Самадхи Ваджра Тела — уединение тела

Сущность (ngo bo) уединения тела (кая–вивека, lus dben), являющегося [элементом] стадии Завершения, — [это] стадия Завершения, начинающаяся с рождения мудрости шуньи, возникающей в результате осуществления трех — вхождения, пребывания и растворения пран в центральном канале благодаря созерцанию «тонкого» в нижнем конце посредством йоги, завершающей «тонкую» и «грубую» [фазы] стадии Порождения, и пока не родилась мудрость, возникающая благодаря вхождению верхней и нижней пран в сердечный дхути121. [17Б]

Если подразделять эту [ступень], то имеются два: (1) пратьяхара — «собирание по отдельности» (sor sdud), [когда] в [период] «послеобретения»122 [созерцают] объекты, органы чувств и другие дхармы [как] вид (mam 'gyur), [в котором] являются блаженство и шунья, и (2) дхьяна, [когда созерцают] блаженство и шунью [как] являющиеся в виде Божеств.

Первое. В период пратьяхары вспоминают блаженство и шунью, [испытанные в период трансового] «погружения» (самахита), и «запечатывают» (мудра–ньяса, rgyas'debs) тем все, что появляется. Это имеет основание, поскольку когда завершают исследование взгляда123, то понимают, что шуньята является собственной характеристикой «опустошаемой основы», а та — видом той шуньяты, [и это понимание] является общим для Сутры и Мантры, а благодаря элементу признания (mos pa) блаженства и шуньи за одно (rо gcig) в этот период [всё] рассматриваемое, являясь видом шуньяты, определяется — в силу того признания — также как вид блаженства, ибо когда великое блаженство делают путем [совершенствования], то благодаря тренировке в этом все, что появляется, только содействует (grogs su 'gro ba) усилению ('bar ba) блаженства.

Второе. В дхьяне имеется пять: (1) созерцательное познание (sgom pa'i rtog) нераздельных блаженства и шуньи в виде Тел Божеств без детализации; (2) созерцательное исследование (sgom pa'i dpyod pa), проводимое детально; (3) блаженство ума (yid bde), сопровождающее (mtshungs ldan) мудрость нераздельных блаженства и шуньи; (4) блаженство «полной очищенности» (shin sbyangs)124, сопровождающее то; (5) самадхи сосредоточенного ума.

Три из них — пратьяхара, познание, исследование — уединение тела [в период] «послеобретения», а три — радость, блаженство, самадхи — уединение тела [в период] «погруженности» [при] созерцании Божества [в плане] абсолютного.

Виды (rab dbye) уединения тела: уединение тела ста125 высших (dam pa) Родов, пяти Родов «именно того»126, Трех Родов тайных, одного Рода великой тайны. Сто высших Родов: подразделяя на пять частей каждый из двадцати родов — пять скандх, четыре дхату, шесть аятан — глаза и т. д., пять [объектов] — цветоформу, звук и т. д., созерцают [их как сто Родов] — подразделяя на пять Родов каждый из двадцати Родов — пять Татхагат, четыре Матери, [18А] шесть Бодхисаттв — Кшитигарбха и т. д., пять — Ваджрарупини (gzugs rdo rje ma) и т. д. Здесь не называются десять Гневных (кродха, khro bo) и Майтрея и Самантабхадра, входящие в число тридцати двух Божеств, поскольку в коренной тантре [они] непосредственно не указываются ясно, но вообще есть тридцать два Божества уединения тела, ибо в «Объяснении сокровенного во введении»127 — в месте, [посвященном] уединению тела, — называются все тридцать два Божества. [Подробнее с этим] можно ознакомиться по «Добавочному комментарию».128

Думаю, не является ли подразделение на сто высших Родов в основном подразделением, [связанным с] исследованием, поскольку «пратьяхара» не является созерцанием Божеств, имеющих облик с ликами и руками, и три — радость, блаженство, самадхи — имеют дело с абсолютным, а познание (rtog pa) объединяет все «очищаемые основы» в пять, не соотнося двадцать родов с двадцатью Божествами, и признает за вид пяти Родов или Ваджрадхары, поскольку в «Заметках о пяти ступенях» Гьялцаб Чже129 сказано: «Познание признает только за вид Ваджрадхары, а исследованием является детальное осмысление, относящее отдельное Божество к отдельному объекту и органу чувств», и [об имеющемся] в «Последующей тантре»130 [утверждении]: «Три тайных — познание» — в «Светильнике ясном» говорится: «Познание — (такое) познание: "По три — орган чувств, объект и [соответствующее] органу чувств сознание — три Тайных, и три ряда [из] пяти [каждый] — Хозяин (bdad nyid) пяти Родов"»? Поэтомy в «Солнце, освещающем смысл глубокого»131 сказано: «Познание сущности (ngo bo) Божества — познание, а детальное исследование ликов, рук и т. д. является элементом исследования». Поэтому надо изучить [этот вопрос более подробно].

