Строение артикуляционного аппарата

Губ _________________________ Нёба ______________________________

Языка________________________ Дефекты прикуса____________________

Строение зубов ( двойной ряд зубов, очень мелкие, зубы вне челюстной дуги, диастемы м/у передними зубами, нормальное, отсутствие зубов)___________

Состояние артикуляционной моторики

1. Губы в « улыбке»

Наличие ____________________Точность выполнения___________________

2. Губы « трубочкой»

Наличие ____________________Точность выполнения ___________________

3. Чередование движений «улыбка»- «трубочка»

Наличие ____________________ Точность выполнения___________________ Темп________________

4. Язык « лопаточкой» ( на нижней губе)

Наличие ____________________ Точность выполнения ___________________ Замена движения другим______________________

5. Язык « иголочкой»

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

Замена движения другим______________________

6. « Маятник» ( боковые движения кончиком языка влево- вправо)

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

Темп _____________________Замена движения другим___________________

Наличие синкиезий ___________________________

7. Прочее _______________________________________________________

Состояние пальцевого гнозопраксиса

1. Вытягивание 2-го и 3-го пальцев

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

2. Вытягивание 2-го и 5-го пальцев

Наличие ___________________ Точность выполнения ___________________

3. Перебор пальцев ( поочередное прикосновение большого пальца ко 2-, 3-, 4-, 5—му одновременно двумя руками)

В медленном темпе___________________ В быстром темпе_______________

4. Ведущая рука_________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

Бапа________ Паба__________ Саша________ Шаса___________

Саза________ Заса___________ Чатя________ Тяча____________

Цасаца_______ Сацаса_______ Гакага________Кагака__________

Датада_______Тадата_______ Щашаща_______ Шащаша_______

Засаза_______ Сазаса________ Чатяча________ Тячатя__________

Ралара_______ Ларала_______

По звонкости- глухости

Зуб – суп ______________________

Забор- собор___________________

Советы- заветы_________________

Дочка- точка___________________

Шар- жар______________________

Уточка- удочка_________________

Сова- софа_____________________

Башня- пашня__________________

Бочка- почка___________________

По твердости- мягкости

Угол- уголь____________________

Мышка- мишка_________________

Мыло- мила____________________

Ел- ель________________________

Лук- люк______________________

Галка- галька___________________

Мел- мель_____________________

Кожи- козы____________________

Свистящие- шипящие

Сок- шок_____________________

Мишка- миска_________________

Сила- жила___________________

Жук- сук_____________________

Горячий-горящий______________

Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ предложений на слова

Стоят теплые деньки ________________________________________________

Птичка свила гнездо ________________________________________________

Осенью часто льет дождь ____________________________________________

Около леса росла высокая береза ______________________________________

Желтые листья падают на землю ______________________________________

2. Слоговой анализ слов

Дом _________________________

Веселее ______________________

Машина _______________________

Утка __________________________

3. Определение места звука в слове

Первый звук в слове

Астра _________________________

Мухомор ______________________

Последний звук в слове

Мак __________________________

Радуга ________________________

4. Определение количества звуков в слове

Сыр ________

Рак_________

Луна________

Диван_______

5. Синтез слов из букв

В ненарушенной последовательности: Д, О, М __________________________

Р, У, К, А _________________________

В нарушенной последовательности: У, К, Ж ___________________________

А, Л, Н, У ________________________

Исследование связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. ( Инструкция: подумай, как из этих картинок составить рассказ? Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, его начало, продолжение, окончание)

_____________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

1. Наличие дефектов_____________________________________________

2. Подбор картинок на дефектный звук _____________________________

Состояние звуко- слоговой структуры слова

Скакалка ______________________

Велосипед_____________________

Космонавт_____________________

Сковорода_____________________

Кинотеатр_____________________

Мотоциклист___________________

Прямоугольник_________________

Кораблекрушение_______________

Аквалангист____________________

Термометр ____________________

Милиционер стоит на перекрестке ____________________________________

Водопроводчик чинит водопровод ____________________________________

Фотограф фотографирует детей _______________________________________

Состояние лексико- грамматического строя речи

1. Назвать одним словом

Платье, пальто, брюки, рубашка ______________________________________

Морковь, капуста, свекла, огурцы _____________________________________

Шкаф, диван, стол, кровать __________________________________________

Яблоко, груша, слива, лимон _________________________________________

Кастрюля, тарелка, кувшин, стакан ____________________________________

Тапочки, сапоги, туфли, валенки ______________________________________

Шапка, берет, панама, платок ________________________________________

Лев, волк, медведь, лиса _____________________________________________

Береза, сосна, дуб , ель ______________________________________________

2. Детёныши животных ( по картинкам)

