Раздел II. Чрезвычайные ситуации
Раздел II. Чрезвычайные ситуации
Бесконфликтного и конфликтного типа.
Система защиты населения и территорий РФ от ЧС
Тема 4. Занятие 1. Классификация чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), Гражданская оборона (ГО).
Учебные вопросы:
ЧС: источники возникновения, классификация и общая характеристика ЧС.
Организационная структура, задачи, силы и средства РСЧС и ГО.
Занятие 2 (практическое). ЧС природного характера.
СР № 2 Зоны и очаги поражения, возникающие в результате ЧС природного характера.
1. Зоны и очаги поражения, возникающие в результате природных явлений геофизического, метеорологического, гидрологического и биологического характера. Способы защиты населения.
2.Зоны и очаги поражения, возникающие в результате природных пожаров. Способы тушения природных пожаров и защиты населения.
Литература:
1. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: Защита населения и территорий. с. 5-6
2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. 7-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – с. 438-441.
Малышев А.А., Силуков М.А. Чрезвычайные ситуации бесконфликтного и конфликтного типа. Уч. пособ. – М.: изд. МГЛУ, 2007. – с.47 – 55.
4. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – с. 36-39.
1. Общая характеристика ЧС: масштабы, последствия, классификация
Масштабы последствий чрезвычайных событий природного характера:
- 23 января 1556 — Ганьсу и Шэньси, Китай — 830 000 человек погибло, больше чем после любого другого землетрясения в истории человечества
- 1693 — Сицилийское землетрясение, погибло 60-100 тыс. чел.
- 1737 — Калькутта, Индия — 300 000 человек погибло
- 1755 — Лиссабон — от 60 000 до 100 000 человек погибло, город полностью разрушен
- 1783 — Калабрия, Италия — от 30 000 до 60 000 человек погибло
- 28 декабря 1908 — Сицилия, Италия 83 000 человек погибло, превращен в руины г. Мессина
- 1 сентября 1923 — Великое землетрясение Канто — Токио и Йокогама, Япония (8,3 МL) — 143 000 человек погибло, около миллиона осталось без жилья
- 6 октября 1939 — Внутренний Тавр, Турция 32 000 человек погибло
- 1948 — Ашхабад, Туркменская ССР, СССР Ашхабадское землетрясение, — 110 000 человек погибло
- 31 мая 1970 — Перу, погибло 63 000 человек, 600 000 человек остались без жилья
- 28 июля 1976 — Таншань, Северо-восточный Китай, Таншаньское землетрясение (8,2 МL) — более 655 000 человек погибло
- 7 декабря 1988 — Спитакское землетрясение: Армянская ССР, СССР — разрушены города Спитак, Ленинакан и множество посёлков, 40 000-45 000 человек погибло. Столько же получило увечья
- 28 мая 1995 — Нефтегорск, Северо-восточный Сахалин (7,5 МL) 1841 человек погиб.
- 17 августа 1999 — Измитское землетрясение: Турция, (7,6 МL) погибло 17 217 человек, 43 959 было ранено, около 500 000 осталось без жилья.
- 26 декабря 2004 — Землетрясение в Индийском океане, погибло 225—250 тысяч человек в результате приливной волны цунами.
- 12 мая 2008 — Сычуаньское землетрясение — землетрясение в центральном Китае, погибло около 70000 человек.
· 12 января 2010 — Землетрясение на Гаити, (энергия 7,1МL) — количество погибших 230-300 тыс. чел. (было в 1751 г.), ранено более 300 тыс. чел., нарушены условия жизнедеятельности более 3 млн. человек.
· Февраль 2010 – Землетрясение в Чили, (энергия 8,8 МL) - количество погибших более 300 чел., ранено более 2 млн. чел., остались без крова более 2 млн. человек. Волна цунами докатилась до Курильских островов, Сахалина и Камчатки (до 1м).
За 90 лет ХХ столетия (1900-1990 гг.) на Земле произошло 69 крупных землетрясений, в каждом из которых погибло более 100 тыс. человек, 18 землетрясений принесло гибель от 10 до 100 тыс. человек и в 47 – количество жертв достигало 1-10 тыс. чел. Всего только в крупных землетрясениях погибло 1457 тыс. человек.
