Поднятие йоги из положения сидя, действительное и воображаемое
Сядьте, как в начале урока. Обхватите ступню, как ранее, и попробуйте поднять ее над головой обеими руками, и поставить на макушку. Хорошо организованному телу не нужно никакого усилия, чтобы положить выемку внутреннего края ступни : на макушку головы. Если вам трудно это выполнить, сядьте,
закрыв глаза, и детально визуализируйте это непрерывное движение. Обратите внимание, что, если вы не можете выполнить движение, вам трудно прочувствовать его в воображении.
Вербализация может подменить ощущения и управление
Совсем не трудно «продумать» движение словами. Одна из больших опасностей словесного языка состоит в том, что он дает возможность настолько отделиться от реальности, что часто мы ошибочно полагаем, что вообразили что-то или подумали о чем-то, в то время как в действительности мы лишь вспомнили соответствующие слова. Нетрудно убедиться, что, когда мы реально представляем себе действие, мы сталкиваемся с теми же препятствиями, что и при его выполнении. Определенное действие трудно выполнить, потому что команды, которые нервная система подает мышцам, оказываются негодными. Тело не сгибается в достаточной степени, потому что сознательные инструкции для сгибания не могут быть выполнены и потому что мышцы-антагонйсты (в данном случае, мышцы, выпрямляющие спину) продолжают по привычке работать, как при поддержании неправильной позы. Стоит лишь осознать их препятствующую деятельность, как тут же появляется новая гибкость, подобная гибкости ребенка, и сгибание становится непрерывным, удобным, чудесным.
В тот момент, когда это происходит, человек чувствует себя так, будто в душной комнате открылось окно, и его переполняет ощущение новой жизни и возможностей. Он обнаружил, что владеет собой, понял ответственность за неконтролируемые движения.
Дополните образ себя
Закройте глаза и продумайте все положения, описанные в этом уроке. Отметьте, что ощущают конечности во время каждого «движения», повторите его два-три раза в каждом положении, с ясными паузами между движениями. Затем попытайтесь снова поднять ногу и посмотрите, повинуется ли она теперь вашему желанию поставить ее на макушку головы, стало ли это движение легче, можете ли вы его выполнить.
Нет предела совершенствованию
Может быть, при выполнении последнего движения вы столкнулись со столь сильными препятствиями, что описанного выше изменения не удалось достичь в течение одного занятия без учителя. При личном инструктировании, в группах, состоящих из сорока-пятидеояти мужчин и женщин разного возраста (в том числе и за шестьдесят), девяносто процентов смогли, по меньшей мере, прикоснуться большими пальцами ноги ко лбу, а большинство достигли максимально возможного на тот момент — они смогли поставить ступню на макушку. Они-добились существенного усовершенствования, а это единственно ценно: если человек может достичь улучшения каждый раз, когда что-то делает, то предела его достижениям нет.
Повторите все движение в левую сторону в воображении
Встаньте и пройдитесь, отметьте различия в ощущениях между той стороной тела, которая участвовала в упражнении, и другой стороной. Обратите внимание на лицо, глаза, движения, повернитесь в разные стороны.
Теперь лягте на спину и просто поднимите колени. Закройте глаза и обратите внимание на различия в соприкосновении с полом правой и левой сторон тела. Теперь вообразите все стадии движения этого урока на левой стороне, а не правой, но представляйте себе ощущения, а не слова. Повторите каждое воображаемое движение три раза, делая паузы между движениями.
Совершенствование посредством визуализации является более эффективным, чем совершенствование посредством действий
Теперь сядьте и охватите левую ступню двумя руками, симметрично тому, как это делалось раньше. Поднимите ступню над головой и попробуйте положить ее на макушку. Вы наверняка обнаружите, что та сторона, на которой вы только представляли действие, повинуется лучше и работает лучше, чем та, на которой вы реально проделывали действие.
Сторона, на которой действие проделывалось, выполняла также множество неправильных движений, что всегда происходит при выполнении нового движения, поэтому другая сторона (выполнявшая лишь воображаемые движения) достигла большего.