Распределение рисунков узлов металлорежущих станков
Найти в списке №3 «Рисунки узлов металлорежущих станков» те узлы, которые обладают одним из указанных признаков:
Поисковую работу нужно делать поэтапно. Распределить номера рисунков списка №3 по ячейкам контрольной таблицы, по следующему алгоритму:
В ячейки А и Б, (которые являются передачей или соединением) (См. контр. табл.)
В ячейки А1, А2, Б1,Б2 (передача идет посредством трения или давления, а соединение вал с деталью или вал с валом).
Затем аналогичным способом распределить по очереди в ячейки: А3, А4, А5, А6, Б3, Б4, Б5, Б6.
И, наконец, в ячейки А7-А14, Б7-Б14.
Такое поэтапное выполнение действий позволит избежать “неразберихи” в голове.
В результате проделанной работы у вас должно появиться следующее распределение цифр в колонках (заполнить самим и свериться с ключом в приложении №1).
1. Контрольная таблица
Узлы металлорежущих станков | ||||||||||||||||
Передачи (А) | Соединения (Б) | |||||||||||||||
Трения (А1) | Давления (Зацепления) (А2) | Вал и деталь (Б1) | Вал с валом (Б2)(муфты) | |||||||||||||
Ременная (А3) | Фрикционная (А4) | Для получения вращения (А5) | Для получения прямолинейного движения (А6) | Разъемные(Б3) | Неразъемные (Б4) | Нерасцепляе- мые(Б5) | Расцепляемые (Б6) | |||||||||
Между параллельными валами (А7) | Между скрещивающимися валами (А8) | Нерегулируемая (А9) | Регулируемая (А10) | С непосредственным контактом (А11) | Посредством чего-либо (А12) | Винт-гайка (А13) | Реечная (А14) | С промежуточным элементом (Б7) | Без промежуточного элемента (Б8) | С использованием тепла (Б9) | Под действием силы (Б10) | Некомпенсирующие (Б11) | Компенсирующие (Б12) | Управляемые(Б13) | Самодействующие (Б14) | |
3. Список «Рисунки узлов металлорежущих станков №2»
1. 2. 3. 4. !!!!!!!!!!! 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.
4. Список «Развернутое название каждой детали» (смешанный)
1. Является самодействующей расцепляемой муфтой и позволяет передавать вращающий момент за счет заклинивания между полумуфтами промежуточных тел (в основном роликов).
Следовательно, это обгонная муфта.
2. В резьбовом соединении промежуточным элементом может быть болт, шпилька и т.д., которые способствуют легкому и удобному разъединению деталей валов.
3. Является расцепляемой управляемой муфтой и позволяет обеспечить плавное сцепление валов, так как величину сил трения, при помощи которых происходит сцепление деталей полумуфт, можно легко регулировать путем изменения сил сжатия этих деталей.
Следовательно, это фрикционная муфта.
4. Является нерасцепляемой компенсирующей муфтой и предназначена для соединения валов с взаимным наклоном и возможностью изменения величины угла наклона.
Следовательно, это компенсирующая муфта без промежуточного элемента.
5. Является нерасцепляемой некомпенсирующей муфтой и позволяет обеспечить жесткую передачу крутящего момента между валами.
Следовательно, это жесткая муфта.
6. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения посредством ремня.
В данной передаче оси валов скрещиваются под углом, и используется полуперекрестный ремень, следовательно, это полуперекрестная передача.
7. Является нерасцепляемой некомпенсирующей муфтой и позволяет обеспечить упругую и более плавную передачу крутящего момента между валами.
Следовательно, это упругая муфта.
8. Соединение является шпоночным, так как промежуточным элементом для передачи крутящего момента является шпонка.
Оно обеспечивает разъемное соединение вала с деталью.
9. Является передачей; используют для получения вращения.
Основана на принципе преобразования параметров движения за счет волнового деформирования одного из звеньев, следовательно, это волновая передача.
10. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения посредством ремня. В данной передаче оси валов скрещиваются под углом, для изменения направления движения ремня используется промежуточный ролик, следовательно, это ременная угловая передача.
11. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел под действием сжимающих сил.
В данной передаче постоянное передаточное отношение, и оси валов пересекаются, следовательно, это фрикционная коническая передача.
12. Пайка и склеивание обеспечивается при контакте материала с припоем или клеем, что позволяет создать надежное неразъемное соединение.
13. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения посредством ремня.
В данной передаче оси валов расположены параллельно, используется натяжной ролик, следовательно, это ременная передача с натяжным роликом.
