уровень дохода потребителей - при повышении доходов спрос на большинство товаров растет;
?вкусы и предпочтения потребителей - пропаганда здорового образа жизни снижает спрос на алкогольную и табачную продукцию и повышает – на велосипеды и туристическое снаряжение;
?изменение спроса на взаимозаменяемые и дополняющие товары- повышение цен на бензин может привести к некоторому снижению спроса на легковые автомобили;
?ожидание изменения доходов и цен;
?изменение числа покупателей или масштабов рынка- уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса и наоборот.
Сокр-ние рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолж-сти жизни повышает рост на медицинские услуги.
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Дополняющие товары – товары, которые не могут потребляться один без другого.
В случае если неценовые факторы ведут к увеличению спроса — кривая спроса на графике сдвигается вправо (D1-D2).
В случае если неценовые факторы ведут к сокращению спроса — кривая сдвигается влево
Эффект замещения - При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления.
эффект дохода- При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться ув-ем реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги
Парадоксы –1) цена снижается, спрос падает потому что пок-ли думают что цена еще снизится
2)Цена повыш-ся и спрос растет - ожидание повышения цены. Покупают больше золота , недвиж-ти, драг мет-ов
Изменилось кач-во товара, =спрос увеличился, а цена осталась прежней
Антиинфляционная политика.
Инфляция- это устойчивый рост общего уровня цен, проявл. в обесцен. денег и снижении их покупательной способности.
Темпы инфляции ускоряются, когда гос-во покрывает свои расходы с помощью печатания денег.
Антиинфл. политика- совок-сть мероприятий госуд. рег-ия, напр. на снижение инфляции.
Прямое регулирование проводится в рамках политики доходов, целью которой явл-ся увязать рост зарплаты с ростом цен- установление определ. предела для роста зарплаты и цен, а также контроль над ними. Гос-во устанавливает определенный % индексации доходов.
Контроль осущ. путем принятия законов с одновременным замораживанием цен и зарплаты на определенный срок.
Поскольку цены повышать нельзя, могут снизить качество продукции, вес фасованных продуктов.
Косвенное регулирование- мероприятия, напр. на сокращение бюджетного дефицита, снижение госуд. долга, сдерживание ден. эмиссии.
Контроль осуществляется через ограничение гос. закупок и инвестиций, отмену льгот, повышение ставок прямых и косвенных налогов.
Гос-во располагает 3 основными методами антиинфляционной политики:
регулирование доходов (используются инструменты: налоговые стимулы- поощрение предприятий, придерживающихся медленного роста цен),
контроль роста денежной массы,
адаптационные механизмы (индексирование доходов- зарплат, пенсий, стипендий, корректировки налоговых ставок).
Бюджетное устройство России.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию.
Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Принципы построения бюджетной системы:
1. Принцип единства бюджетной системы
Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами МСУ.
3. Принцип самостоятельности бюджетов:
•право законодательных органов государственной власти и органов МСУ на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
•наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
•право органов государственной власти и органов МСУ самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с БК);
•право органов государственной власти и органов МСУ самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с БК);
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов-
все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах,
бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,
аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета -
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств -
составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов
с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов -
все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности :
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов.
9.Принцип достоверности бюджета -надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Трудовые ресурсы фирмы
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве.
В состав трудовых ресурсов не включается нетрудоспособное население в трудоспособном возрасте - инвалиды и льготные пенсионеры (имеющие право на пенсию по старости до достижения общего пенс. возраста),
но включаются работающие лица старших возрастов.
Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах всей страны, региона, отрасли экономики, либо в рамках какой-либо профессиональной группы.
Наряду с ним в экономической науке и практике приме-няются и такие понятия, как «рабочая сила», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор», «кадры», «работники», «персонал», «трудовой потенциал», «человеческий капитал»,
имеющие разное содержание и смысловую нагрузку. Они дополняют друг друга, раскрывая какую-либо одну из сторон носителя этих понятий - человека.
Использование разных терминов важно и потому, что есть установившиеся международные стандарты, опираясь на которые можно проводить сравнения между странами.
В рамках отдельных организаций наиболее употребляемым понятием является «персонал», т.е. люди со сложным комплексом индивидуальных качеств - социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др.,
наличие которых и отличает их от вещественных факторов производств (сырья, машин, энергии, капитала).
Персонал (от лат. personalis - личный) - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Основными признаками персонала являются:
• наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем,которые оформляются трудовым договором (контрактом).
• обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте,
а следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других слу-жащих (технических исполнителей), рабочих;
•целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации.
Для анализа, планирования, учета и управления персоналом все работники предприятия классифицируются по ряду признаков.
В зависимости от участия в производственном процессе весь персонал предприятия делится на две категории: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием.
К непромышленному персоналу относятся работники, которые непосредственно не связаны с производством и его обслуживанием.
В основном это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию.
промышленно-производственный персонал в зависимости от выполняемых им функций классифицируется на следующие категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие.
