Игры с различными предметами и материалами
Предисловие
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить
о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
В настоящем пособии представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
• хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя
целенаправленно (правильно определяет место предмета в
пространстве (направление и расстояние), учитывает форму,
величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает од
ной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
• соотносящие действия: ребенок учится совмещать два пред
мета или две части одного предмета; принцип соотносящих
действий лежит в основе многих дидактических игрушек —
пирамид, матрешек и др.;
• подражание движениям рук взрослого: это умение лежит
в основе формирования многих полезных навыков ручных
действий;
• движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основными занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.
Массаж рук
Цель и задачи
• Развитие силы рук.
• Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощу
щений.
Материалы
Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.
Организация занятий
Длительность массажа 5—10 минут.
Меры предосторожности
Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка — массаж должен быть укрепляющим, но в то же время легким, не доставляющим неприятных ощущений.
Приемы массажа
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Педиатры предлагают проводить упражнения в такой последовательности:
1) массаж пальцев (рис. 1). Круговыми движениями боль
шого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик
малыша, начиная от их кончиков:
2) массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений
пальцев (рис. 2);
3) массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Кроме того, массаж способствует общему развитию малыша.
Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):
1) поглаживание наружной и внутренней поверхности ру
ки ребенка; движения выполняйте по направлению от кисти
к локтю (6-8 движений на каждой руке);
2) сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одно
временно (за исключением большого пальца; 2—4 раза на каж
дой руке);
3) спиралевидные движения пальца взрослого по раскры
той ладони ребенка; во время массажа двигайтесь от середи
ны ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходите
на внутреннюю сторону большого пальца (2—4 раза по каж
дой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»);
4) точечные нажатия большим и указательным пальцами
на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направле
нию от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять
в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каж
дый палец массируйте 1—2 раза; «мы вот так шагаем — топ-
топ-топ»);
5) отведение и приведение большого пальца ребенка в трех
направлениях: вперед-назад, вбок — в сторону, по кругу;
6) ласковое поглаживание каждой ручки ребенка по на
правлению «от периферии к центру» (5-6 раз).
Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.
Игра «Крутись, карандаш»
Цели.Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы.Карандаши с ребристой поверхностью.
Ход игры
Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».)
Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.
Игра «Не боюсь колючек»
Цели.Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы.Бигуди-липучки небольшого диаметра.
Ход игры
Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь повторяйте за мной: „Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!"»
Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.
Игра «Непослушные шарики»
Цели.Сделать массаж ладоней ребенка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Материалы.Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).
Ход игры
Раздайте малышам шарики и предложите покатать их ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Объясните детям, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней: «Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шарики непослушные — хотят убежать. Не отпускайте их!»
Затем попросите малышей покатать шарики между ладонями.
Когда дети научатся катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.
Игры с различными предметами и материалами
Цели и задачи
• Развитие хватания.
• Развитие согласованных движений обеих рук.
• Развитие точных и дифференцированных движений ки
стей и пальцев рук.
• Формирование ручных умений: расстегивание и засте
гивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользо
ваться игрушечной иголкой.
• Развитие осязания.
• Развитие мышления и воображения.
Материалы
Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания. Методы обучения
• Показ действий.
• Действия руками ребенка.
• Поэтапная словесная инструкция.
Организация занятий
Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:
1) не допускать переутомления детей — сначала длитель
ность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепен
но ее можно увеличить;
2) уровень сложности игры должен соответствовать возра
стным и индивидуальным особенностям ребенка;
3) обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать ма
лышей;
4) занятия проводить в свободное время индивидуально или
с небольшой группой детей.
Порядок работы
Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.
Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.
Помощь
Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, помогите малышу: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно.
Меры предосторожности
Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности — не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).
Игра «Прячем ручки»
Цели.Учить детей подражать движениям взрослого. Материалы.Платки, коробки.
Ход игры Предложите детям повторить следующие движения:
— Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут
руки за спину.)
— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показыва
ют руки.)
— Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол
(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)
— Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом
можно прятать руки под платок, в коробку.
