Кёнчок Чжигмэ Ванпо. «Прекрасное украшение трёх Колесниц». Концепция ступеней и путей
Перевод данной работы сделан по изданному ксилографическим способом тибетоязычному тексту Sa lam gyi rnam bzhag theg pa gsum mdzes rgyan zhes bya ba bzhugs so (21 л.). В колофоне указано только имя автора: btsun pa dkon mchog 'jigs med dbang po.
1. Санскрит. «Поклоняюсь Учителю».
2. mTshan gzhi. Это то, что помимо своего специфического признака обладает также и тем признаком, «основой» которого оно является. Например, «основы признака» вещи — стол, стул и прочее.
3. То есть к обретению положения Будды, так как только он, по мнению буддистов, обладает всеведением.
4. lHag bsam. Это намерение спасти всех существ от страдания.
5. У обитателей ада, животных и постоянно нуждающихся в чем–то духов (претов). Праджня (shes rab) — понимание вообще и понимание (или способность понимания) буддийских истин в частности.
6. Первоэлементы, или стихии (тиб. 'byung ba chen ро). Это земля, вода, огонь, воздух.
7. Отсутствие подразделения сущего на воспринимаемое и воспринимающее (gzung 'dzin).
8. Отсутствие у вещей истинности наличия, то есть подлинного бытия.
9. Согласно традиционным буддийским представлениям, во Вселенной имеется множество стандартных «четырехматериковых областей мира", каждая из которых подразделяется «по вертикали» на три Мира, или сферы, — Мир Желаний ('dod khams), Мир Форм (gzugs khams) и Мир Бесформенного (gzugs med khams). Состояния ума, характерные для обитателей двух последних (высших) Миров, могут обретаться людьми (обитателями Мира Желаний) только благодаря вхождению в особые трансовые состояния — самапатти (snyoms 'jug). Выделяют восемь таких самапатти: четыре дхьяны (Мира Форм) и четыре арупы (Мира Бесформенного). Вместе с обычным состоянием ума они образуют девять уровней (ступеней) ума трех Миров. Каждое самапатти подразделяется на вводное (nyer bsdogs) и базовое (dngos gzhi), а базовое самапатти первой дхьяны также делится на простое (tsam) и редкостное (khyad par can). Если объектами созерцания служат буддийские истины и при этом входят в особое состояние «погружения» — самахиты (mnyam gzhag), когда исчезает восприятие всей феноменальной явленности, то подобное состояние на зывается непорочным (zag med) самапатти. Им может оказаться даже вводное самапатти первой дхьяны [Гедун Тендар, 1].
10. Благодаря применению «способа шрамана» Шраваки могут обрести четыре «плода»: 1) состояние «вошедшего в поток» — срота–апаны (rgyun du zhugs pa), 2) того, кто придет (т. е. родится) еще один раз, — сакрита–агамина (lan gcig phyir ong ba), 3) невозвращенца — анагамина (phyir mi ong ba), 4) Архата (dgra bcom pa). В связи с этим выделяют восемь видов святых индивидов: четыре «входящих» (zhugs) в обладание указанными плодами и четыре пребывающих (gnas) в обладании ими [Гедун Тендар, 2].
11. rNam byang. «Стороной (phyogs) совершенного очищения» называют две последние из четырех истин святого, а именно: истину прекращения и истину пути.
12. См. прим. 10.
13. Термин chags bral (лишенность привязанности, страсти) в данной концепции обозначает устранение и отсутствие конкретных клеш или видов жажды (sred pa).
14. Тибетские философы выделяют два вида Архатов: Шравак—Архат и Пратьекабудда—Архат. Архат — обретший Нирвану хинаянского типа.
15. Slob pa. «Обучающимися» обычно называют святых хинаянистов, еще не перешедших на пятый Путь, где уже не требуется обучение.
16. Здесь имеется в виду ознакомление с Учением (Дхармой) посредством его изучения («слушания») и обдумывания.
17. Yul lnga. При классификации дхарм выделяют «пять истинных объектов» (yul nges lnga) (стремление, признание–убежденность, памятование, сосредоточенность–самадхи и интуиция–праджня), которые участвуют в умственных процессах, связанных с реализацией благого, а вера входит в группу одиннадцати благих элементов [Дандарон, 1996, с. 59–72].
18. Клеши (nyon mongs) — страсть, гнев и другие негативные элементы, признаком которых считается неуспокоенность (ma zhi ba), а функцией — вызывание неуспокоенности потока сознания индивида [Гедун Тендар, 3, л. 72Б]. Они подразделяются на врожденные (lhan skyes) и приобретенные при жизни. Вторые отвергаются видением (mthong spang) на Пути Видения, а первые — созерцанием (sgom spang) на Пути Созерцания. Все вместе клеши образуют «покров (преграду) клеш» — главное препятствие обретению освобождения. Истина прекращения — третья из четырех истин святого.
19. Этот термин обозначает представление о слове или представление, которое сформировалось на основании информации, полученной от других, а не на основе личного опыта [Муге Сантэн, с. 350].