У утки утята, а у …

Козы- _________________________

Кошки- _______________________

Белки-_________________________

Курицы-_______________________

Собаки-_______________________

Тигрицы-______________________

Коровы-_______________________

Свиньи-_______________________

Львицы-_______________________

Зайчихи-_______________________

Ежихи-________________________

Лисы- _________________________

3. Употребление существительных в род.п. (по картинкам)

Машина без колес

Самолет без ___________________

Стол без_______________________

Корова без _____________________

Кастрюля без___________________

Петух без______________________

4. Подбор антонимов ( по картинке или в устной форме)

Холодный _____________________

Далекий_______________________

Высокий_______________________

Зима __________________________

Верхний_______________________

Широкий ______________________

5. Образование прилагательных от существительных. Согласование

существительных с прилагательным.

1. Относительные прилагательные:

Конверт из бумаги- бумажный

Посуда из стекла-_______________

Варенье из яблок- ______________

Куртка из кожи-________________

Платок из пуха-________________

Сок из моркови-________________

2. Качественные прилагательные: если днем жара, то день жаркий, а если:

Мороз_________________________

Солнце________________________

Снег__________________________

Ветер _________________________

Дождь ____________________

3. Притяжательные прилагательные: у собаки лапа собачья, а у …

Кошки____________

Волка_____________

Льва______________

Медведя___________

Лисы______________

Зайца _____________


Дата Класс, ФИО, Адрес, откуда поступил   Общее состояние и звукопроизношение Общее речевое развитие и готовность к обучению. Практическое сознание языковых средств Общий уровень речевой готовности к школе     Заключение
А/А темп, внятность, ф/слух     Зв. анализ Дефект произношения, свист., шип., соноры, заднеязычные   Речевая коммуникативность Связная речь Словарный запас Грамматические конструкция Ситуативная и контекстая речь Чтение побуквенное, послоговое, слитное Графомоторные навыки Готовность к письму. Учет спец.ошибок
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Результаты исследования звукопроизношения

________________________________________

Условия Исследуемые звуки
С С З З Ц Ш Ж Щ Ч Л Л Р Р J М Н В
При изолированном произношении                                  
В слогах: - открытых, без стечения согласных                                  
- закрытых, без стечения согласных                                  
- со стечением согласных                                  
В словах: - в начале                                  
- в середине                                  
- в конце ( кроме звонк.)                                  
Во фразах                                  
В связной речи                                  

Схема системного развития нормальной детской речи

( составлена Н.С.Жуковой по фактическим материалам книги А.Н.Гвоздева « Вопросы изучения детской речи», 1961)