Количество, ед.
Всего Техногенные Природные Биолого-социальные | |||||
1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.
Количество чрезвычайных событий за период 1998 по 2002 г.
(по данным «Российской газеты» № 44 (3158) от 07.03.2003г.)
Опасностьюв чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации(ГОСТ Р22.0.02-94).
Источникамии носителями опасности являютсясубъекты опасности.
Они оказывают поражающее воздействие на объекты опасности.
Субъекты опасности – это природные явления, техногенные процессы, социальные процессы, негативные намерения или действия людей.
К объектам опасности относятся люди, общество, созданные ими материальные объекты и природная среда.
Опасности по сфере возникновения и действия, а также для удобства их идентификации, анализа, воздействия на человека и объекты можно свести в группы: природного, техногенного, экологического, антропогенного, социального (военного, террористического и др.), биологического и общего характера.
ОПАСНОСТИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
· слабая развитость отрасли знаний по противодействию чрезвычайным ситуациям;
· урбанизация территорий;
· увеличение оттока высококвалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из страны;
· низкий уровень финансирования научно-технических разработок по проблемам безопасности;
· незавершенность формирования нормативно-правовой и нормативно-технической документальной базы в области противодействия чрезвычайным ситуациям в регионах и отраслях;
· незавершенность становления или слабость организационных структур, призванных противодействовать приведенным угрозам;
· низкая квалификация руководящего состава и персонала органов управления и сил, обязанных вести работу по противодействию чрезвычайным ситуациям в регионах и отраслях;
· плохая подготовка населения по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях;
· технологическая отсталость, низкая техническая оснащенность территориальных и отраслевых сил наблюдения и контроля и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· недостаточные объемы финансовых и материальных ресурсов в государственных и других резервах, предназначенных для использования при чрезвычайных ситуациях.
Вследствие опасностей (чрезвычайных событий) складывается чрезвычайная ситуация природного, техногенного, социального (военного, террористического) или иного характера, имеющая свои условия – обстановку.
Определение чрезвычайной ситуации закреплено в статье первой федерального закона № 68-ФЗ от 21.12. 94 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация –
(Федеральный закон № 68-ФЗ 21.12.94).
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Чрезвычайная ситуация –
(Концепция создания и развития РСГЗ до 2020 г.).
обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, ведения военных действий или террористического акта или вследствие этих действий и актов или иного бедствия, которая может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы среди населения, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
(Одобрена решением МЧС России. Журнал ГЗ №10 2011г.)
Риск оценивается вероятностью возникновения чрезвычайного события. Поэтому риск возникновения чрезвычайной ситуации – это вероятность или частота возникновения ее источника (ГОСТ Р 22.0.02-94).
В настоящее время на практике для оценки опасности руководствуются концепцией приемлемого (допустимого) риска.
Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения на данном этапе развития науки, техники и общества в целом.
Различают индивидуальный и социальный (коллективный) риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного человека.
Социальный (коллективный) риск– это риск для коллектива, группы людей.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РИСК ИСПЫТАТЬ НА СЕБЕ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ С ЛЕТАЛЬНЫМ ИСХОДОМ:
– ВЕЛИЧИНУ РАВНУЮ ИЛИ МЕНЬШЕ 10-6 – ПРИЕМЛЕМЫМ РИСКОМ;
НЕПРИЕМЛЕМЫМ – R > 10-3.
Под управлением риском понимается выработка баланса между опасностью и выигрышем при обеспечении определенного уровня безопасности. Процесс управления риском включает количественную оценку риска, принятие решений и осуществление практических мер по противодействию чрезвычайным ситуациям.
Конечной целью управления риском является обеспечение приемлемого уровня безопасности.
Каждому проявлению опасности - стихийному бедствию, аварии и катастрофе иному чрезвычайному событию присущи своя обстановка и последствия:
· источник,
· поражающие факторы,
· характер поражений,
· объем и масштабы разрушений,
· зона распространения,
· величина бедствий и человеческих жертв, другие особенности.
Под последствиями понимается результат воздействия поражающих факторов источника чрезвычайного события.
