Понятие противоположностей происходит из структуры
Деятельность третьей системы асимметрична, т.е. левая сторона отличается от правой, - в отличие от симметричности, господствующей в предыдущих двух системах. Эта асимметрия лежит за дифференциацией левого и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр формируется в левом полушарии, и наоборот.
Можно полагать, что эта первичная оппозиция между правым и левым - основа наших представлений вообще о противоположностях. Поскольку правая рука обычно более функциональна, то во многих языках слово, соответствующее правой стороне, одновременно означает правильность, законность, авторитетность и т.д.
Примитивная мысль противопоставляет хорошее - дурному, белое - черному, холодное - горячему, свет - тьме, видя в них противоположности как конфликт. Более развитое мышление затруднится приписывать им противопоставленность в каком-либо реальном смысле. Например, темнота или холод никак не являются противоположностями света или тепла: темнота имеет место там, где нет света, что же касается отношений тепла и холода, то они еще более сложны.
Обратимые и необратимые феномены
Связь между центрами эмоций в третьей системе значительно слабее, чем связи двух предыдущих систем. Сильные эмоции, такие как гнев или ревность, нарушают деятельность этой новой, тонкой системы и сбивают мысль. Однако мысль, вообще не связанная с чувством, оторвана от реальности. Мозговая деятельность как таковая нейтральна и может одинаково хорошо обращаться с противоположными утверждениями. Чтобы выбрать мысль, должно быть по меньшей мере чувство, что определенная мысль "правильна", то есть соответствует реальности - хотя бы субъективной; если субъективная реальность "правильна" объективно, мысль может иметь общечеловеческую ценность.
Мозговая деятельность сама по себе не может выбрать одно из двух следующих утверждений: "Можно добраться до Луны" и "Невозможно добраться до Луны" - поскольку обе мысли приемлемы как таковые. Только опыт может наделить мысль свойством "правильности", "истинности". Для многих поколений первая мысль была ошибочной, и "с Луны свалился" говорилось о человеке, лишенном чувства реальности.
Что касается мозговой деятельности самой по себе, многие процессы могут быть как обратимыми, так и необратимыми. В реальности большинство процессов необратимы. Спичка, которой чиркнули и которая зажглась, не может вернуться в коробку и быть снова неистраченной спичкой; дерево не может превратиться в росток.
Процессы, связанные с временем, необратимы, потому что время само необратимо. Немногие процессы того или иного рода обратимы, то есть могут шаг за шагом пройти в обратном направлении таким образом, чтобы состояние, предшествующее процессу, полностью восстановилось. Мозговой процесс, не связанный с реальностью, не создает мысли, так же как беспорядочные сокращения мышц не создают движения или действия.
Задержка между мыслью и действием - основа осознавания
Нервные пути в третьей системе более разработаны и длиннее, чем в первых двух. Большинство действий третьей системы выполняется посредством первых двух, хотя у третьей системы есть пути осуществления прямого контроля над исполнительными механизмами. Опосредованность процесса создает отсрочки в самом действии, так что фраза "Сначала подумай, потом сделай" - не пустая фраза.
Между тем, что возникает в супралимбической системе, и исполнением тела существует задержка или отсрочка. Эта задержка, промежуток между мыслительным процессом и его переводом в действие достаточно велик, чтобы удержать действие. Возможность создать образ действий, а затем отложить его исполнение или совсем отказаться от него - основа воображения и интеллектуального суждения.
Большинство действий, инициируемых третьей системой, исполняются посредством команд первых двух, более древних в мозгу человека, так что их скорость ограничена скоростью этих более древних систем. Так, например, невозможно воспринять значение напечатанного текста быстрее, чем глаз может пробежать по странице. Мысль не может быть выражена быстрее, чем произносятся выражающие ее слова. Из этого следует, что ускорение чтения и ускорение произнесения - средства ускорить мышление.
Возможность приостановиться между созданием мыслительного паттерна определенного действия и выполнением этого действия - физическая основа осознавания. Эта пауза дает возможность рассмотреть, что происходит внутри нас в тот момент, когда формируется намерение действия, и тогда, когда действие выполняется. Возможность отсрочить действие - продлить период между намерением и выполнением - это возможность для человека изучить себя. А в человеке есть что изучать, потому что системы, воплощающие внутренние импульсы, действуют автоматически, как это происходит у большинства высших животных.