Узлов металлорежущих станков
Редактор: ………………
Корректор: ………………………..
Компьютерная верстка: Н.Е. Батина
Формат….. Печать офсетная. Бумага газетная. Гарнитура «Times».
Усл. печ. л…….. Тираж ……экз. Заказ № ……
ОТИ МИФИ
Интернет/Home page –
г. Озерск ул. Победы 48
Тел./факс
E-mail:
Как не запутаться в том тексте, который пишешь? Что поможет понять всю проблему в целом? Конечно, классификация, построенная по всем законам логики и методологии. Для построения классификации вначале нужно указать задачу, решаемую с помощью данной классификации, затем основания деления основного объекта, затем идут шаги последовательного деления, в конце идет подбор примеров, которые являются окончанием процесса классификации.
Построив такую классификацию, мы начинаем выявлять все типы отношений, которые существуют между элементами. Эти отношения задаются правилами логики или математики. Все эти операции помогут усвоить учебный материал. Логика в таком случае будет служить средством дидактики. Все эти операции позволяют реализовать первый уровень интеграции, т. е. уровень внутрипредметный, второй уровень интеграции – это уровень межпредметный.
И там, и там должен быть вначале проведен этап изучения базовых понятий, которые выражаются в виде тех или иных соотношений, например, равенство, часть и целое.
Все эти соотношения существуют во всех дисциплинах и уметь видеть, понимать, быстро оперировать ими есть задача номер один. Тот, кто этого не видит и не понимает, тот все дальнейшие шаги обучения проходит чисто механически, оставляя в голове фрагментарные знания.
Методический подход к ………..
Опрос наводит на учащихся панический страх, если акцент в этой форме работы делается не на поиске истины, а на допытывании и допрашивании ученика: на какую отметку он знает? Это страх не так уж безобиден: он разлагающим образом действует на формирующуюся нравственность ученика, порождает дух холопства, толкает на нечестность, заставляет прикрывать любыми способами свое незнание или непонимание. И это все при том, что сами ученики ненавидят холопство, обман и нечестность, а следовательно, они сами себя презирают в тот момент, когда их ставят в такое унизительное положение.
«Отметочная» сторона ответа учащегося должна меньше всего интересовать ученика во время ответа, так как он в этот момент должен быть нацелен на точную передачу своих знаний.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех все получается, и рождает радость успеха в учении, желание и готовность усваивать трудные правила грамматики.
Специальные исследования показывают, что уровень усвоения знаний напрямую зависит от уровня сформированности приемов учебной деятельности, и их сочетание можно, на наш взгляд, назвать уровнем учебной деятельности. Они показаны в таблице; при этом названия уровней мы взяли такие, которые используются сейчас в образовательных стандартах и практике обучения. Эту таблицу разработал известный педагог, доктор педагогических наук Беспалько.
Таким образом, в этом делении учащихся по уровням учащиеся нулевого уровня не умеют учиться и не усваивают материал никаким другим способом; учащиеся первого уровня тоже не умеют учиться, но стихийно, по ходу изучения материала и решения задач, запоминают отдельные (как правило, частные) приемы учебной деятельности, которые остаются для них недостаточно осознанными и необобщенными, а поэтому ограниченными в применении; усвоение и запоминание материала формальное, часто достигается зубрежкой; учащиеся второго уровня обращают внимание на способы решения учебных задач в конкретных ситуациях, стараются их понять, запомнить и использовать в готовом виде, но не обобщают; учащиеся третьего уровня стараются научиться учиться осознанно и рационально, достигают умения переносить усвоенные обобщенные приемы в новые ситуации; учащиеся четвертого уровня не только самостоятельно применяют усвоенные приемы деятельности (часто в свернутом виде), но и умеют самостоятельно обобщить их, составить новые приемы решения незнакомых и нестандартных задач.
Специальные исследования показывают, что несформированность умений и навыков учебной деятельности является одной из причин неумения мыслить, а это ведет к перегрузке школьников и студентов, неуспеваемости, нежеланию учиться. Результатом неумения учиться является лень; задержки в развитии психики, обостряющиеся в условиях совместного влияния таких неблагоприятных факторов, как рост заболеваемости, увеличение объема изучаемого материала по годам обучения; преступность несовершеннолетних и другие явления.
6. Абсолютно бесспорным является утверждение, что учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственной, так и практической. В исследованиях проблемы «учить школьников и студентов учиться» выделяется проблема формирования общеучебных умений и навыков, носящих универсальный характер; владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков называют «умением учиться». В практике обучения можно видеть, как преподаватель побуждает ученика использовать для решения учебной задачи некоторое правило или инструкцию. Но «единовременное» и попутное использование правил и инструкций не исчерпывает всей целенаправленной работы по формированию приемов учебной деятельности в процессе обучения. В психолого-педагогических исследованиях показано, что она содержит ряд этапов.
Этапы работы:
1) Упражнения
2) Научиться читать названия деталей;
3) Выучить таблицу признаков и сокращений
Списки полного объяснения, характеристики……….
4) Упражнения с прямым списком;
5) Упражнения со смешанным списком;
6) Таблица – перевод прямая, смешанная;
7) Таблица – список применения;
8) Список определений основных терминов: передача, трение, давление
9) Таблицы контроля…………
Этапы работы:
1) Упражнения
2) Научиться читать названия деталей;
3) Выучить таблицу признаков и сокращений
4) Упражнения с прямым списком;
5) Упражнения со смешанным списком;
6) Таблица – перевод прямая, смешанная
[1] Все эти рассуждения были написаны Ю.В.Ивлевым относительно языковых конструкций и правил логики. Но их вполне можно отнести и к классификационной таблице узлов металлорежущих станков (См.: Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений – М.: «Дело» – 2004. т – С.5.)
[2] Эти упражнения можно применять при прохождении всех шагов.
[3] Нижеприведенный список упражнений не обязательно выполнять все. Можно остановиться на том этапе, когда вы сможете свободно оперировать терминами, находить без ошибок соответствующий узел как в списке примеров и на конкретном станке, знать о применении каждого узла, и без заминок давать его название.
[4] Пример заполнения таблицы
№ рисунков | |||||
А | А1 | А3 | А8 | Угловая ременная передача | |
А | А1 | А4 | А9 | Коническая фрикционная передача |
[5] - в свободных ячейках записывается время выполнения в минутах и секундах (1 мин., 6 сек =1,6), а в скобках количество ошибок, например, (1 мин., 6 сек (3 ошибки)= 1,6 (3))