I. Одновременный бесшажный ход
1. Описание техники.
Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.
1 2 3 4 5 6 7
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;
б) нужно выполнять законченный толчок палками;
в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;
г) нельзя широко ставить палки на снег;
д) нельзя приседать при толчке;
е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.
Учащиеся должны уметь:
а) имитировать лыжный ход на месте без палок и с палками.
Серия учебных заданий | Действия | Упражнения | Контрольное упражнение |
Первая | Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация). | И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.). | Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах. |
Вторая | Имитация хода на месте с палками. | И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.). | Уметь выполнять законченные маховые движения палками. |
Третья | Передвижение на лыжах по учебному кругу. | 1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м). 2. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в быстром темпе одновременные толчки палками (3-4 р. по 10-20м). 3. Передвижение по ровной лыжне при хорошем скольжении. Выполнять одновременные толчки палками (3-5 р. по 10-15 м). | Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища. Уметь быстро выполнять одновременные толчки палками. Уметь продвигаться, не делая остановок, за счет усилия нажима на палки. |
Четвертая | Передвижение на лыжах по учебной лыжне. | Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход. | Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку. |
Пятая | Передвижение на лыжах по дистанции. | Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход. | Уметь правильно применять ход с учетом рельефа. |
3. Игровые задания.
1) На отрезке 10-20 м выполнить наименьшее количество отталкиваний палками (лучшее отталкивание, законченное движение руками и больший прокат на лыжах).
2) На скорость «Кто быстрее?» Быстрое отталкивание палками на отрезке 20 м. Кто первым придет к финишу.
СПУСКИ НА ЛЫЖАХ
1. Описание техники спусков.
|
ОСНОВНАЯ СТОЙКА
|
НИЗКАЯ СТОЙКА
|
2. Проверка готовности учащихся к обучению.
Учащиеся должны знать, что:
а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;
б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;
в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;
г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.
Учащиеся должны уметь:
а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;
б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;
в) проходить весь спуск без особого напряжения.
Серия учебных заданий | Действия (информационный кадр) | Упражнения (операционный кадр) | Контрольное упражнение (контрольный кадр) |
Первая | Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок. | Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз). | Уметь правильно выполнять названную стойку по команде. |
Вторая | Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок. | 1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз). 2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз). 3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз). | Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку. Уметь правильно применять положение низкой стойки. Выполнить на оценку. Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку. |
Третья | Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок. | 1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз). 2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз). 3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз). 4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз). 5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз). 6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза). 7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза). 8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз). То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз). 9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.). | Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку. Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж). Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи. Уметь удержать равновесие. Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую. Уметь удержать равновесие в составе группы. Уметь согласованно действовать в группе. Уметь удерживать равновесие. Уметь удерживать равновесие. |
Четвертая | Выполнение на склонах заданий с использованием предметов. | 1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза). 2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком (рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза). 3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза). 4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз). 5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза). 6. Во время спуска бросать снежки в цель. | Уметь удерживать равновесие. Уметь удерживать равновесие. Уметь удерживать равновесие. Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения. Уметь удерживать равновесие и попасть в цель. |
Пятая | Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками. | Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз). | Уметь правильно выполнять названную стойку по команде. |
Шестая | Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками. | 1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз). 2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз). 3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз). 4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха». | Выполнить упражнение на оценку. |
ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ
Описание техники