20. Освобождение от сансары обычно связывают с непосредственным постижением отсутствия Я (bdag med) индивида, которое подразделяют на «грубое» (rags pa) — обнаруживаемое достаточно легко — и «тонкое» (phra ba) — постигаемое с трудом. В большинстве школ первым считают отсутствие признания Я за постоянное–вечное, единичное–простое и самостоятельное, а вторым — отсутствие признания Я за независимое и существующее субстанционально [Туган, с.34].
21. rGyun ldan. Путь Видения, в существенной своей части, длится только мгновение, за которое, собственно, и постигается непосредственно отсутствие Я впервые, а на Пути Созерцания это видение истины является продолжительным процессом (потоком).
22. sGra'i brjod rigs. Это подразделение с точки зрения того, что может быть названо (хотя бы и условно) данным термином.
23. mNgon sum rjes dpag bcad shes. «Послепознанием» называют познание во второй и все последующие моменты после момента познания впервые [Чжамьян Шепа, 3, с. 27].
24. mNgon shes. Это пять «сверхъестественных способностей»: 1) Обладание глазами богов, 2) ушами богов, 3) способность узнавать мысли других, 4) вспоминать свои прошлые жизни, 5) совершать чудеса (риддхи) [Гедун Тендар, 3, л. 87А].
25. Rigs nges. Так называют того, кто с самого начала (даже в прежних жизнях) занимался практикой только данного пути (т. е. шраваковского в этом случае).
26. «Верным познанием», или праманой (tshad ma), в традиции Дигнаги—Дхармакирти называется необманывающееся первопознание, то есть познание в первый момент. То же самое познание во второй и следующий моменты уже относят к категории «не являющегося верным познанием» (tshad min). Концептуальное познание трактуют как «ведание признаваемого» (zhen rig), поскольку оно постигает объект не в силу его непосредственного явления, а в силу признавания своего существующего только умозрительно объекта имеющим место и не только умозрительно [Чжамьян Шепа, 3].
27. Don mthun.
28. При «слушании» (т. е. ознакомлении) Учения реализуется интуитивное понимание — праджня, именуемая «возникающей в результате слушания» (thos byung). При обдумывании смысла услышанного реализуется праджня, «возникающая в результате обдумывания» (bsam byung), а при созерцании установленного путем обдумывания — праджня, «возникающая в результате созерцания» (sgom byung). Созерцание подразделяют на устанавливающее ('jog sgom) и исследующее (dpyad sgom). В первом случае сосредотачиваются на каком–либо объекте (в том числе, на конкретном представлении) и в итоге обретают трансовое «состояние успокоенности», или шаматхи (zhi gnas). В процессе реализации этого состояния на определенном этапе возникает «полная очищенность» (shin sbyangs), которая проявляется в виде ощущений легкости и бодрости в теле и уме, делая тело и ум способными заниматься практикой благого с большой эффективностью. После реализации шаматхи занимаются практикой исследующего созерцания, когда, например, «прокручивают» на более тонком уровне сознания доказательства отсутствия Я и периодически сосредотачиваются на оживленной таким образом идее отсутствия Я. Это называется практикой «высшего видения», или випашьяны (lhag mthong). На определенном этапе занятий этой практикой возникает редкостная (khyd par can) «полная очищенность», характеризующаяся редкостным блаженством тела и ума [Агван Нима, с. 81–88; Гедун Тендер, 1].
29. Непосредственное постижение отсутствия Я индивида реализуется в особом состоянии трансового погружения, или самахиты (mnyam gzhag), характеризующемся исчезновением феноменальной явленности. При этом ум принимает форму мудрости и называется «мудростью погружения» (mnyam gzhag ye shes). А после выхода из подобного состояния наступает период, называемый «обретаемым после» (rjes thob), или периодом «послеобретения». Ум в этот период обычно именуют «обретаемой после мудростью», или «мудростью послеобретения» (rjes thob ye shes). Термином «погружение» иногда называют условно и обычное самапатти.
30. Yin khyab mnyam. Отношение А и Б определяется как равный охват по типу «является» при выполнении следующего условия: если (нечто) является А, то с необходимостью является и Б, а если (нечто) является Б, то с необходимостью является и А. Таково отношение, например), между «сотворенным» и «непостоянным», поскольку если нечто (звук) является сотворенным, то с необходимостью является непостоянным, и наоборот [Ригзин, 1986, с. 30].
31. Yul can. «Обладателем объекта» называют то, что обладает oбъектом, или «входит» ('jug) в него. Это органы чувств, познание, имена, индивид [Агван Таши, с. 107–110]. В данном случае имеется в виду познание, которое принимает (bzod pa) — признает отсутствие Я индивида и рассматривает четыре истины святого (Дхарму) как не имеющие этого Я.
32. Вуа rdzogs kyi thung mtha'i skad cig ma.
33. 'Jam dbyangs mchog lha'od zer (1429–1500). Настоятель монастыря Санпу (gsang phu).
34. Tshad med bzhi. Это безмерное равное отношение, любовь, сострадание и радость (btang snyoms byams pa snying rje dga' ba).