Источник чрезвычайного события – это опасное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.
Поражающие факторы– это составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайного события и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами (ГОСТ Р 22.0.02-94).
В ЧС различают первичные и вторичные поражающие факторы.
Первичные поражающие факторы – такие, которые формируются в момент возникновения чрезвычайной ситуации и исходят непосредственно от её источника.
Вторичные поражающие факторы – это следствие первичного разрушающего воздействия на потенциально опасные элементы инфраструктуры (объекта).
Поражающие факторы могут иметь различный характер воздействия на человека и окружающую среду.
Характер воздействия поражающих факторов на человека и окружающую среду:
· механический,
· тепловой,
· химический,
· радиационный,
· электромагнитный,
· акустический,
· биологический,
· информационный.
Чрезвычайные ситуации классифицируют:
· по типам,
· видам,
· сфере (месту) возникновения,
· времени протекания,
· ведомственной принадлежности,
· масштабу и последствиям (ущербу).
По масштабу и последствиям
Категория ЧС | Количество пострадавших (в т.ч. погибших или получивших ущерб здоровью), чел. | Размер материального ущерба, млн. руб. | Площадь зоны ЧС | Структуры, ликвидирующие ЧС |
Локальная | не более 10 | не более 0,1 | Территория объекта производственного или социального назначения | Силы и средства организации (объекта) |
Муниципальная | не более 50 | не более 5 | Территория одного поселения, внутригородской образования | Силы и средства органа местного самоуправления |
Межмуниципальная | не более 50 | не более 5 | Территория двух и более поселений, внутригородских образований | Силы и средства органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС |
Региональная | свыше 50, но не более 500 | более 5, но не более 500 | Территория одного субъекта РФ | |
Межрегиональная | свыше 50, но не более 500 | свыше 5, но не более 500 | Территория двух и более субъектов РФ | Силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в этой зоне ЧС. При недостаточности – привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти |
Федеральная | свыше 500 | свыше 500 | _ |
Характеристика ЧС в соответствие с Постановлением Правительства РФ №304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
|
Это должен знать каждый
Чрезвычайную ситуацию (событие) легче предотвратить, чем потом ликвидировать её последствия. Для этого надо немногое – своевременно сообщить о её угрозе компетентным органам. Телефоны чрезвычайных служб:
|
(спасатели и
пожарные)
|
(милиция)
|
(скорая
помощь)
|
(аварийная
служба газа)
Кроме того, сообщения о чрезвычайных событиях можно адресовать в отдел внутренних дел вашей районной Управы, участковому инспектору по месту вашего проживания.
2.Организационная структура, задачи, силы и средства РСЧС и ГО.
2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): предназначение, задачи, организационная структура и режимы функционирования.
2.2. Гражданская оборона (ГО) в современных условиях: предназначение, задачи, организационная структура и режимы функционирования
К занятию 2 (ПЗ). Самостоятельная работа по 2 вопросу: Режимы функционирования РСЧС и ГО. Основные руководящие документы.
Задание: доработать материалы лекции; изучить, законспектировать и знать:
1. Предназначение, задачи, структуру, силы и средства РСЧС и ГО, в том числе типового объекта. Режимы функционирования.
2. Основные требования руководящих документов по организации и планированию ГО на объектах (в учреждениях), права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
3. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
Литература:
1. Малышев А.А., Силуков М.А. ЧС бесконфликтного и конфликтного типа. Уч. пос. – М.: МГЛУ, 2008, с. 17-46.
2. Бобок С.А., Юртушкин В.И. «ЧС: ЗН и Т». 2003, с. 66-91.
3. Основы гражданской обороны. Библиотечка «Военные знания». Уч. пос. 2005, с. 3 – 13.
4. БЖД: Учебник /Под ред. Михайлова Л.А. – СПБ.: Питер, 2008. – с.17-18; 22-31.
5. Федеральные законы:
· «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12 1994 г.;
· «О гражданской обороне» от 12.02 1998 г. № 28-ФЗ.
6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ РОССИИ
· Граничит с 16 государствами. Ряд из них имеют территориальные претензии.
· 1098 крупных городов, из них 350 отнесены к группам по ГО.