К рабочим относятся работники предприятия, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг.
Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.
К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным — обслуживанием производства.
Это деление чисто условное, и на практике иногда их трудно разграничить.
К специалистам на предприятии относятся: бухгалтеры, экономисты, техники, механики, психологи, социологи, художники, товароведы, технологи и др.
К служащим на предприятии относятся, агенты по снабжению, машинистки, секретари-машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы и др.
руководителей на производстве в зависимости от возглавляемых ими коллективов принято подразделять на линейных и функциональных.
К линейным относятся руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, объединений, отраслей, и их заместители;
к функциональным — руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб (отделов, управлений), и их заместители.
По уровню, занимаемому в общей системе управления народным хозяйством, все руководители подразделяются на:
руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена принято относить мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
Руководителями среднего звена считаются директора предприятий, генеральные директора всевозможных объединений и их заместители, начальники крупных цехов.
К руководящим работникам высшего звена обычно относятся руководители ФПГ, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных управлений министерств, ведомств и их заместители.
Эффективность использования рабочей силы на предприятии в определенной мере зависит и от структуры кадров предприятия — состава кадров по категориям и их доли в общей численности.
На структуру ППП влияют следующие факторы:
• уровень механизации и автоматизации производства;
• тип производства (единичный, мелкосерийный, крупносерийный, массовый);
• размеры предприятия;
• организационно-правовая форма хозяйствования;
• сложность и наукоемкость выпускаемой продукции;
• отраслевая принадлежность предприятия и др. Кадровая политика на предприятии должна быть направлена на оптимальное сочетание категорий ППП.
Процесс управления персоналом требует, чтобы на каждом предприятии определялась и анализировалась структура ППП по половому и возрастному составу, а также по уровню квалификации.
Это необходимо для того, чтобы своевременно готовить замену кадров, а также для достижения наиболее приемлемой для предприятия структуры кадров по половому и возрастному составу, по уровню квалификации.
25. Сущность и функции государственного бюджета, дефицит и профицит, секвестр расходов.
Как экономическая категория "бюджет" представляет систему финансовых отношений между государством и другими субъектами экономики по поводу образования,
распределения и расходования денежных ресурсов, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению страны.
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны— это основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики.
Сущность бюджета как экономической категории реализуется через перераспр-ую, воспроизвод-ную, регулирующую, стимулир-ую, плановую, контрольную, фискальную и социальную функции.
Перераспределительная - выравнивание доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону сольного риска,
обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а так же с перераспределением ресурсов между регионами страны, наиболее значимыми в данный период отраслями экономики, их видами и подвидами.
Воспроизводственная функция бюджета благодаря его сбалансированности при реализации на различных стадиях и этапах производства, обмена,
распределения и потребление регулирует постоянно повторяющейся процесс производства.
При этом роль ФБ в современных условиях в том, что он выступает важным инструментом воздействия на процессы общественного воспроизводства, экономического роста,
реформирования структуры экономики, ускорения НТП.
Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на рабочую силу и средства производства, что,
в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной, конъюнктуры.
За счет федерального и других бюджетов осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и программ.
Регулирующая функция бюджета характеризуется процессами определения и перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями государственной власти
и между разными подразделениями общественного производства.
Стимулирующая функция государственная поддержка передовых отраслей экономики — авиастроения, космических программ, атомной промышленности, энергомашиностроения и некоторых др.
Плановая функция бюджета сопряжена с установлением пропорции в развитии экономики, ее отраслей и предприятий, объемов денежных средств,
выделяемых на основные, приоритетные направлении общественного воспроизводства.
Контрольная функция бюджета реализуется благодаря тому, что он ''сигнализирует" как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
соответствуют ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции
или вложения других хозяйствующих субъектов и т. д. В бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, "болевые точки" в экономике страны.
Поэтому и правительство, и предприятия имеют возможность, корректируя движение финансовых ресурсов, активизировать деятельность тех или иных производств и сфер экономики.
Фискальная функция бюджета обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных обязанностей перед страной и населением.
Социальная функция бюджета охватывает все сферы общественного развития.
За счет федерального бюджета финансируются не только отрасли материального производ-ства, но и непроизводственной сферы — образование, здравоохранение, культура и др.
Реализация данной функции позволяет добиваться ускоренного развития человеческих способностей -главного двигателя общественного прогресса.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета,
либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета:
1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных;
бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Секвестр расходов- пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение времени,
оставшегося до конца текущего финансового года.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета,
что приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов бюджета, в котором нет деления на защищенные и незащищенные расходные статьи.
Финансовая политика России.
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,
стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.
Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения,
обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
• введение единого реестра налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
• реализация программ экономии государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
• проведение связанных расчетов с исп-ием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств фб;
• реструктуризация государственного долга;
• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса,
восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,
которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса,
железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством,
погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов,
а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разраб<