35. Phung gsum pa. При рассмотрении отношения между А и Б по типу «является — не является» выделяют два стандартных варианта (А является Б; А не является Б) и нестандартный (с точки зрения логики) «третий вариант», который предстает в двух версиях: 1) А является и не является Б; 2) А не является ни являющимся, ни не являющимся Б [Кедруб Чже, 1, л. 226А; Агван Таши, с. 304]. Говоря о «третьем варианте погруженности», автор, очевидно, имеет в виду то, что когда после реализации двух указанных видов мудрости снова входят в состояние погруженности, то эта погруженность не является ни погруженностью Беспрепятственного Пути шраваковского Пути Видения, ни погруженностью Пути Полного Спасения того же Пути Видения, хотя, в то же время, и не является существенно отличной от них.
36. sGom spang. «Отвергаемым созерцанием» является врожденный "покров клеш".
37. Rang gi ngos skal gyi spang bya. To, что подлежит отвержению (устранению) именно посредством данного фактора.
38. У врожденного «покрова клеш» выделяют три слоя — большой (chen ро), средний ('bring) и малый (chung ngu), а в каждом из них — тоже три слоя — большой, средний и малый. Таким образом, всего получается девять слоев: большой большого, средний большого, малый большого, большой среднего и т. д. Эти девять слоев отвергаются (устраняются) девятью соответствующими видами Беспрепятственного Пути.
39. (Почти) у каждой клеши выделяют девять слоев, относящихся к девяти уровням ума в трех Мирах (см. прим. 9). Самый высокий уровень называется Бхавагрой (srid rtse, «вершина мира»). В каждом из этих девяти слоев, в свою очередь, выделяют по девять слоев (см. прим. 38).
40. Nyer len. Этот тиб. термин нередко обозначает «субстанциональную причину» вещи — то, что порождает данную вещь и относится к тому же субстанциональному потоку (rdzes rgyun) моментов существования. Например, глина, из которой сделан кувшин, является его субстанциональной причиной [Муге Сантэн, с. 348–349].
41. Phyi rol don stong. «Внешняя данность» — это органы чувств (включая тело) и их объекты, а в более узком смысле — воспринимаемое чувственно. «Лишенность внешней данности» — отрицание того, что воспринимаемые чувственно объекты имеют место в качестве чего–то внешнего по отношению к внутреннему — психическому.
42. gZung ba phyi rol don du 'dzin pa'i rtog pa.
43. Здесь имеются в виду два типа Пратьекабудд: занимающиеся практикой в полном уединении (первые) и занимающиеся практикой без отвержения контактов с другими реализаторами (вторые).
44. Так обычно называют Пути Собирания и Соединения, поскольку на них еще нет непосредственного видения истины и должны в своей практике опираться на веру в подлинность постигаемых истин.
45. Kun nas nyon mongs gzung rtog mngon gyur. «Полностью оскверненным» называют две первые из четырех истин святого (истину страдания и истину возникновения всякого страдания), т. е. «нечистые» миры и обитающих в них «нечистых» существ, а также их причину — карму и клеши. Устраняют явное признание их за «воспринимаемое», противополагаемое «воспринимающему».
46. dGe ba'i rtsa ba. Это благое деяние или образовавшаяся в результате его совершения хорошая карма. Полагают, что гнев и нарушение обетов типа «падения» (ltung ba) уничтожают уже накопленную хорошую карму (прерывают корень добра).
47. Myang 'das (Нирвана). Тибетские философы указывают восемь видов Нирваны («ушедшести от плохого») [Гедун Тендар, 3, л. 62Б]. Два первых из них — ушедшесть от уничтожения корня добра и ушедшесть от рождения в плохих формах жизни (в аду, животным, духом–претом).
48. Это несколько буквальный перевод. «Дхармата» (chos nyid) — фундаментальный абсолютный признак всех дхарм (лишенность истинности наличия, шуньята). «Общий смысл» (don spyi) — представление, сформировавшееся на основе обдумывания. «Ясное сияние» (gsal snang) — осознавание и постижение (shes rig). На Пути Соединения реализуется все большее и большее уяснение (осознавание) и концептуальное пocтижение шуньяты в трансовом состоянии (самадхи). Термин gsal snang означает также «ясное (прямое и непосредственное) явление».
49. Rigs nges (см. прим. 25).
50. rNam 'grel. Это «Праманаварттика» Дхармакирти.
51. rGya yan pa («бесцельно бродящий по территории»).
52. «Путем обучения» (slob lam) обычно называют Путь Видении и Путь Созерцания.
53. Тождественными по сущности (ngo bo gcig pa) считаются А и Б при выполнении следующего условия: если (нечто) является А, то с необходимостью является Б, и наоборот [Агван Таши, с. 78]. Таким oбразом, мудрость погружения и мудрость послеобретаемая у Будды слиты в нечто единое, именуемое всеведением (rnam mkhyen), которое способно ведать все дхармы в трех временах сразу. У святых же эти две мудрости несовместимы ('gal ba), они еще не вошли в нераздельное единство.
54. Kun rdzob sems bskyed. Это уже сформировавшееся полностью твердое намерение достичь положения Будды ради установления в этом же положении всех существ.
55. Этап «великий» стадии «высшей дхармы» Пути Соединения.
56. Shes (bya'i) sgrib (pa).
57. Истину прекращения (третью из четырех истин святого) подразделяют на два вида: прекращенность без постижения по отдельности, или апратисанкхья–ниродха (so sor ma brtags pa'i 'gog pa), и прекращенность с постижением по отдельности, или пратисанкхья–ниродха (so sor brtags pa'i 'gog pa). Первая — частичная, или неполная, отделенность (bral ba) от подлежащего отвержению, а вторая — полная, или окончательная, отделенность [Гедун Тендар, 3, л. 76А].