14. Является передачей; принцип действия данной передачи основан на зацеплении пары зубчатых колес, используется для получения вращения, следовательно, это зубчатая передача.
15. Является передачей; используют для преобразования вращательного движения в прямолинейное, принцип действия данной передачи основан на зацеплении червяка и рейки, следовательно, это передача червяк-рейка.
16. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел под действием сжимающих сил.
В данной передаче возможно изменение передаточного отношения за счет перемещения ведущего ролика по диаметру ведомого, следовательно, это лобовой вариатор.
17. Предохранительные муфты являются самодействующими расцепляемыми и служат для защиты машины от перегрузок.
18. Сварка происходит с применением тепла и взаимодействия заготовки со сварным элементом. Надежность швов обеспечивает передачу рабочих нагрузок между деталями.
19. Является передачей; принцип действия данной передачи основан на зацеплении, движение осуществляется по принципу винтовой пары.
Используется для получения вращения, следовательно, это червячная передача.
20. Является передачей; используют для преобразовании вращательного движения в прямолинейное.
Основана на принципе винтовой пары и работает по принципу качения, следовательно, винтовая пара качения.
21. Является нерасцепляемой компенсирующей муфтой и предназначена для соединения валов с радиальным смещением.
Следовательно, это компенсирующая муфта с промежуточным элементом.
22. Является передачей; используют для преобразовании вращательного движения в прямолинейное, принцип действия данной передачи основан на зацеплении зубчатого колеса и рейки, следовательно, это передача зубчатое колесо-рейка.
23. Позволяет передавать крутящие моменты между валом и деталью посредством соединения шлицевых выступов с шлицевыми пазами.
Положительный момент в данном соединении отсутствует промежуточный элемент.
24. Заклепочные соединения обеспечиваются при помощи заклепок, которые деформируются посредством ударной силы, что относит их в группу неразъемных соединений.
25. Клиновое соединение позволяет обеспечить надежную фиксацию между валом и деталью при помощи клина, а также при необходимости можно произвести разъединение деталей.
26. Соединение с гарантированным натягом происходит при сопряжении охватываемой и охватывающей детали, при этом размер охватываемой детали больше размера отверстия охватывающей детали.
Является неразъемным надежным соединением.
27. Является передачей; используют для получения вращения. Передача крутящего момента происходит посредством цепи, следовательно, это цепная передача.
28. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел под действием сжимающих сил.
В данной передаче возможно изменение передаточного отношения достигают поворотом роликов вокруг осей, следовательно, это торовый вариатор.
29. Являются расцепляемой управляемой муфтой и позволяет передавать момент от ведущего к ведомому валу взаимным зацеплением полумуфт посредством кулачков (торцовых выступов) или зубьев.
Следовательно, это синхронная муфта.
30. Является передачей; используют для преобразовании вращательного движения в прямолинейное.
Основана на принципе винтовой пары и работает по принципу скольжения, следовательно, винтовая пара скольжения.
31. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения посредством ремня.
В данной передаче оси валов расположены параллельно и используется перекрестный ремень, следовательно, это ременная передача перекрестным ремнем.
32. Является передачей; передача крутящего момента происходит под действием сил трения, которые возникают в месте контакта двух тел под действием сжимающих сил.
В данной передаче постоянное передаточное отношение, и оси валов расположены параллельно, следовательно, это фрикционная цилиндрическая передача.
Задача этого этапа состояла в том, чтобы научиться “видеть” категории технологии машиностроения в специально подобранных примерах. Далее (на семинарах, практических занятиях) мы научимся “видеть” данные категории в конкретных станках так же как на уроках геометрии мы учились распознавать в конкретных предметах те или иные геометрические фигуры, например, в крышке стола, на экране монитора прямоугольник и т.п. Это нам понадобится для того, чтобы уметь быстро находить соответствующий узел на конкретном металлорежущем станке и решать соответствующие производственные задачи (ремонт, замена деталей и т.п.)
.
III. ШАГ Контрольная работа | a |
E Упражнения с 3 по 9 выполняется в парах
3. Упражнение №3
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и вслух называет, к какому виду узлов относится каждый из примеров, а именно, к передаче или соединению (к А или Б). Другой проверяет правильность выполнения работы по списку №5.
5. Список №3 (А или Б)
1. Б 2. Б 3. Б 4. Б 5. Б 6. А 7. Б 8. Б 9. А 10. А 11. А 12. Б 13. А 14. А 15. А 16. А 17. Б 18. Б 19. А 20. А 21. Б 22. А 23. Б 24. Б 25. Б 26. Б 27. А 28. А 29. Б 30. А 31. А 32. А
4. Упражнение №4
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и вслух называет, к какому подвиду узлов относится каждый из примеров, а именно к А1, А2, Б1, Б2. Другой проверяет правильность выполнения работы по списку №6.