Игра «Спрячь в ладошке»
Цели.Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы.Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).
Ход игры
Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»
Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.
Игра «Котенок»
Цели.Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материалы.Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей).
Ход игры
Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в кулачке. В это время читайте двустишие:
Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи.
Игру повторите несколько раз.
Подобные игры можно проводить с самыми разнообразными игрушками-пищалками.
Игра «Ветерок»
Цели.Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы.Резиновые груши небольшого размера (по количеству детей).
Ход игры
Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, поднесите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.
Игра «Брызгалки»
Цели.Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы.Резиновые груши небольшого размера (они должны помещаться в ладонях малышей) или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках (по количеству детей); большая емкость с водой.
Ход игры
Это упражнение можно провести летом на улице или дома во время купания.
Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырьки, наполненные водой, и предложите поиграть: «Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брыз-
ги полетели!» Предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги.
Затем предложите детям самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.
Игра «Ямки»
Цели.Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Материалы.Тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, камушки), поднос, карандаш.
Ход игры
Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки.
При работе с пластилином ямки можно сделать незаточен-ной стороной карандаша, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки.
Игра «Спрячь шарик»
Цели.Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Материалы.Тесто или пластилин, пластмассовые или стеклянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним).
Ход игры
Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пищевую краску.
Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его.
Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти.
Повторите игру несколько раз.
При работе с пластилином можно попросить детей сначала облепить шарик слоем пластилина, а затем снять его.
Игра «Пирожки»
Цели.Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы.Кусочки теста (они должны помещаться в ладошках малышей), тарелка, куклы.
Ход игры
Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из одной руки в другую, имитируя движения, которые используются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте песенкой:
Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. А ребяток позову — Пирожками угощу.
Положите пирожок на пластмассовую тарелку.
Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирожки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки малыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ребятам угостить пирожками кукол.
На следующем занятии можно сделать пирожки с начинкой, вложив в тесто желудь, каштан или несколько фасолин. Можно приготовить большой пирог и украсить его маленькими кусочками теста.
Игра «Спрячь руки!»
Цели.Развивать хватательные движения, осязание. Материалы.Разные виды круп или песок, миска.
Ход игры
Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.
Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.
Вместо крупы можно использовать песок или муку.
Игра «Найди игрушку!»
Цели.Развивать хватательные движения, осязание. Материалы.Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.
Ход игры
Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.
Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее.
Такую же игру можно проводить в песочнице.
Игра «Гора из песка»
Цели.Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы.Песок.
Ход игры
Занятие проводится на улице в песочнице. Предложите детям сделать большую гору из песка. Покажите, как можно загребать песок при помощи прямых
напряженных ладоней рук (если песок сухой) или с помощью совка или лопаты (если песок мокрый): «Давайте сделаем горку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: «А на самой вершине вырос цветочек (деревце). Давайте польем его из лейки!»
Игра «Пересыпь крупу»
Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.
Материалы.Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).
Ход игры
Предложите детям при помощи ложки', совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».
Подобную игру можно проводить в песочнице.
Игра «Где шарик»
Цели. Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.
Материалы.Шарики и другие игрушки разной величины (которые помещаются в одной ладони и которые помещаются в двух ладонях; по количеству детей).
Ход игры
Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спрятать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!»
Затем предложите малышам спрятать шарики большего размера.
Если у детей не получается это сделать, продемонстрируйте, как спрятать предмет, зажав его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Большой шарик. Давайте накроем его другой ладошкой — теперь не видно шарика».
Игра «Сдуй игрушку!»
Цели.Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы.Надувные игрушки небольших размеров (по количеству детей).
Ход игры
Раздайте малышам надувные игрушки и предложите поиграть с ними. После того как дети наиграются, попросите их выпустить из игрушек воздух. Покажите ребятам, как открыть клапан и сжать игрушку в руках. («Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли, устали и стали худенькие... Вот такие!»)
Игра «Что внутри?»
Цели. Развивать соотносящие движения рук.