58. Это девять видов — «великое великого», …, «малое малого», — первый и последний из которых делятся на два подвида–разряда — «великий» и «малый».
59. «Каково» (ji lta ba) — абсолютная истина, а «сколько» (ji snyed pa) — относительная истина [Кедруб Чже, 1, л. 243].
60. Мудрость зерцалоподобная (me long lta bu), мудрость познания по отдельности (so sor rtogs pa), мудрость Дхармового пространства (chos dbyings), мудрость равности (mnyam pa nyid), мудрость осуществления деяния (bya byed) [Источник мудрецов, 1, с. 45].
61. gNyis snang. Это явление сущего в качестве подразделяемого на воспринимаемое (gzung) и воспринимающее ('dzin), объект и «обладателя объекта» (yul can).
62. sNang ngo, nges no. Эти термины обозначают, как именно нечто является уму и каким именно ум признает это являющееся. Например, для обычных людей вещи являются и признаются имеющими место истинно. Для святого в период «послеобретения» вещи являются как имеющие место истинно, но не признаются таковыми. А во время пребывания в погружении они не являются и не признаются таковыми. При вхождении в погружение исчезает двойственная явленность, под которой в данном контексте подразумевается все относительное, феноменальное. Это относительное не является уму созерцателя и ум не устанавливает (являющееся ему — дхармату (шуньяту) — как относительное. Для всеведения характерно одновременное видение относительного и абсолютного (дхарматы).
63. gZhi mthun. «Общей основой» А и Б называют то, что и А является, и Б является. Например, белая раковина — «общая основа» «белого» и «раковины».
64. gZung 'dzin rdzes tha dad kyis stong pa. Это означает, что объекты пяти органов чувств не определяются как внешнее, субстанционально отличное от внутреннего — психического, сознания.
65. Gang zag rang rkya thub pa'i rdzes yod kyis stong pa. Речь идет о непризнавании Я индивида независимым хозяином тела и ума.
66. Lung gi chos. Так называют то, что было проповедано Буддой.
67. Byang chub kyi phyogs dang mthun pa'i chos. Обычно указывают тридцать семь таких дхарм [Чандракирти, с. 65–68].
68. sMin par byed pa. Занимаются совершенствованием других существ, делая их созревшими для обретения Просветления.
69. Этот отрывок можно трактовать и иначе: поскольку на данной ступени Бодхисаттва может очистить трудно выносимую реализацию ложного у воспитываемых (gdul bya) им существ, то называется Очищающей трудно (очищаемое).
70. Прямой порядок, или порядок возникновения (lugs 'byung), — такое перечисление двенадцати членов зависимого возникновения: по причине неведения возникают санскары, по причине санскар — сознание, …, по причине рождения — старость и смерть. Обратный порядок, или поря док возвращения, ухода (lugs ldog): с устранением неведения исчезают санскары …
71. mTshan bcas rtsol bcas. Здесь имеется в виду использование признаков при созерцании и задействование намерения войти в созерцание. Например, перед созерцанием шуньяты думают: «Все вещи лишены сущности и бытия. Шуньята — лишенность сущности и бытия» (это «с признаком»). А затем решают: «Войду в созерцание шуньяты» (это «с усилием»). На седьмой ступени уже не нужно вспоминать признак шуньяты, а на восьмой не требуется усилия для вхождения в созерцание. Поэтому, говорят, могут мгновенно входить в погружение и в мгновенно выходить из него.
72. So so yang dag par rig pa'i bio gros. Это четыре «истинных понимания»: 1) отдельных дхарм (знание признаков всех дхарм), 2) отдельных смыслов (знание классификаций дхарм), 3) отдельных истинных слов (nges tshig) (способность четко объяснять дхармы, Учение), 4) отдельных талантов (spobs pa) (знание соответствующих причин дхарм) [Чандракирти, с. 348–349].
73. gZungs. Дхарани, в данном случае, — это сопровождаемая «состоянием успокоенности» (шаматха) редкостная способность памятования (dran pa), благодаря которой могут целую кальпу помнить слова и смысл проповеданного Буддой и т. д. [Гедун Тендар, 3, л. 130А]. Термином «дхарани» также называют определенный вид заклинаний.
74. Всего в Махаяне насчитывают 84000 клеш, из которых шесть именуют основными (rtsa ba): страсть, гнев, гордость, неведение, сомнение и взгляд. Пять первых называют «не являющимися взглядом» (lta min), а «взгляд» (lta) подразделяют на пять (ложных) взглядов. Клеша гнева отсутствует в Мире Форм и Мире Бесформенного [Гедун Тендар, 3 л. 73А].
75. 'Jug pa gzung rtog, ldog pa gzung rtog, rdzes 'dzin rtog, btags 'dzin rtog. Это, очевидно, (1) признание воспринимаемого — двух первых из четырех истин святого — за существующее истинно, (2) признание воспринимаемого — двух последних из тех истин — за существующее истинно, (3) признание воспринимающего за существующее субстанционально, (4) его признание за существующее условно [Гедун Тендар, 3, л. 92].