6. Список №4 (А1, А2, Б1, Б2)
1. Б2 2. Б1 3. Б2 4. Б2 5. Б2 6. А1 7. Б2 8. Б1 9. А2 10. А1 11. А1 12. Б1 13. А1 14. А2 15. А2 16. А1 17. Б2 18. Б1 19. А2 20. А2 21. Б2 22. А2 23. Б1 24. Б1 25. Б1 26. Б1 27. А2 28. А1 29. Б2 30. А2 31. А1 32. А1
5. Упражнение №5
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и вслух называет, к какому подвиду узлов относится каждый из примеров, а именно к А3, А4, А5, А6, Б3,Б4;Б5;Б6. Другой проверяет правильность выполнения работы по списку №7.
7. Список №5 (А3, А4, А5, А6, Б3,Б4, Б5, Б6)
1. Б6 2. Б3 3. Б6 4. Б5 5. Б5 6. А3 7. Б5 8. Б3 9. А5 10. А3 11. А4 12. Б3 13. А3 14. А5 15. А6 16. А4 17. Б6 18. Б4 19. А5 20. А6 21. Б5 22. А6 23. Б3 24. Б4 25. Б3 26. Б4 27. А5 28. А4 29. Б6 30. А6 31. А3 32. А4
6. Упражнение №6
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и вслух называет, к какому подвиду узлов относится каждый из примеров, а именно к А7-А14, Б7-Б13. Другой проверяет правильность выполнения работы по списку №8.
8. Список №6 (А7-А14, Б7-Б14)
1. Б14 2. Б8 3. Б13 4. Б12 5. Б11 6. А8 7. Б11 8. Б7 9. А12 10. А8 11. А9 12. Б9 13. А7 14. А11 15. А14 16. А10 17. Б14 18. Б9 19. А11 20. А13 21. Б12 22. А14 23. Б8 24. Б10 25. Б7 26. Б10 27. А12 28. А10 29. Б13 30. А13 31. А7 32. А9
7. Упражнение №7
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и рассказывает о применении каждого узла. Другой проверяет правильность выполнения упражнения по списку №9.
9. Список №7 (применения узлов металлорежущих станков)
1. Бесшумны, компактны, могут работать при высокой частоте вращения. 2. Самые распространённые соединения, применяемые в машиностроении для сборки и разборки, имеют небольшие габариты, просты в изготовлении, допускают весьма точную установку соединения деталей и любую степень затяжки их крепёжными деталями. 3. Обеспечивает плавное сцепление валов, так как величину сил трения, при помощи которых происходит сцепление деталей полумуфт, можно легко регулировать путём изменения величин сил сжатия этих деталей. 4. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! 5. Применение этих муфт ограничено из-за того, что при сборке и разборке валов требуется значительные смещения их в осевом направлении, а так же из-за того , что эти муфты требуют очень точного совмещения осей вала. 6. Применяется при скрещивающихся валах и лишь при одном определенном направлении вращения. 7. Эти муфты служат в основном для уменьшения динамических нагрузок, передаваемых в основном через соединяемые ими валы. Они предохраняют соединяемые валы от резонансных колебаний и допускают некоторую компенсацию неточного расположения валов. 8. Служат для передачи крутящего момента от вала к ступице детали или, наоборот, от ступицы к валу. В отдельных случаях, кроме передачи крутящего момента, шпонки фиксируют насаженные на вал ступицы в осевом направлении. 9. Основана на принципе преобразования параметров движения за счет волнового деформирования одного из звеньев механизма. 10. Применяется при пересечении осей валов под некоторым углом. 11. С пересекающимися валами и катками, рабочие поверхности конической формы. 12. Кромки деталей не расправляются, что позволяет более точно выдержать и размеры и форму, а также производить повторные ремонтные соединения. 13. Применяется при малом расстоянии между осями и больших передаточных отношениях и автоматически обеспечивает постоянное натяжение ремня. 14. Принцип действия основан на зацеплении пары зубчатых колес. 15. Условия работы этой передачи значительно благоприятнее условий работы передачи зубчатое колесо-рейка. 16. Бесступенчатое изменение угловой скорости достигается перемещением вдоль вала, ведущего катка. 17. Муфты, служащие для защиты машин от перегрузок 18. Применяют для соединения деталей с помощью сварного шва. Применяют для соединения элементов сосудов, для изготовления станин, рам и оснований машин. 19. Для передачи значительных нагрузок, при большом передаточном числе. Применяется в зубообрабатывающих станках, во вспомогательных механизмах прокатного оборудования. 