Материалы.Разнообразные коробки и непрозрачные банки (пластиковые, деревянные, картонные или железные) небольшого размера с крышками (принцип накрывания); конфеты, мелкие предметы.
Ход игры
Спрячьте в коробки или банки конфеты или какие-нибудь мелкие предметы. Раздайте коробки малышам и предложите открыть их: «Смотрите, какие красивые коробочки. Интересно, что там внутри? (Погремите коробкой.) Давайте откроем и посмотрим!»
Эту игру можно повторить, предлагая малышам не только открывать, но и закрывать коробки.
Игра «Бумажные снежки»
Цели. Развивать силу рук. Материалы.Листы бумаги.
Ход игры
Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).
Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»
Игра «Осенние листья»
Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук. Материалы.Листы бумаги.
Ход игры
Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.
Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).
По окончании игры попросите малышей помочь вам убрать листочки.
Игра «День рождения»
Цели.Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Материалы.Картонные коробки разной величины, упаковочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые пакеты; различные предметы и игрушки.
Ход игры
Перед началом занятия подготовьте «подарки» — положите в картонные коробки различные предметы и заверните их в бумагу (можно положить предметы в пакеты).
Предложите детям поиграть в игру «День рождения», в ходе которой именинник будет доставать подарки из упаковки.
Игра «Погремушка»
Цели.Развивать хватательные и соотносящие движения рук.
Материалы.Небольшие пластиковые бутылки с крышками (по количеству детей); мелкие предметы (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и др.); коробочки (по количеству детей).
Ход игры
Покажите малышам пластиковую бутылку с бусинами внутри. Погремите бутылкой: «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».
Раздайте малышам приготовленные бутылочки и попросите открыть крышки (в случае затруднения помогите). Затем раздайте детям коробочки с различными мелкими предметами и предложите положить эти предметы в бутылки. Покажите малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бутылки. После того как дети положат предметы внутрь своих сосудов, предложите им закрыть бутылки крышками и погреметь.
Чтобы малыши не устали и не потеряли интерес к выполняемой работе, сначала для изготовления погремушки предлагайте им не более 5—6 мелких предметов. Затем количество предметов можно постепенно увеличить.
Игра «Покажи пальчики!»
Цели.Развивать соотносящие и хватательные движения рук. Материалы.Пластмассовые бигуди диаметром 2—2,5 см; трикотажные перчатки.
Ход игры
Попросите детей поднять руки, растопырив пальчики. Наденьте малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложите им снять их второй рукой. После того как дети научатся снимать бигуди с пальцев, можно попросить их самостоятельно надеть бигуди на пальцы себе или соседу: «Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одежки — вот так!»
Также можно надеть малышам трикотажные перчатки («пальчики спрятались», «пальчики в домиках»), а затем попросить самостоятельно снять их.
Игра «Непослушные колечки»
Цели.Развивать соотносящие и хватательные движения рук.
Материалы.Разнообразные деревянные и пластмассовые пирамидки и сборно-разборные игрушки, в основе которых лежит принцип сбора предмета путем нанизывания фигур на стержни.
Ход игры
Покажите детям большую пирамидку и предложите снять с нее колечки. Затем покажите малышам, как можно катить колечки: «Смотрите, какие непослушные колечки! Давайте скорее соберем их и наденем на палочку!»
Игру можно повторить несколько раз, предлагая детям по очереди собирать и разбирать пирамидку. Помните, что игрушку легче разобрать, чем собрать, поэтому в начале работы предлагайте детям разбирать собранные пирамидки, снимая по одной детали. Так как в ходе данного занятия дети только учатся надевать детали на стержень, не требуйте, чтобы они собирали игрушку в определенном порядке.
Игра «Мастер-ломастер»
Цели.Развивать силу рук, а также соотносящие действия
рук.
Материалы.Разнообразные конструкторы; домик, поезд или любая другая поделка из конструктора.
Ход игры
Покажите детям домик для куклы и предложите разобрать его: «Посмотрите, какой дом у нашей куклы. Долго жила кукла в этом доме. Пора построить ей новый. Давайте разберем дом на отдельные кирпичики, а потом построим новый».
