Рассмотрение особенностей ступеней и путей трех Колесниц
[6а] [Здесь] три: описание путей
2.1. Шравака;
2.2. Пратьекабудды;
2.3. Махаяны.
Пути Шраваков.
У Шраваков пять: Путь Собирания, Путь Соединения, Путь Видения, Путь Созерцания и Путь Без Обучения.
2.1.1. Шраваковский Путь Собирания.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты; 4) способ рождения.
1. Признак. Признак Пути Собирания Шравака — то ясное постижение Дхармы Шравака [до тех пор,] пока не родился соответствующий плод — Путь Соединения.
2. Подразделение. Если подразделять его, то имеются три: великий, средний и малый Пути Собирания Шравака. А также, если подразделять его, то имеются три: [познание] непосредственное, [путем] умозаключения, [путем] послепознания23. Первое — типа пяти первых абхиджня24 [в] его потоке бытия. Второе — типа [имеющегося] в потоке [его] бытия ума, впервые постигающего отсутствие Я индивида, опираясь на умозаключение. Третье — типа [возникающей в] потоке его бытия убежденности (nges shes), удостоверившейся [в] отсутствии Я индивида.
3. Эквиваленты. [Термины] «Путь Собирания Шравака», «ступень веры Шравака», «соответствующее части освобождения Шравака», «ясное постижение Дхармы Шравака» — эквиваленты, [обозначающие] один предмет. Объяснения [этих] названий приведены ранее.
4. Способ рождения. Когда благодаря рождению в потоке бытия помысла об истинном выходе (nges 'byung) [из сансары] добиваются нефальшивого переживания, [которое формирует] помысел, устремленный к освобождению Шравака, в потоке бытия рождается Путь Собирания Шравака.
Границы. От [рождения] Пути Собирания Шравака и пока не обретен Путь Соединения Шравака.
2.1.2. Шраваковский Путь Соединения.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты; 4) способ рождения.
[6б] 1. Признак. Признак шраваковского Пути Соединения — ясное постижение шраваковского смысла [до тех пор,] пока не родился собственный плод — шраваковский Путь Видения.
2. Подразделение. Если подразделять его с точки зрения сущности, то [имеются] четыре [стадии] шраваковского Пути Соединения: а) теплоты (drod); б) вершины (rtse mo); в) терпения (bzod pa); г) высшей дхармы (chos mchog). А если подразделять с точки зрения способностей (nus pa), то имеются три: великий, средний, малый (che 'bring chung). Если рассматривать это в отношении одного потока бытия, то тот родившийся в начале шраваковский Путь Соединения определяется как малый, тот родившийся в середине Путь Соединения — как средний, [а] тот родившийся в конце шраваковский Путь Соединения — как великий. Если рассматривать это в отношении потоков бытия различных [индивидов], то тот Путь Соединения [у лиц с] «острыми» способностями (dbang rnon) определяется как великий, он
же у [лиц со] средними способностями (dbang 'bring) — как средний, он же у [лиц с] «тупыми» способностями (dbang rtul) — как малый.
3. Эквиваленты. [Термины] «шраваковский Путь Соединения», «шраваковское соответствующее части истинного раскрытия [истинного]», «шраваковское ясное постижение смысла» — эквиваленты, [обозначающие] один предмет. Объяснения [этих] названий приведены ранее.
Шраваковский Путь Соединения [у обладателя] «истинного Рода»25 является концептуальным (rtog pa) послепознанием «тонкого» отсутствия Я индивида, поскольку является «веданием признаваемого», [которое] не является «верным познанием»26 и постигает «тонкое» отсутствие Я индивида.
Некоторые говорят: «На двух шраваковских [Путях] — Собирания и Соединения — имеется ложное познание (log shes)». [Это] неприемлемо, поскольку если является тем, то ум должен соответствовать предмету27.
4. Способ рождения. Когда тот находящийся на шраваковском Пути Собирания, погрузившись в «состояние успокоенности» (шаматха), [возникающее при] постижении «тонкого» отсутствия Я индивида, исследует «тонкое» отсутствие Я, [и] благодаря силе [этого] возникает особое блаженство «полной очищенности» тела и ума, и обретается интуиция–праджня (shes rab), возникающая [в результате] созерцания28, то [это] следует называть обретением шраваковского Пути Соединения. [7а]
Границы. Имеет место от реализации шраваковского Пути Собирания и пока не обретен шраваковский Путь Видения.
2.1.3. Шраваковский Путь Видения.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) способ рождения.
1. Признак. Признак шраваковского Пути Видения — то шраваковское ясное постижение истины [до тех пор,] пока не родился шраваковский Путь Созерцания — собственный плод [этого Пути].
2. Подразделение. Если подразделять его с точки зрения сущности, то имеются три: а) шраваковский Путь Видения, [связанный] с мудростью погружения (самахиты); б) шраваковский Путь Видения, [связанный с] мудростью, обретаемой после [погружения]29; в) шраваковский Путь Видения, не являющийся [связанным с] каким–либо из этих двух.