Имеется метод собирания пран посредством созерцания «тонкого», и способ рождения блаженства [при] плавлении (zhu) [белого элемента] благодаря тому, и способ установления при этом четырех радостей и четырех шуньят: благодаря созерцанию «тонкого» в нижнем отверстии при [занятиях] йогой завершения «тонкой» и «грубой» [фаз] стадии Порождения в этой системе праны собираются там, куда [18Б] направлен ум, [что имеет место] в силу совместности действия132 ума и праны; благодаря этому осуществляются три — вхождение, пребывание и растворение пран в центральном канале, и в результате этого возникают четыре шуньи вместе со знаками (rtags)133, и когда праны входят в центральный канал, то апана — «устраняющая вниз»134 [прана] — поднимается по пути дхути вверх, благодаря чему разгорается [огонь] чандали и плавится элемент [белой «бодхичитты»], течет поток «бодхичитты», капает сверху вниз, в результате чего рождаются [по очереди] четыре радости «стекания сверху» и «прочности внизу».

В «Алмазных четках»135 говорится о четырех радостях, возникающих, [когда] «бодхичитта» с макушки достигает горла, затем сердца, затем пупа, затем «тайного места»136, а в «Капле махамудры» (phyag chen thig lе) называют шестнадцать радостей, подразделяя каждую из четырех таких радостей на четыре при стекании белой «бодхичитты», и двенадцать радостей, подразделяя на три при течении красного [элемента].

Это четыре радости «стекания сверху» (yas babs). А способ рождения четырёх радостей «прочности внизу» (mas brtan) таков: рождаются, когда «бодхичитта» [поднимается] из «тайного места» в пупок, затем в сердце и т. д. Способ рождения шестнадцати и двенадцати радостей при этом такой же.

Говорится, что радости «прочности внизу» являются значительно более высокими, чем радости «стекания сверху», поскольку если является какой–либо из четырех радостей «прочности внизу», то с необходимостью является радостью вместерожденной137. Говорится также, что имеется одно место в «Объяснении пяти ступеней» Дрильбупы, [где] первые три радости «стекания сверху» определяются как вместерожденные радости. Все рождения четырех радостей не исчерпываются рождением согласно только что описанному методу стекания «бодхичитты», поскольку говорится, что четыре радости рождаются в результате разжигания чандали благодаря повторению ваджров138, расплавлению «бодхичитты» и собиранию в сердце. Хотя здесь [есть] много того, что нужно исследовать, объясним немного в разделе, [посвященном рассмотрению] уединения ума.

Поскольку говорится, что у некоторых лиц имеется рождение четырех радостей [19А] без вхождения пран в дхути, то хотя вообще четыре радости не определяются как четыре шуньи, но имеется рождение четырех радостей как сущностей (ngo bo) четырех шуней, ибо многие знатоки объясняют в соответствии с называнием четырех радостей в «Капле махамудры» четырьмя шуньями. У них в этом месте объясняется в соответствии с идеей Тубпа Бала139, что четыре шуньи рождаются по порядку, когда «бодхичитта» достигает «корня (rtsa) ваджра», «шейки (mgrin) драгоценности», середины (dbus) «драгоценности», «вершины–конца (rtse) драгоценности»140. В «Светильнике ясном» высказывается полное согласие с этим. Владыка Великое Существо141 снова и снова говорит, что великую суть этой системы не понять, если объяснять все мудрости четырёх шуней только как четыре радости, возникающие при движении «бодхичитты» от макушки до «тайного места» и оттуда до макушки.

Когда могут порождать таким образом вместерожденную радость сверху и снизу, следует созерцать в «погруженности» — (самахите), соединив как объект и «обладателя объекта» с шуньятой, не имеющей собственного бытия. И когда выходят из того [трансового состояния] из–за движения пран, то вспоминают блаженство и шунью [периода] «погруженности» и «запечатывают» тем все, что является. Если пребывают, подавив действие ума, не соответствующее тому, то все являющиеся объекты являются как блаженство. Говорят, что когда затем вследствие усиления блаженства прана, входящая через отверстия органов чувств, идет вовнутрь, то собираются и чувственные [виды] сознания (dbang shes), и тогда при вхождении праны рождается блаженство, как и прежде.

Имеется объяснение термина «уединение тела», поскольку тело — «уединяемая основа» (dben gzhi) является двадцатью родами и т. д., и то, от чего [оно] уединяется (bden rgyu), — обычные явленность и желания, а идея (или цель–don) уединения — их созерцание как вида блаженства и шуньи или как Божеств. Поэтому не следует полностью относить объяснение этого термина только к уединению тела. Если считать это объяснение термина полностью относящимся к уединению тела, то оно не будет являться уединением тела, поскольку при уединении речи тоже есть созерцание, «запечатывающее» блаженством и шуней все, что появляется. [19Б]

Наши рекомендации