Стадия Завершения в других системах Аннуттары

Вообще известно восемь великих руководств (khrid chen) по стадии Завершения [традиции] Мэгью. Пять ступеней Гухьясамаджи по системе Арьи уже объяснены. О шести йогах Калачакры расскажем несколько позже.

Четыре бинду или четыре радости [в тантре] Гухьясамаджи по системе Джнянапады — [это] неразрушимое бинду в сердце, тайное бинду на «драгоценности» (nor bu), нирманическое (sprul ba) бинду на «кончике носа» вверху и снова редкостное неразрушимое бинду в сердце. Последнее называется также бинду истинной сущности (таттва). [Созерцание] четырёх этих реализует по порядку четыре радости. Две первые — тренировка в йоге бинду, третье является повторением ваджров. Натренировавшись благодаря тому в йоге праны, снова и снова тренируются в собирании в Ясный свет в прямом порядке и выходе в обратном порядке, [что] делается возможным из–за работы с праной и бинду, и так реализуют чистое тело мудрости недвойственности «глубокого» и «ясного». И благодаря этому, говорят, обладают плодом.[34А]

В Великой йоге Чакрасамвары по системе Луипы и Чакрасамваре по системе Дрильбупы объясняются пять ступеней стадии Завершения: (1) ступень благословления себя (bdag byin brlabs pa), (2) ступень вишва–ваджра (sna tshogs rdo rje), (3) ступень поднятия драгоценности (nor bu 'gengs pa), (4) ступень Джаландхары, (5) ступень неохватности умом (bsam gyis mi khyab pa). Говорят, что поскольку великая йога стадии Завершения [по системе] Луивы является ступенью неохватности умом этой [системы], то не является стадией Завершения, созерцаемой сразу по [достижении] устойчивости [на] стадии Порождения, но сначала надо созерцать четыре ступени [по системе] Дрильбупы или ступень мантры [по системе] Кришначарина и т. д.

Говорится, что на четырёх первых ступенях добиваются полного контроля над каналами, пранами и бинду, а в период [практики] ступени неохватности умом собирают поэтапно «сосуд» и «сок» в Ясный свет и выходят из него, и благодаря многократному повторению такой йоги реализуют тело недвойственной Мудрости, и в нём уже овладевают плодом. Об этом можно узнать в двух (работах Цонкапы): «Колоске сиддх. Объяснении стадии Завершения по системе Луипы» и «Раскрывающем глаза, видящие скрытый смысл. Объяснение пяти ступеней Дрильбупы».

Итак, в отношении стадии Завершения Чакрасамвары есть разные системы: (1) шестичленная йога, объясняемая согласно Калачакре в «Первой части комментария (stod 'grel) на Чакрасамвару», (2) одна из двух систем шести йог традиции Анупамаракшиты (dpe med mtsho), (3) одна, употребляющая названия пяти ступеней как в Гухьясамадже, (4) пять ступеней Дрильбупы, (5) четвертая ступень, (6) стадия Завершения великой йоги — [всего] говорится о наличии шести.

На стадии Завершения Махачакры ('khor lo chen ро) — четыре благословения: (1) благословение тела, (2) благословение речи, (3) благословение ума, (4) благословение истинной сущности (таттва).

В [тантре] Ямандаги — красного, чёрного, страшного, трёх (dmai nag 'jigs) — [есть] четыре йоги: (1) йога мантры, (2) йога обета (самаи), (3) йога формы (dbyibs), (4) йога совершенно чистой мудрости. [34Б]

Шесть учений (chos) Наропы. Думаю, не являются ли шестью (1) йога чандали, (2) четыре радости, (3) иллюзорное тело, (4) Ясный свет, (5) юганаддха, (6) перемещение и вхождение в город. Но поскольку большинство не считают четыре радости и юганаддху, получают шесть, считая за отдельные [учения о] бардо, перемещении и вхождении в город, то нужно исследовать, что приемлемо.

(1) Пять ступеней Гухьясамаджи по системе Арьи, (2) четыре бинду по системе Джнянапады, (3) четыре благословения Махачакры, (4) четыре йоги красного, чёрного, страшного, (5) великая йога Луипы, (6) пять ступеней Дрильбупы, (7) шесть обычных учений Наропы, (8) шестичленная йога Калачакры — руководства по ним известны как восемь великих руководств Мэгью.

Имеется ещё описываемый в наставлениях махасиддха Виравы (bir va pa) способ практики стадии Завершения Хеваджры, подразделяемый на пути трёх абхишек, объясняемые махасиддхом Домбипой и Дурджаячандрой (mi thub zla ba) ступени весеннего бинду (васантатилака, dpyid kyi thig lе) и т. д. Хотя есть много описаний стадии Завершения авторитетными махасиддхами, но, кроме стадии Завершения Калачакры, все описания авторитетными [лицами] стадии Завершения общей Ануттары одинаково говорят, что после достижения устойчивости [на] стадии Порождения занимаются каналами, пранами и бинду, благодаря двум дхьянам собирают «сосуд» и «сок» в Ясном свете, снова и снова осуществляют вхождение [в Ясный свет] и выход, и так реализуют Тело Мудрости юганаддхи, и в нем владеют плодом. Поскольку же есть много способов использования пран и бинду на пути, то они разъясняются авторитетными лицами [35А] в соответствии с изложенным в отдельных тантрах.

Хотя и есть разные способы использования пран и бинду на пути, но если понимают, что те методы говорят одинаково об осуществлении трёх — вхождения, пребывания и растворения пран в центральном канале, — разжигании чандали и порождении четырех радостей — плода, возникающего в результате плавления «бодхичитты», [или порождении] мудрости четырех шуней, и реализации Дхармакаи благодаря культивированию вместерожденной радости или мудрости Ясного света, и породив пути стадии Завершения в точном соответствии с тремя — рождением, смертью и бардо — из прана–читты Ясного света, соответствующего ступени смерти, реализуют иллюзорное тело, соответствующее бардо, и благодаря тому овладевают Рупакаей и запечатывают пороки, то, встретившись со множеством источников — текстов по стадии Завершения, будут понимать мысли как не противоречащие друг другу, хотя бы те тексты и не содержали одинаковых идей.

Наши рекомендации