76. В данной системе считается, что хотя у Архатов и нет клеш, но есть неведение, не являющееся клешным (nyon mongs can).
77. 'Jig lta. Это признание «Я» и «Моего» у самого себя [Чандракирти, с. 234].
78. mThar 'dzin. Признание Я существующим вечно (rtag pa) или прекращающим (chad pa) существование в момент смерти [Гедун Тендар 3 л. 73А].
79. Это получение рождения, обусловленное соответствующей накопленной кармой.
80. bSlab pa gsum. Это нравственность, дхьяна (самадхи) и мудрость (праджня), считающиеся главными предметами обучения в буддизме.
81. В стандартной области мира обычно имеется гора Сумеру в центре и четыре материка. Южный материк называется Джамбудвипой. На Вершине Сумеру расположены небеса Тридцати трех божеств во главе с Индрой, а над ними — еще четверо небес Мира Желаний: Яяма, Тушита, Нирманарати и Паранирмита–вашавартин. Небеса Акаништха занимают самое верхнее положение в Мире Форм. Стандартные миры объединяются в группы по миллиарду миров в каждой, у них синхронизированы фазы возникновения, пребывания, уничтожения и отсутствия. Подобная группа образована из более мелких групп — по тысяче миров в каждой. Такая группа называется областью «Волос на макушке» (spyi phud). Тысячa таких групп образует область мира «Среднюю» (bar).
82. rGyu mthun pa. «Соответствующим причине» называют один из Пяти видов плодов ('bras bu), характеризующийся сходством по роду (rigs 'dra) с причиной. Например, второй и все последующие моменты потока существования кувшина определяются как плоды, соответствующие причине — первому моменту [Муге Сантэн, с. 362].
83. Chos kyi dbyings. Сфера абсолютного, в которой пребывают в нераздельном слиянии абсолютные дхарматы всех дхарм.
84. «Полностью оскверненное» (kun nas nyon mongs) — две первые из четырех истин святого, а «совершенно очищенное» (rnam byang) — две последние.
85. Zhing dag pa. Имеется в виду «чистая страна» какого–либо Будды. Например, Сукхавати — чистая страна Будды Амитабхи, Абхирати — чистая страна Будды Абшобхьи.
86. So so yang dag rig bzhi. См. прим. 72.
87. sGrib pa. Это: 1) возбужденность и сожаление (rgod 'gyod), 2) злонамеренность (gnod sems), 3) вялость и сонливость (rmugs gnyid), 4) устремленность к чувственному ('dod pa la 'dun pa), 5) сомнение [Лобсан Тинлэй, с. 735].
88. 'Phral gyi 'khrul rgyu. Это, например, желтуха, из–за которой белую раковину воспринимают как желтую, и другие внешние и внутренние причины, вызывающие ошибочность познания [Чандракирти, с. 104–105]. Их противопоставляют врожденным — «пришедшим с безначальности» (thogs med nas ongs pa'i 'khrul rgyu) — «признанию истинности наличия», «признанию чувственного внешним» и т. д. [Кедруб Чже, 1, л. 235Б; Дрейфус, 1997, с. 350].
89. Dag sa. «Ступенью чистоты» называют три последние ступени святости Бодхисаттвы.
90. Nyon mongs can gyi gnyid, dge ba'i gnyid.
91. Nya tik yid kyi mun sel.
92. Nye nyon kyi gnyid. «Сон» обычно включают не в число двадцати второстепенных клеш, а в число четырех «переменчивых» (gzhan 'gyur), которые могут быть благими, неблагими или нейтральными в зависимости от условий [Дандарон, 1996, с. 66].
93. Ched du byin kyis brlabs pa. Этот термин обозначает проявление особой силы с определенной целью — чтобы нечто произошло чудесным образом. Например, в Сутре «Поучений Вималакирти» рассказывается, как Вималакирти благословил свой дом на опустошение, в результате чего из дома исчезли чудесным образом мебель и все другие предметы [Вималакирти, гл. 4].
94. gSer 'phreng. Комментарий Цонкапы на «Абхисамаяланкару» Майтреи.
95. Сознание–познание (shes pa) характеризуется как «обладатель объекта» (yul can), отношение которого к объекту определяется тем, что он «входит» ('jug pa) в объект, или обладает (ldan pa) им [Агван Таши, с. 107].
96. Shing rta chen ро («великая колесница»). Так обычно именуют создателей базовых махаянских доктрин — Нагарджуну, Асангу, Шантиракшиту и т. д.
97. Rang bzo. Этот термин, как правило, авторы произведений используют для указания на то, что написанное ими является не плодом их собственного творчества, а лишь установленным на основе анализа произведений авторитетов.
98. Просветление Шравака, Просветление Пратьекабудды и Просветление Будды.
99. mKha' mnyam. Эти слова указывают на неисчислимость живых существ.
100. Theg mchog. Махаяна.
101. bDud bzhi. Это (1) мара скандх, (2) мара клеш, (3) мара «хозяин смерти», (4) мара сын бога.
102. Дхармакая, Самбхогакая, Нирманакая.
103. bTsun pa. Так обычно именуют монахов.
Агван Балдан.
