Установление числа и последовательности пяти ступеней

Для реализации «конечного предмета реализации»108 необходимы эти обычные и необычные пути, а другие пути, не относящиеся к этому, не нужны.

Для реализации юганаддхи необучающегося, описываемой в общей Ануттаре, необходимо предварительно [реализовать] юганаддху обучающегося109, объединяющую два — Ясный свет «смысла» и очищенное иллюзорное тело110, а для этого необходимо предварительно [реализовать] очищенное иллюзорное тело, поскольку такую юганаддху невозможно обрести без предварительной [реализации] очищенного иллюзорного тела. Для обретения только юганаддхи не нужна предварительная реализация очищенного иллюзорного тела, поскольку очищенное иллюзорное тело и юганаддха по большей части обретаются вместе. Для обретения очищенного иллюзорного тела необходима предварительная [реализация] Ясного света «смысла», поскольку очищенное иллюзорное тело возникает, образуясь из очень тонких «естественных» (gnyug) пран, являющихся «средством передвижения» (bzhon pa)111 Ясного света «смысла».

Для обретения Ясного света «смысла» необходимо предварительное накопление собрания [заслуг в течение] трех асанкхья кальп или же [реализация] иллюзорного тела третьей ступени — его аналога (dod), поскольку без этого невозможно реализовать Ясный свет «смысла», обладающий способностью быстрого истощения очень тонкого «покрова [познаваемого]», [который] не могут устранить другие пути. Для обретения иллюзорного тела третьей ступени необходима предварительная [реализация] подлинного (dngos) уединениия ума или [того элемента] стадии Завершения, [который] может быть его аналогом, поскольку обретение [16А] настоящего иллюзорного тела невозможно без предварительного вхождения — в такой же последовательности, как при умирании — всех карма–пран (las rlung) в неразрушимое (mi shigs pa) [бинду в] сердце112 благодаря силе созерцания такого [элемента] стадии Завершения.

Для обретения подлинного уединения ума или [того элемента] стадии Завершения, [который] может быть его аналогом, необходима предварительная [реализация] уединения речи — элементов (yan lag) пранаямы, называющейся повторением ваджров113, или [того элемента] стадии Завершения, [который] может быть его аналогом, поскольку подлинное уединение ума или [тот элемент] стадии Завершения, [который] может быть его аналогом, не может родиться, пока благодаря [такому элементу] стадии Завершения не будет полностью развязан узел в сердечном центре114.

Для полного развязывания узла в сердечном центре посредством такой йоги необходима предварительная [реализация] подлинного уединения тела или [того элемента] стадии Завершения, [который] может быть его аналогом, поскольку узел в сердечном центре развязать труднее, чем другие узлы, и благодаря собиранию пран в сердце легко собирать [их] в других местах.

Для полностью завершенного рождения в потоке [сознания] такого [элемента] стадии Завершения необходимо предварительное созерцание в четыре периода «тонкой» и «грубой» стадии Порождения, обязательно приводящее к созреванию потока [сознания для] совершенного рождения постижения стадии Завершения. Для этого нужно полностью получить совершенно чистую абхишеку и соблюдать должным образом обеты и обязательства. Для [обладания] в полноте признаками сосуда, [способного] соблюдать обеты и обязательства, необходимо обучение на ступенях обычного пути, [имеющего дело с] практикой двух бодхичитт вместе с составляющими [элементами]. Поскольку практика извлечения пользы подразумевается при указании внешней пранаямы, то такое [описание] определяет число всех путей. Благодаря этому исчерпывающе понимается и определение последовательности.

Некоторые говорят в связи с этим: «Приходим к тому, что обретение юганаддхи необучающегося обязательно должно предваряться обретением юганаддхи обучающегося, объединяющей два — Ясный свет и иллюзорное тело, поскольку такое имеет место при обретении юганаддхи необучающегося, описываемой в общей Ануттаре». [16Б]

Это неверно. Аргумент легко [признать справедливым]. [Выдвигаемую же идею] принять невозможно, поскольку говорится, что в системе Калачакры для обретения юганаддхи необучающегося необходима предварительная [реализация шестого] члена — самадхи, соединяющего два — тело «пустой формы» (stong gzugs) и неизменное (mi 'gyur ba) блаженство, но не говорится, что необходима предварительная [реализация] юганаддхи, объединяющей два — Ясный свет и иллюзорное тело. Тем не менее, это не принимается однозначно и является предметом рассмотрения исследователей.

Некоторые говорят: «Приходим к тому, что обретение Ясного света «смысла» обязательно предваряется обретением неочищенного иллюзорного тела115, поскольку в «Светильнике ясном» сказано: «В качестве опоры непосредственного вхождения в Ясный свет необходимо предварительное порождение иллюзорного тела».

[Это] неверное [истолкование], поскольку [здесь] объясняется способ прохождения пути [тем, кто принадлежит к] «истинному роду»116 на пути Ануттары. Признать невозможно, поскольку обретение Ясного света «смысла» у принадлежащего к одному потоку с Учителем117 не предваряется непосредственно [реализацией] неочищенного иллюзорного тела, ибо в «Светильнике ясном» говорится: «Это получение двух последних абхишек без предшествующего получения абхишеки сосуда и абхишеки тайной, и порождение [элементов] двух последних ступеней без предшествующего порождения [других элементов] вплоть до иллюзорного тела третьей ступени — является причиной реализации праджни [только] в особых случаях».

Некоторые говорят: «Приходим к тому, что обретению неочищенного иллюзорного тела обязательно предшествует [реализация] уединения мысли, поскольку в «Светильнике ясном» сказано: «Поскольку прана и мысль — «основы», благодаря которым реализуют такое иллюзорное тело, … являются мыслью, порождающей три мудрости [ступени] уединения ума, и праной, [служащей] его «средством передвижения», то уединение ума должно предшествовать иллюзорному телу».

Это неверно, ибо утверждение, что уединение ума должно предшествовать иллюзорному телу, а уединение речи — повторение ваджров — уединению ума, делается с точки зрения способа прохождения пути воспитываемым, ориентированным на Гухьясамаджу, [17A] но такое не устанавливается как способ прохождения пути воспитываемым, [ориентированным на] Материнскую тантру, поскольку там же говорится: «Йога чандали118 — аналог вызывания уединения ума посредством праны при повторении ваджров. Аналог уединения ума — четыре радости и великое блаженство, возникающие при вхождении пран в дхути благодаря созерцанию чандали. Эти два имеются в тантре Йогини119». Поэтому утверждение в «Описании ступеней и путей» Янжан Гало, что с точки зрения сущности пути других [систем] Ануттары сводятся к пяти ступеням Гухьясамаджи, не означает, что сводятся с точки зрения своих способов, а подразумевает, что сводятся с точки зрения соответствующего эффекта (byed las).

Наши рекомендации