а) Признак шраваковского Пути Видения, [связанного с] мудростью, [возникающей при] погружении, — то шраваковское ясное постижение истины при сосредоточении на отсутствии Я индивида, являющимся [его] собственным объектом. Если его подразделять, тоимеются три: два — аа) Беспрепятственный Путь шраваковского Пути Видения, [связанный с мудростью погружения], и аб) Путь Полного Спасения Пути Видения, [связанный с мудростью погружения], — иав) [связанный с] мудростью погружения Путь Видения, не являющийся каким–либо из двух этих.
аа) Признак Беспрепятственного Пути (bar chad med lam) шраваковского Пути Видения — то шраваковское ясное постижение истины, являющееся подлинным противоядием (dngos gayen) от приобретенного при жизни (kun btags) «покрова клеш». Если подразделять его, то имеются восемь терпений (bzod pa) шраваковского Пути Видения. Они характеризуются равным охватом по типу «является»30, поскольку тот Беспрепятственный Путь шраваковского Пути Видения является и восемью этими, и четырьмя терпениями–принятиями Дхармы (chos bzod), и четырьмя последующими терпениями–принятиями (rjes bzod). Является четырьмя [7б] первыми, поскольку является Беспрепятственным Путем шраваковского Пути Видения, непосредственно постигающим объект — четыре истины как не имеющие Я индивида. Является четырьмя вторыми, поскольку является Беспрепятственным IIутем шраваковского Пути Видения, непосредственно постигающим «обладателя объекта»31 — четыре терпения–принятия Дхармы как не имеющие Я индивида.
аб) Признак Пути Полного Спасения (rnam grol lam) шраваковского Пути Видения — то шраваковское ясное постижение истины, являющееся Путем Полного Спасения, отвергнувшим приобретенный при жизни «покров клеш». Если подразделять его, то имеется восемь шраваковских познаний (shes pa). Они характеризуются равным охватом по типу «является», поскольку тот Путь Полного Спасения шраваковского Пути Видения является и восемью этими, и четырьмя познаниями Дхармы (chos shes), и [четырьмя] последующими познаниями(rjes shes). Является четырьмя первыми, поскольку является Путем Полного Спасения шраваковского Пути Видения, непосредственно постигающим объект — четыре истины как не имеющие Я индивида. Является четырьмя вторыми, поскольку является Путем Полного Спасения шраваковского Пути Видения, непосредственно постигающим «обладателя объекта» — четыре познания Дхармы как не имеющие Я индивида.
ав) Мудрость погружения Пути Видения, не являющегося каким–либо из тех двух, — мудрость погружения шраваковского Пути Видения, [реализуемая при пребывании в] погружении при сосредоточении на шуньяте (stong nyid), и мудрость погружения шраваковского Пути Видения, [реализуемая при пребывании в] погружении при сосредоточении налишенности двух (gnyis stong)7, и мудрость погружения шраваковского Пути Видения, [реализуемая во время пребывания в] погружении при сосредоточении на отсутствии Я индивида.
[8a] Эти шестнадцать моментов познаний и терпений (shes bzod skad cig ma) Пути Видения образуют две группы рождения (skye thebs), поскольку восемь терпений рождаются вместе (cig char) и восемь познаний [рождаются] вместе.
У двух — Беспрепятственного Пути и Пути Полного Спасения шраваковского Пути Видения — имеется определенная продолжительность (yun tshad), так как обладают продолжительностью предельно короткого мгновения, [требующегося для] совершения деяния32. В период после этого тоже надо познавать.
б) Признак обретаемой после мудрости шраваковского Пути Видения — то ясное постижение шраваковской истины, характеризующееся возникновением после завершения Пути Полного Спасения и представляющее собой идущий самостоятельно (rang 'dren byed) шраваковский Путь Видения, не являющийся каким–либо [из двух] — Беспрепятственным Путем и Путем Полного Спасения шраваковского Пути Видения.
Хотя Чжамьян Чоглха Вёсэр33 и говорит, [что] обретаемая после мудрость с необходимостью [является] только концептуальной, но в нашей системе [принимается, что она] может быть и концептуальной, и неконцептуальной.
в) Не являющийся каким–либо из двух тех относится к четырем безмерным34 и устремленности к освобождению ума в потоке бытия у следующего Беспрепятственному Пути шраваковского Пути Видения и Пути Полного Спасения шраваковского Пути Видения, а также к веданию, постигающему шуньяту, и веданию, постигающему лишенность двух, в потоке [у пребывающего в периоде] «послеобретения» шраваковского Пути Видения.
3. Эквиваленты. [Термины] «шраваковский Путь Видения», «шраваковское ясное постижение истины», «ведание шраваковского Пути Видения» [обозначают] один предмет. Объяснение слов приведено ранее.
4. Способ рождения. Два — Беспрепятственный Путь шраваковского Пути Видения и его Путь Полного Спасения — рождаются в один период (thun) погружения. После выхода из него [86] рождается послеобретаемая мудрость Пути Видения. После этого имеется рождение «третьего варианта»35 погружения.