Предложения из аморфных слов- корней       Возраст т   Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения Служебные слова Звуки Стечение согласных
Двухсловное Однословное предложение предложение     1 г 8 м.- 1 г 10 м 1 г 3 м- 1 г 8 м   Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) Нет Название лиц, предметов ( 22 слова) Несколько позже сущ-х появляются название действий (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводиться один слог в слове ( ударный) или два одинаковых слога. Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, д, ть, ль, с. Нет Нет
Объединяет в одном предложений два аморфных слова ( 87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2м лице ед.ч.повелительного наклонения. Нет Нет Нет Воспроизводятся двухсложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Х, п, й. часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный Появляются в середине некоторых слов Нет
      Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения Служебные слова Звуки Стечение согласных  
Структура предложения Первые формы слов 1 г 10 м.- 2 г. 1 м. Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения м/у словами: согласование им.п. с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляются словоизменения. Начинают разграничено употребляться следующие падежи: вин.п. с окончанием –у, им.п. мн.ч. с окончанием –ы, -и, (фонетически всегда и), иногда пред.п. с окончанием –е, суффиксы уменьшительности Первые грамматические формы у глаголов: повел.наклонение 2-го лица ед.ч., инфинитив, наст. и прош.время 3-го лица ед.ч. (окончание –ет, -ит, -а). часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с сущ., чаще в им.п. ед.ч. муж. или жен.рода Вот, там, где, еще, хорошо, не надо, надо и др. большинство личных местоименных форм употребляются правильно с момента своего проявления. Иногда смешиваются личные местоимения. О себе говорят в третьем лице Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», « да», «то», «не» В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слогов в четрехсложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Большинство стечений согласных замещается одним звуком Нет
    Возраст Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Структура предложения Усвоение флективной системы языка 2 г.1 м- 2 г. 3 м Дальнейший рост простого предложения(до5- 8 слов). Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения. Суффиксы –ок, -чик и др. Усваиваются дат. и твор.п. усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.ч.: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.ч. –ы ( фонетически - и) Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам ( кроме 2-го лица мн.ч.). разграничивается наст. и прош.вр., смешивается род 23 прилагательных. Нарушается согласование с сущ-ми; употребляются преимущественно после сущ-х. мн.ч. только в им.п. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее Появляются предлог: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки Твердые с, л, затем ы, в, р, з. смешение артикуляционно близких звуков Все еще не усвоены,хотя некоторые группы согласных произносятся правильно Нет
    Возраст Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Усвоение грамматической системы языка Усвоение служебных слов 2 г. 3 м.- 3г. Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3 годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется Усвоены « главенствующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончание –ов на слова других склонений:. Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а, -я. Суффиксы увеличительности, принадлежности Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие. Унификация приставок С 3 лет устанавливается согласование прилагательных с сущ-ми в косвенных падежах. Появляются краткие причастия Отмечается смешения рода у местоимений Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах Ч, ш, ж, щ, твердый ц Заканчивается усвоение групп согласных Нет
    Возраст Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных  
Усвоение морфологической системы русского языка   3-4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей- нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество Продолжатся влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении; ошибки в использование чередований и ударений. При словоизменение сохраняется основа. Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: намокрил ( намочил) Имеет место нарушение согласование в среднем роде. Усваивается сравнительная степень прилагательных Усваивается сравнительная степень наречий Предлоги: по, до,вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частицы « бы» при условном наклонении   Звуковая сторона речи усвоена (врхняя граница нормы)   После трех лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов
Возраст Развитие предложения ( фразы) Усвоение частей речи Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и тип предложения Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова
4 года- 7 лет Иногда затруднение в построении придаточных предложений с союзным словом « который» Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категории ( использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных) Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласование числительного с сущ-м в косвенных падежах Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах Употребляется одно деепричастие «сидя» Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях С 4 лет 6 м. попытка объяснить слова на основе их значения . с5 лет размышления по поводу рода существительных, наблюдение над синонимами

Приложение 1.

Речевая карта для первоклассников

1. Фамилия__________________ Имя________________ Класс__________

2. Анамнез_____________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Заключение специалистов:

Слух _____________________________________________________________

Зрение ___________________________________________________________

Жалобы родителей, обращались ли к логопеду __________________________________________________________________

4. Общее состояние и звучание речи:

Темп:_____________________________________________________________

Внятность: ________________________________________________________

Сила голоса: ______________________________________________________

5. Состояние артикуляционного аппарата:

Губы: ____________________________________________________________

Зубы: ____________________________________________________________

Язык: ____________________________________________________________

Нёбо: ____________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата: _____________________________

Переключаемость :__________________________________________________

6. Общая характеристика речи:

Нарушение звукопроизношения: ______________________________________

7. Сформированность фонематических процессов:

Ритм: ____________________________________________________________

Оппозиционные звуки : га-ка-га, на-га-ха-ла, за-жа-са-ша, ра-ла, ла-ра __________________________________________________________________

Повторение: коза-коса, лоза- роса, сом, дом, ложка- кошка, ветка- сетка

________________________________________________________________

Какая буква потерялась: _от, _ыба, _ым, _кно;

Звуковой ряд: д,о,м___________ к,о,т________________ у,т,к,а_____________

Какое слово длиннее: лента- ленточка, книга- книжечка

Покажи картинки: ж,ш,с,з,ц,ч,щ,р,л ___________________________________

8. Навыки звуко- слогового анализа:

С какого слога начинаются слова:

мяч- мука- мама______________

сок, суп, солнце, самолет______

рак, рука, рама_______________

цапля, царица________________

жук, жаба, жарить____________

зонт, зайка, зубы_____________

чайка, чайник________________

С какого слога оканчиваются слова: сыр, сом, зонт, дох, год, кот, лоб_____________________________________________________________

Кто как говорит:

Кошка__________

Собака__________

Ворона__________

Корова__________

Баран___________

Лягушка________

Пчела___________

Комар __________

9. Слова сложной слоговой структуры:

Медведь____________________

Крокодил___________________

Скатерть____________________

Милиционер_________________

Строительство_______________

Верблюд____________________

Обезьяна____________________

Велосипед___________________

Аквариум___________________

Серпантин __________________

10. Повтор предложения:

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки ________________________________________________________________

11. Состояние связной речи:

Описание предмета: ______________________________________________

Составление рассказа по картинке:__________________________________

По серии картин:_________________________________________________

Пересказ:_______________________________________________________

Словарный запас:________________________________________________

Окружающие предметы:__________________________________________

Обобщения:_____________________________________________________

12. Степень навыков классификации:

Части тела:______________________________________________________

Дикие и домашние животные:______________________________________

Детеныши:______________________________________________________

Кто, где живет:___________________________________________________

Кто, что ест:_____________________________________________________

Игрушки:_______________________________________________________

Транспорт:______________________________________________________

Обувь:__________________________________________________________

Одежда:_________________________________________________________

Овощи:_________________________________________________________

Фрукты:________________________________________________________

Профессии:______________________________________________________

13. Название предмета по описанию:_________________________________

________________________________________________________________

14. Название действий по предъявленному предмету:

Лопатой ________________________, топором _______________________

Ложкой _________________________, карандашом ___________________

Кто как передвигается:

Человек_________________________, птица__________________________

Рыба___________________________, конь ___________________________

Кузнечик _______________________, черепаха _______________________

15. Понимание оттенков действий ( префиксальный)

Машина в гараж _________________________________________________

16. Глагольный словарь в целом: ____________________________________

17. Подбор:

Антонимов:

Чистый____________

Широкий__________

Высокий___________

Тонкий____________

Белый_____________

Большой___________

Синонимов:

Чумазый___________

Дряхлая___________

Красивая__________

Омонимов:

Лист______________

Крыло_____________

Ключ______________

18. Грамматический строй речи:

Употребление имен сущ-х ед. и мн.ч. в разных падежах:

Чем режут хлеб кому____________

Кому дали ложку_______________

Р.п. мн.ч. им.Сущ.: Много чего:

Сумка_______

Ягода_______

Окно________

Стул________

Образование уменьшительно- ласкательной формы имен сущ.:

Дом_________

Елка________

Кольцо______

Птица_______

Согласование сущ-х с числительными:

Покажи где шар- шары?

Зайчик-______

Мячик- _____

Кот-________

Яблоко-_____

Про кого говорят:

Плывет______

Плывут______

Скачет______

Скачут______

Согласование прилагательных с существительными:

Цвет: Голубое_________________ Трава__________________________

Величина: стул________________, стол________________________________

Форма: арбуз _________________, морковь_____________________________

По качеству: куртка из кожи ____________ стакан из стекла ______________

Сравнение по цвету: трава ______________, роза________________________

Употребление предлогов: карандаш на__________, в________________, за___________, из____________, с_________________, над_______________, под___________, около___________, между__________.

Составление предложения по картинкам (по серии) ___________________ __________________________________________________________________

19. Общее впечатление о состоянии речи:_____________________________

20. Коммуникативность, отношение к своему дефекту:_________________

21. Неречевые процессы: общая и тонкая моторика ____________________

22. Интеллект:

Четвертый лишний _________________________________________________

Нелепица _________________________________________________________

Запомни слово _____________________________________________________

Внимание _________________________________________________________

Сукцессивные процессы ____________________________________________

Эмоциональная сфера ______________________________________________

Понимание инструкций _____________________________________________

23. Навыки чтения и письма:_______________________________________

Графомоторные навыки :_____________________________________________

Специфические ошибки:_____________________________________________

24. Логопедическое заключение:____________________________________

____________________________________________________________________

25. Перспективный план работы:____________________________________

Наши рекомендации