Обследование грамматического строя речи
Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.
1) Понимание обращенной речи:
· Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;
· Понимание предлогов;
· Понимание предложений с причинно- следственной связью;
· Понимание изменения числа существительного в предложении.
2) Словоизменение:
· Изменить существительное по падежам;
· Изменить прилагательное по родам;
· Подобрать глагол к существительному;
· Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;
· Изменение существительных с непродуктивными основами по числам ( котенок- котята);
· Множественное число существительных в родительном падеже;
· Согласование существительных с числительными;
· Изменение глаголов по временам.
3) Словообразование:
· Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;
· Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;
· Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;
· Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;
· Образовать прилагательные от существительных;
· Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия ( белый- беловатый);
· Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);
· Подбор родственных слов.
Задание: назвать действие по предъявленному предмету.
Задание: назвать слова с противоположным значением ( антонимы).
Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.
Определить:
- какой чай в чайнике;
- какой снег на ощупь;
- какой дождь летом.
Задание: назвать, из чего сделан предмет.
Задание: посмотри на картинки и скажи:
Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?
Задание: ( Наречия)
- как ползает черепаха?
- как светит месяц?
- как скачет конь?
Задание:
- когда, в какое время суток дети идут в детский сад?
- когда дети идут гулять?
- когда дети ложатся спать?
Задание: Без чего?
Задание: ( Понимание предлогов) Покажи, где:
1. Кот идет к дому;
2. Кот в доме;
3. Кот перед домом;
4. Кот за домом;
5. Кот на крыше;
6. Кот вылезает из трубы;
7. Кот под крыльцом.
Задание: назови, какой по цвету этот предмет.
Задание: Работает чем?
Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.
Задание: подобрать глагол к существительному:
Бабочка …. Бабочки………
Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов
Задание: изменение глаголов по временам.
Самостоятельная речь.
1. Составить предложения по картинке;
2. Составить рассказ по картинке;
3. Составить рассказ по серии картинок;
4. Составить рассказ по опорным словам и предложениям ( дается начало рассказа, далее слова и выражения, которые ребенок должен использовать при составлении рассказа);
5. Составить пересказ текста;
6. Составить рассказ, о каком- либо запомнившемся ребенку событии.
Задание: Составить рассказ по опорным словам и предложениям.
Опорный материал:
Встретились на мостике два козленка.
Белый козленок говорит …
Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.
Задание: Составить пересказ текста.
Белочка и зайчик.
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик- морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик- под елкой. Раз высунулась белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не белый, а серый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
Задание: Составить самостоятельный рассказ о каком- либо событии или празднике.
VII. Диагностика нарушения чтения.
1) « Рядоговарение». Инструкция: « Перечисли по порядку времена года и дни недели».
Оценки:
1. Правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов;
2. Правильно ответил на один вопрос- 2 балла;
3. Не ответил ни на один вопрос- 3 балла.
2) « Ритмы». Инструкция: « Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно также». После этого однократно производится серия ударов по столу ( карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
1. Простые ритмы- // /, / //, // / //, / / //, / ///, если задание выполнено верно,
то переходят к более сложному, если допущено более одной ошибки, то прекращают;
2. Сложные ритмы- /// / /, / // ///, / /// /, // /// /. Критерий выполнения такой
же , как в простых ритмах.
Оценки:
1. Выполнено оба задания- 0 баллов;
2. Выполнены только простые ритмы- 2 балла;
3. Не выполнено ни одного задания- 3 балла.
3) Тест « Кулак- ребро- ладонь». Инструкция: « Посмотри внимательно на то, что я сейчас делаю, и повтори точно так же».
Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу.
Оценки:
1. Правильное воспроизведение с одной- двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов;
2. Правильное воспроизведение после 2-й или после 3-х демонстрации с первой попытки- 2 балла;
3. Правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстрации или после 3-х демонстрации со 2-й и более попыток- 3 балла.
4) Субтест « Повторение цифр». Инструкция: « Сейчас я назову какие- нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить , повтори их точно в таком же порядке. Внимание!». После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр ( см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении переходят к ряду из четырех цифр и так далее до ряда из пяти цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция : « Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева на право, затем справа на лево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трех и так далее. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания.
Цифровые ряды.
Прямой счет
№ 3 | 3-8-6 | 6-1-2 |
№ 4 | 3-4-1-7 | 6-1-5-8 |
№ 5 | 8-4-2-3-9 | 5-2-1-8-6 |
Обратный счет
№2 | 2-5 | 6-3 |
№3 | 5-7-4 | 2-5-9 |
№4 | 7-2-9-6 | 8-4-9-3 |
Оценки:
1. Итоговый результат больше 6- 0 баллов;
2. Итоговый результат равен 6- 2 балла;
3. Итоговый результат меньше 6- 3 балла.
Суммируются следующие три оценки: « Рядоговорение», « Повторение цифр», и за тест « Кулак- ребро- ладонь» или « Ритмы» ( из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма балов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Диагностика устной речи
( протокол обследования)
Фамилия, имя ребенка _______________________ Дата рождения__________
Класс ______ Дата обследования _______