20. Малые потери на трение, возможность полного устранения осевого и радиального зазоров соединений. Используют в приводах подач в станках с ЧПУ, в механизмах дистанционного управления в атомной технике. 21. Эта муфта состоит из двух полумуфт с наружными зубьями и двух половин обоймы и внутренними зубьями, сцепляющимися с зубьями полумуфт. 22. Применяют в приводе главного движения, движения подачи, а также в приводе различных вспомогательных перемещений. 23. Соединения применяют как в качестве неподвижных, служащих для неподвижного скрепления ступицы с валом, так и в качестве подвижных обеспечивающих возможность осевого перемещения ступицы по валу, например, зубчатым колесам коробок передач станков. 24. Соединения, применяемые при изготовлении металлических конструкций из легких сплавов, подверженных вибрационным нагрузкам. 25. Применяются там, где удобство и быстрота сборки и разборки имеют решающее значение. Например, в зажимных устройствах станочных приспособлений. 26. Соединение деталей, осуществляемое изготовлением деталей с требуемой разностью их посадочных размеров. 27. Работает при большой нагрузке и большой скорости, заключается в кожух и снабжается приспособлениями для смазки. Применяется в механизмах прокатного оборудования, станках, транспортерах. 28. Применяется в приводе главного движения в токарном станке. Передаточное отношение изменяется наклоном роликов, при повороте которых изменяются радиусы контакта роликов с ведущей и ведомой фрикционными чашками. 29. В этих муфтах момент передается от внешнего к ведомому валу взаимным зацеплением полумуфт по средством кулачков или зубьев. Данные муфты применяют при отсутствии требования плавности включения, при резких включениях и малой относительной угловой скорости. 30. Широко применяемая передача для осуществления прямолинейного движения. С помощью этой передачи можно производить медленные движения в приводе подач. 31. Применяется при параллельном расположении валов и противоположных вращениях их. 32. С параллельными осями валов и с рабочими поверхностями цилиндрической формы. Применяют для передачи небольшой мощности.
8. Упражнение №8
O Один из вас смотрит на список рисунков №3 и вслух дает называние каждого узла. Другой проверяет правильность выполнения работы по списку №10.
10. Список №8 (названия узлов металлорежущих станков)
1. Обгонные муфты 2. Резьбовые соединения 3. Фрикционные муфты 4. Компенсирующая муфта без промежуточного элемента 5. Жесткие муфты 6. Полуперекрестная ременная передача 7. Упругие муфты 8. Шпоночные соединения 9. Волновая передача 10. Угловая ременная передача 11. Коническая фрикционная передача 12. Паяные и клеевые соединения 13. Ременная передача с натяжным роликом 14. Зубчатая передача 15. Червяк – рейка 16. Лобовые вариаторы 17. Предохранительные муфты 18. Сварные соединения 19. Червячная передача 20. Винтовая пара качения 21. Компенсирующие муфты 22. Зубчатое колесо – рейка 23. Шлицевые соединения 24. Заклепочные соединения 25. Клиновые соединения 26. Соединения с гарантированным натягом 27. Цепная передача 28. Торовые вариаторы 29. Синхронные муфты 30. Винтовая пара скольжения 31. Ременная передача перекрестным ремнем 32. Цилиндрическая фрикционная передача
9. Упражнение №9
N Один из вас смотрит на список рисунков №3 и находит такой же пример узла из списка рисунков №1. Другой проверяет правильность поиска по нижеприведенной таблице ключей.
B | ||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. ШАГ Систематизация знаний | a |
10. Упражнение №10
@ Определить уровни классификации каждого элемента и дать название каждому узлу[4] смотря на список №2 «Рисунки узлов металлорежущих станков».
После заполнения таблицы проверьте себя по ключам в приложении №2. Время выполнения задания запишите в ТЗВ.
№ рисунков | А | А1 А2 | А3 А4 | А5 А6 | А7 | А8 | А11 | А12 | Название |
А9 | А10 | А13 | А14 | ||||||
Б | Б1 Б2 | Б3 Б4 | Б5 | Б6 | Б7 | Б10 | Б11 | Б12 | Б13 |
Б8 | Б9 | ||||||||
2. Таблица
№ рисунка | |||||
V. ШАГ Работа с понятиями | a |
3. Таблица понятий