Описание ступеней и путей четырёх тантрических систем великого сокровенного Учения, делающее ясными тантрические тексты.
Перевод сделан с тибетского текста "gSang chen rgyud sde bzhi' i sa lam gyi rnam gzhag rgyud gsal byed ces bya ba bzhugs so", изданного в электронной форме в серии: The Asian Classics Project. Release Three. Washington, 1993.
«Ступени и пути» (sa lam) — так обычно называются работы, посвященные рассмотрению структуры путей совершенствования (в трех Колесницах — по пять Путей, в Махаяне — десять ступеней святости, в Шравакаяне — восемь и т. д.). «Описание» (rnam gzhag) — тип работ (обычно в учебной литературе монастырских факультетов — дацанов), в которых изложение предмета опирается на цитируемые тексты Писания и произведения авторитетных буддийских ученых, а также, как правило, не имеет преобладающей в учебной литературе специфической формы, характеризующейся наличием элементов диспута и проч.
1. «Намо» (санскрит.) — поклоняюсь, «Гуру» — Учитель, «Сумати» — Суматикирти, санскритский эквивалент ниболее известного имени Цонкапы (blo bzang grags pa), «Муниндра» — эпитет Будды Шакьямуни, «Ваджрадхара» — имя изначального Будды, Адибудды (dang po'i sangs rgyas), «я» — падежное окончание. В цонкапинской Гуру–йоге (типа описанной в популярном «Ритуале почитания Учителя» — «bla ma mchod pa'i cho ga») Учитель созерцается в виде Цонкапы, в сердце которого находится Будда Шакьямуни, а в его сердце — Ваджрадхара. Приводя эти слова в начале работы, автор указывает, что является последователем Цзонхавы, а его работа будет посвящена Тантре.
2. Значения приводимых здесь слов станут ясны из последующий чтения работы.
3. «Высший реализатор» (махасиддха) — обретший сверхъестественные способности (сиддхи). Нагарджуна — основатель философской школы мадхьямика, принес, как полагают, из страны нагов много Сутр Mахаяны, которые отсутствовали в стране людей около четырехсот лет (тибетские авторы считают, что махаянские Сутры исчезли из страны людей на Джамбудвипе вследствие войн и смут, начавшихся через соррк лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану, т. е. после Его успения). В традиции Тантры его считают Буддой, а в традиции Сутры — Бодхисаттвой седьмой ступени святости, который в мире людей явил достижение первой ступени. Прожив среди людей разных материков (в том числе и северного материка — Уттаракуру) шестьсот лет (так что его непосредственными учениками были Чандракирти и др.), он реализовал восьмую ступень святости и переродился в «теле полного созревания» в чистой стране Будды Амитабхи — Сукхавати, но явился в «нирманическом теле» и в стране богов Тушита (dga' ldan), где пребывает и сейчас, слушая наставления Майтреи и т. д. [Чжамьян Шепа, 1, л. 5А-13Б]. «Отец и сын» — Учитель (Нагарджуна) и его ученики (в основном здесь имеется в виду Арьядэва). «Чандрапада» — Чандракирти (VII в.), один из известнейших представителей школы мадхьямика–прасангика, «Введение в мадхьямику» которого уже много сотен лет является основной для изучения мадхьямики на монастырских философских факультетах. Известен также своими разъяснениями тантрийской системы Гухьясамаджи. «Лобсандаг» — имя Цонкапы.
4. Тиб. bag chags, васана. Благодаря написанию этой работы у автора в сознании появляется отпечаток, представляющий собой семя хорошей кармы, из которого может вырасти плод — блаженство мирское и нирванистическое.
5. Тиб. skal mnyam. Имеющие, подобно автору, счастливую судьбу, благодаря которой получили возможность встретиться с тантрийским учением.
6. Цонкапа (Лобсандаг), как полагает Туган, уже давно достиг очень высокого уровня совершенствования. Поэтому его действия в мире подобны действиям актёра, играющего некую роль для зрителей — живых существ [Туган, гл. 8].
7. Тиб. rdo rje slob dpon, ваджра–ачарья. Главным признаком Ваджарного Учителя уровня Ануттара–йога–тантры считается мастерство в десяти внешних (phyi) предметах (de nyid) и десяти внутренних (nang) — защите учеников посредством «защитного круга» и т. д. [см., Кедруб Чже, 2, с 227–228].
8. Все системы Крия–тантры (bya rgyud), согласно «Источнику мудрецов», сводятся в три Рода (кула, rigs), «ушедших от мира» (локоттара, 'jig rten las 'das pa), — Род Татхагаты (de bzhin gshegs pa), Лотоса (pad ma) и Ваджра (rdo rje), и три Рода, «не ушедших от мира» (лаукика), — обладающего Богатством (мани, nor can), Паньчики (lngas rtsen), Мирской (лаукика, 'jig rten pa) [Источник мудрецов, 2, л. 4; Кедруб Чже, с. 57–58].
9. Тиб. mtha' rten. Это «объяснение–лун» (вьякарана, lung bstan), «покровительство» (прашваса, dbugs dbyung) и «последующее позволение — жейнан» (ануджня). Первое даёт право на чтение текстов, тантр и т. д., последнее — ниспосылает особое благословение конкретного Божества телу, речи и уму. Согласно «Источнику мудрецов», в Крия–тантре есть ещё абхишеки цветочной гирлянды (me tog phreng ba), ваджра, колокольчика и имени [Источник мудрецов, 2, л. 5; Кедруб Чже, 2, с. 79]. В данном тексте почему–то пропущена абхишека цветочной гирлянды.
