Стадия Завершения: фаза Ясного света — абсолютного
Сущностью четвертой ступени Ясного света является стадия Завершения от [момента] овладения ближайшей причиной — методом реализации Ясного света «смысла» — и пока не обретена юганаддха, поскольку здесь подобно сказанному в «Колоске сиддх. — Стадии Завершения»: «[Период] от должного развязывания узла и пока не смогут прямо породить иллюзорное тело — относится к уединению ума. От [обретения] способности прямо породить иллюзорное тело и до его очищения — ступень благословления себя. Затем постижение смысла истинной сущности и причины приближения — метода того называются ступенью Ясного света и полного просветления».
Ясный свет «смысла» четвертой ступени: на примере внешнего — реализации во время рассвета, [когда] нет трех — луны, солнца и вечернего мрака, — объясняется внешнее полное просветление, а на примере внутреннего — что шуньей являются все Ясные света при вхождении трех — «сияния», «возрастания» и «достижения» — [объясняется] внутреннее полное просветление. [30А]
Достигающий Ясного света «смысла» четвертой ступени одновременно непосредственно постигает шуньяту благодаря врожденному великому блаженству, обретает [уровень] Пути Видения Наивысшей Мантры, достигает его первой ступени [святости].
Если подразделять Ясный свет с точки зрения «рода произносимого в звуке», то есть два: Ясный свет — объект и Ясный свет — «обладатель объекта». Первое и шуньята — одно и то же. В Ясном свете — «обладателе объекта» тоже: типа постижения шуньяты посредством «грубого» умственного познания (yid shes) — является Ясным светом, общим с Парамитаяной и тремя низшими тантрийскими системами, а типа постижения шуньяты благодаря блаженству, [возникающему при] плавлении [«бодхичитты»], является Ясным светом, общим со Стадией Порождения. Постигающий шуньяту Ясный свет «примера» [ступени] уединения ума является Ясным светом «скрытого смысла» (sbas don), поскольку является скрытым от ума явлением и является Ясным светом «примера»172. Ясные света «примера», относящиеся к ступеням уединения тела, уединения речи и иллюзорного тела, тоже являются Ясным светом «скрытого смысла», поскольку в комментарии (tika) на «Джнянаваджра–самуччаю» говорится, что называние трех «скрытым смыслом» имеет в виду главное, и повторение ваджров и уединение тела тоже относятся к тому скрытому.
Ясный свет «смысла» является Ясным светом конечного «смысла», поскольку [термин] «конечный смысл» относится не к конечному прохождению пути, а к конечному постижению истинной сущности (таттвы) благодаря вместерожденному блаженству. Можно также определить Ясный свет «смысла» букв (yig don), поскольку способы объяснения двух — смысла букв и смысла общего — являются разными, но не являются несовместимыми, так как в комментарии на «Джнянаваджра–самуччаю» сказано: «Способы объяснения двух этих
являются разными, но с точки зрения объяснения смысла букв тот объясняемый смысл не будет общим у двух индивидов, а с точки зрения объяснения смысла общего объясняемый смысл не является невозможным как объясняемый с точки зрения способа [30Б] объяснения смысла букв».
Эта ступень содержит метод, приводящий к концу другие пути, поскольку когда в Акаништхе вошел в неколебимое (mi gyo ba) самадхи тот пребывающий в последнем существовании (srid pa tha ma pa) Бодхисаттва, дошедший до десятой ступени [святости] путем Парамитаяны и трех низших тантрийских систем, Будды десяти сторон пробудили звуком пощелкивания пальцами и воззвали: «Поскольку ты не можешь запечатать пороки благодаря одному только тому самадхи, то реализуй Ясный свет», и призвали дочь бога173 Тилоттаму, и в полночный час дали прямую (dngos)174 третью абхишеку, и объяснили175 Ясный свет «смысла», предваряемый тремя — «сиянием», «возрастанием», «достижением», и на рассвете дали наставление o Ясном свете и юганаддхе, и дали четвертую абхишеку, и реализовал на рассвете же Ясный свет «смысла», и «встал» в теле юганаддхи обучающегося, и затем реализовал юганаддху необучающегося при появлении зари в третьей части того рассвета.
Это излагается в «Описании ступеней и путей» Янжан Гало. Подтверждением [верности] служит сказанное в «Светильнике ясном»: «В полночь Учитель дал прямую абхишеку, опирающуюся на кармамудру, и объяснил Ясный свет. Затем — на рассвете — способ созерцания Ясного света, а после того дал наставление по методу реализации юганаддхи, благодаря чему был реализован Ясный свет "смысла", а потом реализована юганаддха». Однако, поскольку этот текст является текстом, объясняющим способ прохождения пути [принадлежащим к] «истинному Роду», [то есть находящимся на] пути Ануттары с самого начала, то нужно [более подробно] изучить [этот вопрос].
Не так говорится в «Объяснении "Двух познаний"» Кедруба Чже: «Когда тому Бодхисаттве, пребывающему в последнем существовании, была дана прямо третья абхишека, [31А] то смог породить [обладающее] полнотой признаков великое блаженство, опираясь на мудру. Поскольку ещё раньше имелось не ослабевшее непосредственное постижение шуньяты, то, когда была дана прямо третья абхишека, опираясь на пранаяму мудры, явно возникни три шуньи, [появляющиеся при] последовательном вхождении пран, а когда [возникла] четвертая шунья, благодаря мудрости великого блаженства была непосредственно постигнута шуньята. Та мудрость является Ясным светом "смысла". Благодаря тому, что во время абхишеки было дано наставление о выдвигаемом ('phen pa gtong pa)176 и т. д. прежде Ясного света "смысла", когда благодаря выдвижению и т. д. выходил из того Ясного света периода абхишеки [при движении пран] в обратном порядке, вышел в образованном из очень тонких прана–читт "теле соединения" (kha sbyor gyi lus), имеющем облик, украшенный (32) признаками и (80) знаками». — Объясняется, что Ясный свет периода абхишеки — Ясный свет «смысла», и что вышел из него в теле юганаддхи. «Солнце, освещающее смысл глубокого» тоже объясняет в соответствии с этим. Они опираются на сказанное в «Ясном светильнике»: «Поскольку давание третьей абхишеки указывает также и давание четвертой, то абхишеки — две эти. Когда была дана третья абхишека, то сначала вошел в три — "сияние", "возрастание", "достижение", а затем в "достижение" и Ясный свет, и, очистившись даже от "тонкой" двойственной явленности (gnyis snang), реализовал вместерожденное смысла177».
Если согласно последнему объяснению, то перед третьей абхишекой даются четыре наставления о Ясном свете, и поскольку невозможно давание четвертой абхишеки прежде третьей абхишеки, то следует признать, что дается после обретения юганаддхи. Если так, то думаю, не будет ли противоречия со сказанным в «Объяснении полного просветления»: «Ступени практики: четвертая абхишека дается после давания третьей абхишеки. [31Б] Если не так, то имеется ошибка объяснения способа "вставания" в теле юганаддхи как способа выхода рыбы из воды, пока еще не была дана четвертая абхишека». Поэтому умные должны исследовать, что именно является мыслью Владыки (Цонкапы), а таким глупым невеждам, как я, трудно решить.
Некоторые говорят: «Приходим к неприемлемости объяснения, что близкие причины реализации Ясного света "смысла" — четвертая ступень, поскольку в потоке [сознания у] обретшего Ясный свет "смысла" имеется третья ступень, так как то неочищенное иллюзорное тело в его потоке относится к третьей ступени, ибо то является Неочищенным иллюзорным телом».
Нужно исследовать, верно ли сказанное.