Сезонные явления в жизни растений
Класс 04.12.14
Тема: Влияние условий среды на прорастание семени. Рост и развитие растений. Сезонные явления в жизни растений
Цель:рассмотреть как влияют внешние условия свет, температура, давление, влажность на прорастание семени. Перечислить явления, происходящие в жизни растений с наступлением различных времен года. Воспитать бережное отношение к природе
Ход урока
Изучение нового материала
Прорастания семян. Семена большинства растений имеет период покоя - некоторое время не прорастают даже при благоприятных условиях. Для прорастания семян нужна совокупность определенных условий, различных для каждого вида растений: достаточная влажность, наличие воздуха, определенная температура, а для некоторых (салат-латук, фацелия) даже свет. В благоприятных условиях семя поглощает воду и разбухает. Одновременно усиливается ее дыхание, запасные питательные вещества переходят в доступную для потребления зародышем форму (образуются сахаристые вещества). Сначала прорастает корешок, затем - почка. Корешок прорывает кожицу семена и растет вглубь почвы, поскольку реагирует на силу притяжения Земли, побег направлен вверх, к поверхности почвы. Растение с момента прорастания называют проростков. Существуют два типа прорастания семян: надземный, когда семядоли при прорастании выносятся на поверхность почвы (фасоль, тыква), и подземный, когда семядоли остаются в почве (горох, пшеница). У многих видов прорастания семян сочетает черты обоих типов. Важной характеристикой является всхожесть семян - его способность к прорастанию. Все эти особенности нужно учитывать во время посева семян различных культур.
Рост - одно из проявлений индивидуального развития организмов, связан с увеличением их живой массы. Рост вызван делением клеток, увеличением их размеров и массы межклеточного вещества. Развитие - качественные изменения, происходящие в организме с момента рождения и обусловливают его формирования. Различают индивидуальное развитие организма (от рождения до смерти) и историческое (развитие организмов, их систематических категорий, а также органического мира в целом).
Рост и развитие растений. Растения, как все живые организмы, способные расти и развиваться. Особенностью растений является то, что рост продолжается всю их жизнь. Рост - это увеличение размеров, объема и массы всего организма и отдельных его частей. Рост растения может быть непрерывным и периодическим. У многих растений периодичность связана с укорочением продолжительности светлой части суток и наступлением зимы - в это время рост тормозится. Соотношение дня и ночи называют фотопериодизмом. Скорость и продолжительность роста регулируют фитогормоны.
Развитие растений тесно связано с их ростом, но эти понятия разные. Развитие - это качественные изменения, которые последовательно происходят в организме и в его отдельных частях на протяжении жизни. Например, появление цветка - новое качественное состояние всего организма растения. Совокупность всех фаз развития организма называют жизненным циклом. Индивидуальное развитие растений происходит в несколько последовательных этапов. В жизненном цикле цветковых растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Послезародышевый включает этапы проростка, молодости, зрелости и старения.
Сезонные явления в жизни растений
Фенология это — наука о сезонных явлениях в природе. Она регистрирует и изучает периодические явления в живой и безжизненной природе, которые связаны с изменениями сезонов. По обыкновению различают четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. В зависимости от сезона у деревьев, кустов и трав меняются внешний вид, процессы роста и развития
Сезонные изменения в жизни растений весной
Весной увеличение продолжительности дня для растений является сигналом к распусканию листков, цветение и плодоношение. Изменение продолжительности светового периода времена воспринимают листки. У них образовываются вещества, которые предопределяют развитие цветочных почек.
Весну разделяют на три периода:
1 - Ранняя весна - появление проталин, исчезновение снега на полях, цветение раннецветущих растений-первоцветов, начало сокоруху;
2 - Средняя весна (цветущая) — длится к зацветанию черемухи;
3 - Поздняя весна - отцветает сирень, начинает колоситься рожь, отцветают яблони
Сезонные изменения в жизни растений летом
Астрономическое начало лета 21-22 июня — день пожилого солнцестояния. Наличие большого количества тепла, влаги, света содействуют активному развития растений. Большинство деревьев, на которые созревает семена запасают органические вещества. Большое количество кустов и древоцветов.
Лето разделяют на три периода
1-ий - начало лета - на луках появляются цветущие травы ( васильки, звонки, ромашки и т.п.), в лесах зацветает малина, в водоемах — кувшины, в садах — садовый жасмин. В народном календаре июнь называют разноцветием. Начинают созревать землянике, появляются летные грибы
2-ий - середина лета - начинается из зацветания липы и длится обычно к середины августа. Созревают плоды вишни, черники, малины, смородины, крыжовника, черемухи и т.п. На полях заканчивается собирания озимых.