10. Тиб. rig pa'i dbang lnga, видья–абхишека. Так называются пять указанных абхишек [Кедруб Чже, 2, с. 83, 174].
11. Согласно ачарье Рахула–шри–кальянамитре, эта абхишека есть и в двух первых тантрийских системах [Кедруб Чже, 2, с. 79].
12. Абхишека сосуда (калаша, bum pa), тайное (гухья, gsang ba), интуиции–мудрости (праджня–джняна, shes rab ye shes), слова (акшара, tshig), или драгоценного слова.
13. Тиб. byis pa ltar 'jug pa'i dbang. Это абхишеки 1) воды, 2) короны, 3) шелковых подвесок (dar dbyangs), 4) ваджра и колокольчика, 5) обета (brtul zhugs), 6) имени, 7) последующего разрешения (rjes gnang) [Источник мудрецов, 2, л. 20–21].
14. Тиб. gong ma gong chen. Высшая (gong ma) абхишека подразделяется на две: относительную — мирскую (kun rdzob 'jig rten) и абхишеку истинного смысла (т. е. абсолютную) — ушедшую от мира (nges don 'jig rten las 'das pa). В каждой из них имеется по четыре великих высших (gong chen) абхишеки — сосуда, тайная и т. д. [Источник мудрецов, 2, л. 21].
15. При этом дается абхишека воды и т. д., а также абхишека Ваджра Тела, Речи и Ума [Источник мудрецов, 2, л. 21].
16. Тиб. dkyil chog rdo rje 'phreng ba, санскр. «Мандала видхи Baджравали» (To. № 3140). Работа Абхаякарагупты.
17. Пратимокша, тиб. so thar. Обеты «индивидуального спасения» подразделяются на семь разрядов (ris): обеты мирянина, мирянки, послушника, послушницы, ученика, монаха, монахини. Парамита нравственности разделяется на три элемента, первый из них — тоже на три, и первым в нем идет отвержение десяти неблагих деяний — убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, доносительства, грубых слов, пустословия, алчности, злонамеренности и ложного взгляда. Можно не принимать никаких обетов мирянина, но следует соблюдать отвержение этих десяти. Нравственность называют основой, фундаментом религии.
18. Согласно «Источнику мудрецов», есть четыре текста oбщие (spyi) для Крия–тантры: «Общая тантра сокровенного» («Самая гухья Тантра», gsang ba spyi rgyud, To. № 806), «Тантра реализации хорошего» («Сусиддхи Тантра», legs grub kyi rgyud, To. № 807), «Тантра вопросов Субаху» («Субаху париприччха Тантра», dpung bzang gis zhus pa, To. № 805), «Последующая дхьяна» («Дхьяноттара», bsam gtan gyi phyi ma, To. № 808). Во втором тексте детально объясняются обеты [Источник мудрецов, 2, л. 4–5]. Подробнее об этих текстах можно узнать у Кедруба [Кедруб Чже, 2, с. 76–78].
19. Слова «обет» (самвара, sdom pa) и «обязательство» (самая, dam tshig) обычно не очень различаются и часто употребляются как синонимы, но первое больше подразумевает воздержание от чего–то.
20. Тиб. phyir bcos, букв, «восстанавливать (обет)».
21. Тиб. lha drug. Это Бог истинной сущности (таттва, de kho nа nyid), звука (акара, sgra), буквы (акшара, yi ge), формы (рупа, gzugs), жеста–мудры (phyag rgya), признака (нимитта, mtshan ma) [Источник мудрецов, 2, л. 6]. Подробнее можно узнать у Кедруб [Кедруб Чже, 2, с. 89–91].
22. Тиб. ye shes pa. Божество, которым становятся благодаря практике шести Богов, называется самаей (dam tshig pa), а Божество, которое потом притягивается и входит в созерцателя, — джняной. Джняну созерцают для усиления веры в то, что становишься Богом.
23. Тиб. yan lag, санскр. анга. Это основа (васту, gzhi), в качестве которой рассматривается (1) сам (bdag) и (2) другой (gzhan), а также составляющие вхождения в (3) ум (читта–нимна, sems la gzhol ba) и (4) звук (свара–нимна, sgra la gzhol ba). Начитывание производится с сосредоточением на форме букв (yi ge'i gzugs) в сердце Бога впереди или в своем и с сосредоточением на звуке [Источник мудрецов, 2, л. 6].
24. Санскритский термин «пранаяма» тибетские авторы переводят словом srog rtsol (жизнь–усилие). Контроль — связывание (sdom) и ограничение (sbrag). Подробнее об этом см. [Кедруб Чже, 2, с. 96–97].
25. Тиб. gnas pa, букв. «пребывание» (в).
26. В созерцании выделяют два элемента: элемент пребывания (gnas cha) и элемент ясности (gsal cha). Первое означает успокоенность сознания, а второе — ясность.
