После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 15-а.
«Холодный ветер»

l Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

l Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с].

Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 15-б. «Комар»

l Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

l Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

l Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 16-а. «Пароход»
1-й вариант:

l Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

l Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 16-б. «Пароход».
2-й вариант:

l Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 17.
«Пароход гудит»

l Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

l Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

«Пароход» «Пароход гудит»

Звук – Ы звук - А

Упражнение 18. «Маляр»

l Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

l Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 19. «Качели»

l Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

l Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык - student2.ru

Упражнение 20. «Фокус»

l Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

l Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза.

Наши рекомендации