· Население РФ - по некоторым оценкам менее 143 млн. чел.
· 148химически опасных городов
· Подвержены сезонным затоплениям более 300 городов и десятки тысяч сельских поселений общей численностью 4,6 млн. чел., площадью 400тыс. км2
· Зарегистрировано более 160тыс. ОПО, в т. ч. 3600химически опасных, 10 АЭС, 31энергоблок, более 100 РОО, 28,5 тыс. водохранилищ, в том числе 330 крупных с объемом более 10млн. м3
1,5 тыс. накопителей промышленных отходов.
· Проживает в зонах:
- ХЗ более 40 млн. чел
- потенциального затопления более 10 млн. чел.
- в зонах наблюдений АЭС 4 млн. чел.
· В составе ТЭК функционирует 1350 опасных производственных объектов; 157 тыс км газопроводов; 47 тыс км нефтепроводов; 22 тыс км продуктопроводов (аммиакопровод); более 30% выработали ресурс.
· В различных отраслях экономики РФ эксплуатируется около 10 тыс. пожаро- взрывоопасных объектов.
· 70 млн. м3 радиоактивных отходов суммарной активностью 1,6 млрд. Ки
· ОЯТ на АЭС – 11 тыс.т.
Построение и режимы функционирования системы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Рис.1. Система защиты населения и территорий Российской Федерации
МЧС России - Министерство РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)
ДЕПАРТАМЕНТЫ
Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны | Территориальной политики | Гражданской защиты |
Тыла и вооружения | Административный | Надзорной деятельности |
Организационно-мобилизационный | Кадровой политики | Международной деятельности |
Финансово-экономический | Инвестиций и капитального строительства |
УПРАВЛЕНИЯ
Научно-техническое | Государственной инспекции по маломерным судам | Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф |
Авиации и авиационно-спасательных технологий | Федеральной поддержки территорий | Медико-психологического обеспечения |
Контрольно-ревизионное | Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ | Информации |
Правовое |
СИЛЫ И СРЕДСТВА МЧС:
НЦУКС; ПОЖ. ОХРАНА ПССлужба ВОЙСКА ГО
ГОС. ИНСПЕКЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧ. ТЕХНИКА
МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ СЛУЖБА
ЕДИНАЯ ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (создаётся на базе подразделений горноспасателей угольной, металлургической и строительной отраслей с 2010 года)
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)
2.1.Назначение, основные задачи и структура РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения и защиты населения, территорий, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других критических ситуаций и обстоятельств в мирное время.
|
Основные задачи РСЧС:
· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС, осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов на осуществление этих программ, ликвидацию последствий ЧС;
· сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС, прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
· подготовка населения к действиям в условиях ЧС, обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для их предупреждения и ликвидации, повышение устойчивости функционирования предприятий и учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;
· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации, осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных и других миротворческих акций;
· комплекс задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: спасение людей, их эвакуация из зон поражения, оказание медицинской помощи пострадавшим, разбор и ликвидация завалов, тушение пожаров, восстановление систем жизнеобеспечения людей и другие.