27. Созерцание (бхавана, sgom pa) подразделяют на исследовательское (dpyod sgom), при котором занимаются исследованием посредством праджни, и устанавливающее ('jog sgom), целью которого является только достижение трансовых состояний (шаматхи, дхьяны, самапатти).
28. Тиб. las tshogs. Это деяния успокоения, развития, подчинения, уничтожения, реализации защиты, жизни, богатства и т. д.
29. Тиб. gdul bya, винея. Тот, кто воспитывается Буддой, буддист.
30. Тиб. 'tshang rgya ba. Этот термин означает достижение Просветления.
31. В связи с жизнью обычно употребляется термин «видьядхара», а не «сиддхи».
32. Тиб. rgyud sde spyi rnam.
33. Тиб. og min stug po bkod pa. Название высших небес Мира Форм (рупа–дхату). Опора (rten) — тело. Поскольку родившиеся там живут очень долго, то предполагается, что они могут реализовать Просветление за одну жизнь посредством методов Крия- и Чарья–тантры.
34. «Вайрочана абхисамбодхи», тиб. rnam snang mngon byang (To. № 494). Это основной текст Чарья–тантры.
35. Тиб. dam pa'i chos. Обычное наименование буддийского Учения.
36. Тиб. bslab pa'i gzhi. Этим термином чаще всего называют соблюдение пяти обетов мирянина.
37. О них см. [Кедруб Чже, 2, с. 118–119].
38. Термин «широкое» (rgya che ba) обычно относят к практике поведения (spyod pa) и т. д., а «глубокое» (zab mo) — к практике взгляда (ltа ba), постигающего шуньяту.
39. Имеется в виду опора — Тело Будды, украшенное 32 признаками (лакшана, mtshan ma) и 80 знаками (анувьянджана, dpe). На него опирается — «пребывает» в нем ум, который не воспринимает сущее как имеющее место истинно.
40. Тибетские авторы выделяют два вида отличия (tha dad pa) — сущностное (типа имеющегося у коровы и слона) и имеющееся у единого (типа непостоянства и сотворенности у звука).
41. Тиб. gsal ba. Имеется в виду ясное видение Тела Божества и т. д. Аналог «широкого».
42. Корнем сансары ('khor ba'i rtsa ba) чаще всего называют признание существования Я индивида или признание чего бы то ни было имеющим место истинно (bden grub).
43. При достоверном познании (rigs shes) шуньяты здесь задействуется элемент представления, или направления (витарка, rtog bcas) ума на шуньяту в связи с "основой опустошаемой" (stong gzhi), т. е. тем, что признается пустым, шуньей.
44. Тиб. bden gnyis rnam bshad.
45. Имеется в виду, вероятно, обретение сиддх меча — способности сделать такой меч, взяв в руки который могут летать по небу или будут исполняться желания.
46. Тиб. sdom gsum. Обеты «индивидуального спасения», махаянские и тантрийские.
47. Это две тантры: «Шри парамадья» (dpal mchog dang ро, То. № 488) и «Ваджрашекхара» (rdo rje rtse mo, To. № 480).
48. В «Источнике мудрецов» это указывается как необходимое для давания посвящения ученику, а для собственной реализации нужно самадхи вместе с великой йогой [Источник мудрецов, 2, л. 11].
49. Тиб. rig sngags 'chang ba. Так обычно называют обладающего некоторыми сиддхами (чаще — мирскими).
50. Тиб. gsal ba, т. е. «широкому».
51. Тиб. shes sgrib, санскр. джнея–аварана. Это то, что является главным препятствием обретению всеведения Будды.
52. Тиб. byang chub sems. Имеются в виду две особые частички (khams) — мужская и женская.
53. Тиб. yul can. Так обычно называют виды познания.
54. Тиб. gsal sgron. Название работы Цонкапы.
55. Тиб. ye shes kyi rig ma. Так называют созерцаемую женщину, с которой практикуют сексуальный контакт и т. д.
56. Этот термин обозначает объекты пяти органов чувств, доставляющие удовольствие.
57. Тиб. grangs med. Название числа 1059. Именно столько, согласно системе Сутры, Будда Шакьямуни затратил на достижение положения Будды.
58. Тиб. rnam dag. Имеется в виду полная и правильная абхишека.
59. Приобретенные при жизни (kun btags) клеши отвергаются видением (mthong spang) истинного на Пути Видения, а врожденные (lhan skyes) — созерцанием (sgom spang) увиденного истинного на Пути Созерцания. По «грубизне» клеши подразделяются на три группы: большое (chen ро), среднее ('bring) и малое (chung ngu). Каждая из них тоже подразделяется на большое, среднее и малое. Таким образом «большое большого» — первая из девяти получившихся категорий.
60. Тиб. mkhyen 'bring. «Средним» обычно называют Пратьекабудду. «Среднее ведание» — ведание Пратьекабудды, «путь среднего» — путь Пратьекабудды.
61. Т. е. тот, кто запечатывает пороки впервые, обязательно делает это в Акаништхе.
62. Абхисамбодхи, тиб. mngon byang pa. См. об этом в: [Кедруб Чже, 2, с. 13–18].
63. Тиб. thun mong ma уin pa'i gsang ba'i rgyud, dri med od («Вималапрабха»). Вторая — тантра Калачакры.