Строение артикуляционного аппарата
Губ _________________________ Нёба ______________________________
Языка________________________ Дефекты прикуса____________________
Строение зубов ( двойной ряд зубов, очень мелкие, зубы вне челюстной дуги, диастемы м/у передними зубами, нормальное, отсутствие зубов)___________
Состояние артикуляционной моторики
1. Губы в « улыбке»
Наличие ____________________Точность выполнения___________________
2. Губы « трубочкой»
Наличие ____________________Точность выполнения ___________________
3. Чередование движений «улыбка»- «трубочка»
Наличие ____________________ Точность выполнения___________________ Темп________________
4. Язык « лопаточкой» ( на нижней губе)
Наличие ____________________ Точность выполнения ___________________ Замена движения другим______________________
5. Язык « иголочкой»
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Замена движения другим______________________
6. « Маятник» ( боковые движения кончиком языка влево- вправо)
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
Темп _____________________Замена движения другим___________________
Наличие синкиезий ___________________________
7. Прочее _______________________________________________________
Состояние пальцевого гнозопраксиса
1. Вытягивание 2-го и 3-го пальцев
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
2. Вытягивание 2-го и 5-го пальцев
Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________
3. Перебор пальцев ( поочередное прикосновение большого пальца ко 2-, 3-, 4-, 5—му одновременно двумя руками)
В медленном темпе___________________ В быстром темпе_______________
4. Ведущая рука_________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
Бапа________ Паба__________ Саша________ Шаса___________
Саза________ Заса___________ Чатя________ Тяча____________
Цасаца_______ Сацаса_______ Гакага________Кагака__________
Датада_______Тадата_______ Щашаща_______ Шащаша_______
Засаза_______ Сазаса________ Чатяча________ Тячатя__________
Ралара_______ Ларала_______
По звонкости- глухости
Зуб – суп ______________________
Забор- собор___________________
Советы- заветы_________________
Дочка- точка___________________
Шар- жар______________________
Уточка- удочка_________________
Сова- софа_____________________
Башня- пашня__________________
Бочка- почка___________________
По твердости- мягкости
Угол- уголь____________________
Мышка- мишка_________________
Мыло- мила____________________
Ел- ель________________________
Лук- люк______________________
Галка- галька___________________
Мел- мель_____________________
Кожи- козы____________________
Свистящие- шипящие
Сок- шок_____________________
Мишка- миска_________________
Сила- жила___________________
Жук- сук_____________________
Горячий-горящий______________
Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ предложений на слова
Стоят теплые деньки ________________________________________________
Птичка свила гнездо ________________________________________________
Осенью часто льет дождь ____________________________________________
Около леса росла высокая береза ______________________________________
Желтые листья падают на землю ______________________________________
2. Слоговой анализ слов
Дом _________________________
Веселее ______________________
Машина _______________________
Утка __________________________
3. Определение места звука в слове
Первый звук в слове
Астра _________________________
Мухомор ______________________
Последний звук в слове
Мак __________________________
Радуга ________________________
4. Определение количества звуков в слове
Сыр ________
Рак_________
Луна________
Диван_______
5. Синтез слов из букв
В ненарушенной последовательности: Д, О, М __________________________
Р, У, К, А _________________________
В нарушенной последовательности: У, К, Ж ___________________________
А, Л, Н, У ________________________
Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( Инструкция: подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, его начало, продолжение, окончание)
_____________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
1. Наличие дефектов_____________________________________________
2. Подбор картинок на дефектный звук _____________________________
Состояние звуко- слоговой структуры слова
Скакалка ______________________
Велосипед_____________________
Космонавт_____________________
Сковорода_____________________
Кинотеатр_____________________
Мотоциклист___________________
Прямоугольник_________________
Кораблекрушение_______________
Аквалангист____________________
Термометр ____________________
Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________
Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________
Фотограф фотографирует детей _______________________________________
Состояние лексико- грамматического строя речи
1. Назвать одним словом
Платье, пальто, брюки, рубашка ______________________________________
Морковь, капуста, свекла, огурцы _____________________________________
Шкаф, диван, стол, кровать __________________________________________
Яблоко, груша, слива, лимон _________________________________________
Кастрюля, тарелка, кувшин, стакан ____________________________________
Тапочки, сапоги, туфли, валенки ______________________________________
Шапка, берет, панама, платок ________________________________________
Лев, волк, медведь, лиса _____________________________________________
Береза, сосна, дуб , ель ______________________________________________
2. Детёныши животных ( по картинкам)
У утки утята, а у …
Козы- _________________________
Кошки- _______________________
Белки-_________________________
Курицы-_______________________
Собаки-_______________________
Тигрицы-______________________
Коровы-_______________________
Свиньи-_______________________
Львицы-_______________________
Зайчихи-_______________________
Ежихи-________________________
Лисы- _________________________
3. Употребление существительных в род.п. (по картинкам)
Машина без колес
Самолет без ___________________
Стол без_______________________
Корова без _____________________
Кастрюля без___________________
Петух без______________________
4. Подбор антонимов ( по картинке или в устной форме)
Холодный _____________________
Далекий_______________________
Высокий_______________________
Зима __________________________
Верхний_______________________
Широкий ______________________
5. Образование прилагательных от существительных. Согласование
существительных с прилагательным.