Организационная структура РСЧС (принципиальная схема)
В январе 20010 г. По Указу Президента РФ был создан восьмой федеральный округ – Северо-Кавказский с центром – в г. Пятигорске)
СТРУКТУРА РСЧС
Правительство РФ
№ | У р о в н и | |||||||||
Структурные элементы системы РСЧС | 1. 1.Федеральный | 2.Межрегиональный (федеральные округа РФ) | 3.Региональный | 4.Муниципальный | 5.Объектовый | |||||
Территориальные подсистемы | ||||||||||
1. | Органы управления | Координационные | Правительственная комиссия. Ведомственные комиссии (КЧС и ОПБ) | Представитель Президента в ФО Региональные центры | КЧС и ОПБ | КЧС и ОПБ | КЧС и ОПБ | |||
Постоянно действующие | МЧС, подразделения федеральных органов исп.власти | Региональные центры (РЦ) ГОЧС | Главное управление ГОЧС | Управления, отделы ГОЧС | Отделы, сектора, специалисты ГОЧС | |||||
Повседневного управления | НЦУКС; ЦУКС, инф. центры, ДДС федеральных органов исп. власти | ЦУКС РЦ | ЦУКС главных Единые ДДС Управлений (ГУ муниципальных ГОЧС МЧС); образований инф. центры, ДДС орг.исп.вл. Субъектов РФ | Дежурно-диспетчерские службы организаций (ДДС) | ||||||
2. | Силы и средства | Наблюдения и контроля (НиК) | Подразделения НиК, «Росгидромета», ГК по АЭ «Росатом», органов исполнительной власти, потенциально опасных объектов; формирования Госсанэпиднадзора РФ; сеть наблюдений и лабораторного контроля ГО и др. | |||||||
Ликвидации ЧС | Подразделения аварийно-спасательных служб МЧС; противопожарные подразделения МЧС; войска ГО; формирования «Медицины катастроф»; подразделения МО, МВД; штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования различного назначения | |||||||||
Информационно-управляющие системы (системы связи, оповещения, информационного обеспечения) | Информационный центр | Информационно-управляющий центр | Информационно-управляющий центр ГОЧС | Абонентский пункт ОУ ГОЧС | Информационный центр | |||||
4. | Финансовые и материальные резервы | Базы, склады, хранилища с материальными средствами | ||||||||
Функциональные подсистемы | Органы управления, силы и средства ГОЧС. Информационно-управляющие системы, финансовые и материальные ресурсы министерств и ведомств | |||||||||
Силы и средства всех уровней могут использоваться на любом из них в зависимости от масштаба ЧС
Каждый уровень РСЧС имеет:
1. Координационные органы;
2. Постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
3. Органы повседневного управления;
4. Силы и средства наблюдения и контроля (НиК);
5. Силы и средства ликвидации последствий ЧС;
6. Единая автоматизированная информационно управляющая система (системы связи, оповещения и информационного обеспечения);
7. Резервы финансовых и материальных ресурсов.
Основы гражданской обороны
Организация ГО РФ
Принятые этим министерством в пределах своих полномочий решения по гражданской обороне обязательны для всех органов государственной власти, органов ведомственных структур ГО, администраций объектов экономики и учреждений независимо от их принадлежности и форм собственности, а также для всех должностных лиц и граждан Российской Федерации.
Организация ГО объекта (учреждения)
Расчёт создания объектовых формирований
образовательных учреждений
Наименование формирований | Численность л.с, чел. | Образовательные учреждения | ||||
Высш. проф. образования | Среднего проф. образования | Начального проф. и среднего (полного) общего образования | ||||
НАСФ | Спасательная команда | 1…2 и более | ||||
Спасательная группа | ||||||
Специальные формирования | Санитарный пост | из расчёта 1 на 200 чел | ||||
Пост РХН | ||||||
Подвижная АЗС | Создаётся по 1 на объект (участок) работ | |||||
Эвакуационная техническая группа | Создаётся по 1 на объект (участок) работ | |||||
Звено подвоза воды | Создаётся по 1 на объект (участок) работ | |||||
Группа охраны общественного порядка | ||||||
Звено по обслуживанию убежищ и укрытий | Создаётся по 1 на каждое защитное сооружение | |||||
Отделение пожаротушения | ||||||
Тесты для самоконтроля
РСЧС – это:
1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;
2) организация международного сотрудничества;
3) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) государственная служба, предназначенная для решения вопросов охраны и безопасности труда людей в производственной деятельности.
Основная структура, предназначенная защищать гражданское население и территории от ЧС военного времени:
1) РСЧС;
2) Гражданская оборона;
3) Министерство внутренних дел;
4) Вооруженные Силы.
Основные составляющие элементы структуры РСЧС на всех уровнях и в подсистемах:
1) органы управления, силы и средства, информационно-управляющие системы, финансовые и материальные резервы;
2) пункты управления, невоенизированные формирования, воинские части и подразделения;
3) территориальные, местные, объектовые, региональные, федеральные не штатные формирования ГО;
4) органы управления, пункты управления, гражданские организации различных министерств и ведомств.
Гражданская оборона – это:
1) общественная организация, призванная защищать интересы граждан РФ;
2) единая государственная система предупреждения и ликвидации чре