2.1.4. Шраваковский Путь Созерцания.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты; 4) способ рождения.
1. Признак. Признак шраваковского Пути Созерцания — то шраваковское последующее ясное познание.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются три: два — а) [Мудрость] погружения и б) [мудрость] послеобретения, — и в) шраваковский Путь Созерцания, не являющийся каким–либо из двух этих.
а) Признак мудрости погружения шраваковского Пути Созерцания — то [имеющее место] после шраваковское ясное постижение [в состоянии] погружения [при] сосредоточении на отсутствии Я, являющимся [его] собственным объектом. Если подразделять это, то
имеются три: аа) мудрость погружения [на] Беспрепятственном Пути и аб) Пути Полного Спасения шраваковского Пути Созерцания, и ав) на шраваковском Пути Созерцания, не являющимся каким–либо из двух этих.
аа) Признак Беспрепятственного Пути шраваковского Пути Созерцания — то шраваковское ясное постижение, [имеющее место] после [и] являющееся подлинным противоядием от отвергаемого созерцанием36 «покрова клеш» — его специфического отвергаемого37. Если подразделять его, то имеются девять: от малого малого до великого великого38 шраваковского Пути Созерцания.
аб) Признак Пути Полного Спасения шраваковского Пути Созерцания — то [имеющее место] после шраваковское ясное постижение, являющееся Путем Полного Спасения, отвергнувшим отвергаемый созерцанием «покров клеш» — специфическое отвергаемое самостоятельно идущего Беспрепятственного Пути.
Если подразделять его, то [имеются] два: аба) имеющий дело с отвергаемым по очереди (rim gyis pa) и абб) имеющий дело с отвергаемым всем вместе (gcig char ba).
аба) Девять видов отвергаемых созерцанием клеш уровня [Мира] Желаний и, соответственно, по девять видов отвергаемых созерцанием клеш на каждом уровне [9а] — от первой дхьяны до Бхавагры39 — [всего] имеется восемьдесят одна клеша, отвергаемая созерцанием. Имеется восемьдесят один [момент] Беспрепятственного Пути Созерцания — подлинного противоядия [от них], [которые] осуществляют их отвержение по очереди, и восемьдесят один [момент] Пути Полного Спасения — восемьдесят [моментов] Пути Полного Спасения Пути Созерцания, отвергнувшего их по очереди, и сверх того один [момент] Пути Полного Спасения, относящийся к ПутиБез Обучения собственного Пути Колесницы.
абб) Если рассматривать с точки зрения [отвержения] всего отвергаемого вместе, то имеются девять моментов (skor) Беспрепятственного Пути Созерцания — от малого малого Беспрепятственного Пути Пути Созерцания, устраняющего все вместе девять [слоев разряда] «великий великого» клеш, устраняемых созерцанием [на] девяти уровнях трех Миров, и до великого великого Беспрепятственного Пути Пути Созерцания, отвергающего все вместе девять [слоев разряда] «малый малого» клеш, отвергаемых созерцанием на тех девяти уровнях, и девять моментов Пути Полного Спасения, отвергнувших те отвергаемые созерцанием (виды клеш).
3. Эквиваленты. [Термины] «шраваковский Путь Созерцания», «шраваковское ясное постижение после», «ведание [в] потоке следующего шраваковскому Пути Созерцания» [обозначают] один предмет [и являются] синонимами.
4. Способ рождения. Когда, опираясь на созерцание уже постигнутого посредством шраваковского Пути Видения отсутствия Я индивида, обретается подлинное противоядие от «покрова клеш» [разряда] «великий великого», то в его потоке рождается шраваковский Путь Созерцания.
2.1.5. Шраваковский Путь Без Обучения.
Здесь четыре: 1) признак; 2) подразделение; 3) эквиваленты названия; 4) способ обретения.
1. Признак. Признак шраваковского Пути Без Обучения — то [96] ясное постижение, завершающее продвижение (bgrod pa mtar pnyin pa) по шраваковскому пути.
2. Подразделение. Если подразделять, то имеются два: а) ведание Архата, [отвергающее] отвергаемое все вместе, и б) ведание Архата, [отвергающее] отвергаемое по очереди.
Если подразделять с точки зрения способностей, то имеются два: а) ведание Шравака—Архата с «острыми» способностями и б) с «тупыми» способностями.
3. Эквиваленты названия. [Термины] «шраваковский Путь Без Обучения», «шраваковский путь прихода к концу» (mthar phyin pa), «ведание [в] потоке Шравака—Архата» [обозначают] один предмет [и являются] синонимами.
4. Способ обретения. Когда благодаря «алмазоподобному самадхи» (rdo rje lta bu'i ting nge 'dzin) шраваковского Пути Созерцания сделались обладателями дхармы невозможности рождения «покрова клеш» и на второй момент обрели Путь Полного Спасения, отвергнувший «покров клеш», то реализован шраваковский Путь Без Обучения.