1. Относительные прилагательные:
Конверт из бумаги- бумажный
Посуда из стекла-_______________
Варенье из яблок- ______________
Куртка из кожи-________________
Платок из пуха-________________
Сок из моркови-________________
2. Качественные прилагательные: если днем жара, то день жаркий, а если:
Мороз_________________________
Солнце________________________
Снег__________________________
Ветер _________________________
Дождь ____________________
3. Притяжательные прилагательные: у собаки лапа собачья, а у …
Кошки____________
Волка_____________
Льва______________
Медведя___________
Лисы______________
Зайца _____________
№ | Дата | Класс, ФИО, Адрес, откуда поступил | Общее состояние и звукопроизношение | Общее речевое развитие и готовность к обучению. Практическое сознание языковых средств | Общий уровень речевой готовности к школе | Заключение | |||||||||
А/А темп, внятность, ф/слух | Зв. анализ | Дефект произношения, свист., шип., соноры, заднеязычные | Речевая коммуникативность | Связная речь | Словарный запас | Грамматические конструкция | Ситуативная и контекстая речь | Чтение побуквенное, послоговое, слитное | Графомоторные навыки | Готовность к письму. Учет спец.ошибок | |||||
Результаты исследования звукопроизношения
________________________________________
Условия | Исследуемые звуки | ||||||||||||||||
С | С | З | З | Ц | Ш | Ж | Щ | Ч | Л | Л | Р | Р | J | М | Н | В | |
При изолированном произношении | |||||||||||||||||
В слогах: - открытых, без стечения согласных | |||||||||||||||||
- закрытых, без стечения согласных | |||||||||||||||||
- со стечением согласных | |||||||||||||||||
В словах: - в начале | |||||||||||||||||
- в середине | |||||||||||||||||
- в конце ( кроме звонк.) | |||||||||||||||||
Во фразах | |||||||||||||||||
В связной речи |
Схема системного развития нормальной детской речи
( составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева « Вопросы изучения детской речи», 1961)
Предложения из аморфных слов- корней | Возраст т | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | ||||
Двухсловное Однословное предложение предложение | 1 г 8 м.- 1 г 10 м 1 г 3 м- 1 г 8 м | Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) | Нет | Название лиц, предметов ( 22 слова) | Несколько позже сущ-х появляются название действий (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводиться один слог в слове ( ударный) или два одинаковых слога. | Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, д, ть, ль, с. | Нет | Нет |
Объединяет в одном предложений два аморфных слова ( 87 слов) | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2м лице ед.ч.повелительного наклонения. | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. | Х, п, й. часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный | Появляются в середине некоторых слов | Нет |
Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | |||||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Структура предложения | Первые формы слов | 1 г 10 м.- 2 г. 1 м. | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые грамматические отношения м/у словами: согласование им.п. с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляются словоизменения. | Начинают разграничено употребляться следующие падежи: вин.п. с окончанием –у, им.п. мн.ч. с окончанием –ы, -и, (фонетически всегда и), иногда пред.п. с окончанием –е, суффиксы уменьшительности | Первые грамматические формы у глаголов: повел.наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. и прош.время 3-го лица ед.ч. (окончание –ет, -ит, -а). часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы | Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в им.п. ед.ч. муж. или жен.рода | Вот, там, где, еще, хорошо, не надо, надо и др. большинство личных местоименных форм употребляются правильно с момента своего проявления. Иногда смешиваются личные местоимения. О себе говорят в третьем лице | Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», « да», «то», «не» | В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четрехсложных словах | К 2 годам твердые: н, т, д | Большинство стечений согласных замещается одним звуком | Нет |
Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Структура предложения | Усвоение флективной системы языка | 2 г.1 м- 2 г. 3 м | Дальнейший рост простого предложения(до5- 8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения. Суффиксы –ок, -чик и др. | Усваиваются дат. и твор.п. усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.ч.: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.ч. –ы ( фонетически - и) | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам ( кроме 2-го лица мн.ч.). разграничивается наст. и прош.вр., смешивается род | 23 прилагательных. Нарушается согласование с сущ-ми; употребляются преимущественно после сущ-х. мн.ч. только в им.п. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее | Появляются предлог: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем ы, в, р, з. смешение артикуляционно близких звуков | Все еще не усвоены,хотя некоторые группы согласных произносятся правильно | Нет |
Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Усвоение грамматической системы языка | Усвоение служебных слов | 2 г. 3 м.- 3г. | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется | Усвоены « главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончание –ов на слова других склонений:. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а, -я. Суффиксы увеличительности, принадлежности | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие. Унификация приставок | С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ-ми в косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешения рода у местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах | Ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение групп согласных | Нет |
Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Слоговая структура слова | Усвоение звуковой стороны языка | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | Звуки | Стечение согласных | |||||
Усвоение морфологической системы русского языка | 3-4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей- нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество | Продолжатся влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении; ошибки в использование чередований и ударений. При словоизменение сохраняется основа. | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: намокрил ( намочил) | Имеет место нарушение согласование в среднем роде. Усваивается сравнительная степень прилагательных | Усваивается сравнительная степень наречий | Предлоги: по, до,вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частицы « бы» при условном наклонении | Звуковая сторона речи усвоена (врхняя граница нормы) | После трех лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов |
Возраст | Развитие предложения ( фразы) | Усвоение частей речи | Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | |||||
Объем и тип предложения | Грамматический строй | Существительные | Глаголы | Прилагательные | Местоимения, наречия | Служебные слова | ||
4 года- 7 лет | Иногда затруднение в построении придаточных предложений с союзным словом « который» | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категории ( использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных) | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласование числительного с сущ-м в косвенных падежах | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах | Употребляется одно деепричастие «сидя» | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях | С 4 лет 6 м. попытка объяснить слова на основе их значения . с5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдение над синонимами |
Приложение 1.
Речевая карта для первоклассников
1. Фамилия__________________ Имя________________ Класс__________
2. Анамнез_____________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Заключение специалистов:
Слух _____________________________________________________________
Зрение ___________________________________________________________
Жалобы родителей, обращались ли к логопеду __________________________________________________________________
4. Общее состояние и звучание речи:
Темп:_____________________________________________________________
Внятность: ________________________________________________________
Сила голоса: ______________________________________________________
5. Состояние артикуляционного аппарата:
Губы: ____________________________________________________________
Зубы: ____________________________________________________________
Язык: ____________________________________________________________
Нёбо: ____________________________________________________________
Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________
Переключаемость :__________________________________________________
6. Общая характеристика речи:
Нарушение звукопроизношения: ______________________________________
7. Сформированность фонематических процессов:
Ритм: ____________________________________________________________
Оппозиционные звуки : га-ка-га, на-га-ха-ла, за-жа-са-ша, ра-ла, ла-ра __________________________________________________________________
Повторение: коза-коса, лоза- роса, сом, дом, ложка- кошка, ветка- сетка
________________________________________________________________
Какая буква потерялась: _от, _ыба, _ым, _кно;
Звуковой ряд: д,о,м___________ к,о,т________________ у,т,к,а_____________
Какое слово длиннее: лента- ленточка, книга- книжечка
Покажи картинки: ж,ш,с,з,ц,ч,щ,р,л ___________________________________
8. Навыки звуко- слогового анализа:
С какого слога начинаются слова:
мяч- мука- мама______________
сок, суп, солнце, самолет______
рак, рука, рама_______________
цапля, царица________________
жук, жаба, жарить____________
зонт, зайка, зубы_____________
чайка, чайник________________
С какого слога оканчиваются слова: сыр, сом, зонт, дох, год, кот, лоб_____________________________________________________________
Кто как говорит:
Кошка__________
Собака__________
Ворона__________
Корова__________
Баран___________
Лягушка________
Пчела___________
Комар __________
9. Слова сложной слоговой структуры:
Медведь____________________
Крокодил___________________
Скатерть____________________
Милиционер_________________
Строительство_______________
Верблюд____________________
Обезьяна____________________
Велосипед___________________
Аквариум___________________
Серпантин __________________
10. Повтор предложения:
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки ________________________________________________________________
11. Состояние связной речи:
Описание предмета: ______________________________________________
Составление рассказа по картинке:__________________________________
По серии картин:_________________________________________________
Пересказ:_______________________________________________________
Словарный запас:________________________________________________
Окружающие предметы:__________________________________________
Обобщения:_____________________________________________________
12. Степень навыков классификации:
Части тела:______________________________________________________
Дикие и домашние животные:______________________________________
Детеныши:______________________________________________________
Кто, где живет:___________________________________________________
Кто, что ест:_____________________________________________________
Игрушки:_______________________________________________________
Транспорт:______________________________________________________
Обувь:__________________________________________________________
Одежда:_________________________________________________________
Овощи:_________________________________________________________
Фрукты:________________________________________________________
Профессии:______________________________________________________
13. Название предмета по описанию:_________________________________
________________________________________________________________
14. Название действий по предъявленному предмету:
Лопатой ________________________, топором _______________________
Ложкой _________________________, карандашом ___________________
Кто как передвигается:
Человек_________________________, птица__________________________
Рыба___________________________, конь ___________________________
Кузнечик _______________________, черепаха _______________________
15. Понимание оттенков действий ( префиксальный)
Машина в гараж _________________________________________________
16. Глагольный словарь в целом: ____________________________________
17. Подбор:
Антонимов:
Чистый____________
Широкий__________
Высокий___________
Тонкий____________
Белый_____________
Большой___________
Синонимов:
Чумазый___________
Дряхлая___________
Красивая__________
Омонимов:
Лист______________
Крыло_____________
Ключ______________
18. Грамматический строй речи:
Употребление имен сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах:
Чем режут хлеб кому____________
Кому дали ложку_______________
Р.п. мн.ч. им.Сущ.: Много чего:
Сумка_______
Ягода_______
Окно________
Стул________
Образование уменьшительно- ласкательной формы имен сущ.:
Дом_________
Елка________
Кольцо______
Птица_______
Согласование сущ-х с числительными:
Покажи где шар- шары?
Зайчик-______
Мячик- _____
Кот-________
Яблоко-_____
Про кого говорят:
Плывет______
Плывут______
Скачет______
Скачут______
Согласование прилагательных с существительными:
Цвет: Голубое_________________ Трава__________________________
Величина: стул________________, стол________________________________
Форма: арбуз _________________, морковь_____________________________
По качеству: куртка из кожи ____________ стакан из стекла ______________
Сравнение по цвету: трава ______________, роза________________________
Употребление предлогов: карандаш на__________, в________________, за___________, из____________, с_________________, над_______________, под___________, около___________, между__________.
Составление предложения по картинкам (по серии) ___________________ __________________________________________________________________
19. Общее впечатление о состоянии речи:_____________________________
20. Коммуникативность, отношение к своему дефекту:_________________
21. Неречевые процессы: общая и тонкая моторика ____________________
22. Интеллект:
Четвертый лишний _________________________________________________
Нелепица _________________________________________________________
Запомни слово _____________________________________________________
Внимание _________________________________________________________
Сукцессивные процессы ____________________________________________
Эмоциональная сфера ______________________________________________
Понимание инструкций _____________________________________________
23. Навыки чтения и письма:_______________________________________
Графомоторные навыки :_____________________________________________
Специфические ошибки:_____________________________________________
24. Логопедическое заключение:____________________________________
____________________________________________________________________
25. Перспективный план работы:____________________________________