3-ий - конец лета - длится от середины августа к середины сентября, к первым заморозкам. Это пора грибов, которая приходится на конец лета и начало осени. В лесу созревают орехи, начинают желтеть листки в липы и опадать листки березы
Сезонные изменения в жизни растений осенью
Осень — пора собирания урожая. Осенью в большинстве растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Листву многих деревьев и кустов меняет окраску, а потом опадает: приходит ноябрь
Осень разделяют на два периода:
- первый период – от первых заморозков на почвы до конца листопада – золотая осень, когда меняется окраски листков и начинается ноябрь. Ноябрь спасает растение от высыхания, от ломки ветвей, через листки выводятся ненужные растению вещества. В первой половине октября полностью теряют листки черемуха и вяз, потом липа, клен, ясень, орешник, осина. Во второй половине октября – рябина, калина, ольха, бузина, верба. Важно знать последовательность созревания семян древесных и кустарниковых растений, чтобы помочь школьникам в организации их собирание
- второй период – из конца листопада к замерзанию водоемов – характерный переход осени к зимы
Осенью можно наблюдать некоторые интересные явления, например, повторное цветение растений. Можно увидеть цветущую белую акацию, калину, воробьиную, цветки на яблоне и груши. Зацветают травянистые растения: ромашка, клевер, василек, одуванчик… Повторное цветение связано с наступлением теплой осени, когда спящие почки идут в рост и начинается новый цикл развития. Используя это явление селекционеры вывели новые сорта разных растений: клубник, роз, которые цветут и плодоносят целое лето
Сезонные изменения в жизни растений зимой
Астрономическое начало зимы 21—22 декабря — день зимнего солнцестояния. В это время на северное полушарие приходится наименьшее количество солнечных лучей. Растения зимой находятся в залоге глубокого покоя. Снег, как плохой проводник тепла защищает растения от переохлаждения. Одногодичные растения гибнут оставляя семена, которое способно выдерживать сверхнизкие температуры (-270 °C). У многолетних растений гибнет наземная часть, а подземная остается (корни, клубни, луковицы). Ствол и ветви деревьев покрыты корой, в которой на протяжении жизни откладывается особая кирковая ткань, которая отмокает и заполняется воздухом и сохраняет от переохлаждения ствол
Зиму разделяют на три периода:
Первый период (бесснежный) — начало зимы — наступает от момента окончательного замерзания водоемов к установлению постоянного снегового покрова
Второй период (истинная зима) длится до начала таяния снега на солнце
Третий период (предвесенний) длится до появления первых теплых дней .
Знание сезонных явлений имеет большое значение для сельского хозяйства, экологии, медицины. С помощью фенологических наблюдений формируется понимания взаимосвязей в природе, представление о побежалости и целостности природы.
Закрепление изученного материала
Заполнение таблицы
Время года | Сезонное явление | характеристика | значение |
Весна | |||
Лето | |||
Осень | |||
зима |
д/з изучить параграф 33.34, записать основные понятия из урока
Класс 05.12.14
Тема: Контрольная работа №1 по теме: Размножение и развитие растений
Цель: выявить уровень учебных достижений по теме
Ход урока
Выполняется в отдельной тетради
Вариант 1
1. Выберите правильный ответ. Различают такие виды вегетативного размножения: а)стеблем б)цветком и семенем в) листком г)корнем
2. Вычеркните лишнее. Цветок состоит из цветоножки, цветоложа, чашелистиков, лепестков (веночка), пестика, тычинок
3. Из приведенного списка явлений выберите сезонные и суточные ритмы растения: а)состояние покоя, б) питание в) листопад г) фотосинтез д)способность к перемещению е) открытие цветков утром и закрытие вечером
4. Подчеркните правильный ответ. Растения, имеющие корзинку(соцветие): подсолнечник, сирень, пшеница, астра, жасмин, одуванчик, ландыш, бузина
5. Приведите 3 примера типов плодов и способов их распространения
6. Поясните роль и значение искусственного опыления
7. Охарактеризуйте функции частей цветка (составляющие цветка)
8. Сравните половое и бесполое размножение растений
Вариант 2
1 Выберите правильный ответ. Бесполое размножение это: а)спорами б)семенами в)частями тела
2 Закончите предложение Растения в природе могут опыляться с помощью _____
3 Из перечисленного списка выберите способы распространения плодов и семян: а)человеком б)ветром в)цветком г)животными д)птицами е)тычинками ж)водой з)саморазбрасыванием и)крылатками
4 Подчеркните правильное. Растения, имеющие плод стручок или стручочек: рожь, капуста, каштан, малина, горчица, горох
5 приведите 3 примера приспособления цветов к опылению
6 Поясните процесс развития растений из зародыша семени
7 Охарактеризуйте приспособления растений к условиям среды
8 Расскажите о значении цветка в жизни растений, животных, человека