Или покажите малышам поезд: «Вот какой длинный поезд получился. Давайте разберем его на отдельные вагончики».
Когда дети научатся разъединять детали конструктора, можно предложить им собрать какую-нибудь простую конструкцию (сначала это могут быть бессюжетные конструкции). При этом помните, что детям сложно работать с мелкими деталями, поэтому сначала предлагайте им конструкторы с крупными деталями и простым способом соединения.
Игра «Разборные картинки»
Цели.Развивать соотносящие движения рук; тонкую моторику пальцев рук.
Материалы.Пазлы крупного размера из поролона или дерева.
Ход игры
Попросите детей разобрать на части заранее сложенные картинки (сначала деревянные, затем из плотного поролона). Когда малыши освоят этот вид работы, можно предлагать им складывать простые крупные картинки (количество деталей можно постепенно увеличивать): «Посмотрите, наша красивая картинка сломалась — рассыпалась на отдельные кусочки... Давайте снова соберем картинку и посмотрим, что на ней нарисовано!»
Игра «Мозаика»
Цели.Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным).
Материалы.Мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки.
Ход игры
Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным).
Затем предложите малышам вставить детали мозаики в отверстия основы (в произвольном порядке). Когда дети освоят это умение, покажите им, как выложить из мозаики дорожки и столбики. В следующий раз предложите им сделать более сложные изображения: цветы, травку, солнышко и др.
Игра «Курочка Ряба»
Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Игрушечная курочка, небольшие шарики (по количеству детей), золотая и серебряная фольга.
Ход игры
Перед началом занятия заверните шарики в золотую фольгу (вместо шариков можно использовать коробочки от кин-дер-сюрпризов, грецкие орехи).
Обыграйте сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», используя завернутые в фольгу шарики. Затем раздайте малышам «яички» и предложите «разбить» их — снять фольгу.
В следующий раз можно раздать детям шарики и фольгу и предложить из простых «яичек» сделать золотые и серебряные.
Игра «Сорока-воровка»
Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Фольга, небольшие игрушки (по количеству детей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.
Ход игры
Покажите детям сороку, предложите внимательно рассмотреть ее, расскажите о ее повадках: «Сорока любит все блестящее. Давайте сделаем для нее подарки!»
Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету, тогда она примет его форму.
Игра «Пластилиновые узоры»
Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
Материалы.Листы картона формата А4 или дощечки, намазанные тонким слоем пластилина, бруски пластилина.
Ход игры
Раздайте детям пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик (диаметр 5—7 мм). Затем попросите детей самостоятельно сделать несколько пластилиновых шариков.
Предложите малышам положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком — получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз — получится пластилиновая линия.
Когда дети освоят эти приемы, предложите им сделать пластилиновые картинки, которые могут представлять собой абстрактные узоры или простые изображения — «конфетки», «ягодки», «травку», «дождик», «снег» и др. (рис. 4).
Игра «Пластилиновая мозаика»
Цели.Развивать силу рук; хватательные движения (большим и указательным пальцами); знакомить с приемами лепки (вдавливание).
Материалы.Основа — бруски пластилина или небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина (толщина слоя приблизительно 5 мм), фасоль, горох, камушки и другие мелкие предметы.
Ход игры
Покажите детям основу будущей работы и предметы, которые они будут вдавливать в пластилин. Продемонстрируйте малышам, как нужно брать маленькие предметы двумя пальцами и вдавливать в пластилин: в произвольном порядке, рядами, по нарисованному при помощи стеки контуру.
Затем раздайте детям пластилиновые основы и детали и предложите самостоятельно сделать узор. Можно придумать сюжеты для этих работ: попросить малышей «посадить овощи на грядку», «украсить пирог», «выложить дорожку из камушков» и др. (рис. 5).
Используя прием вдавливания можно выполнить большое коллективное панно. Чтобы во время работы дети не толкались и не мешали друг другу, предложите им действовать по очереди.
Игра «Длинная дорожка»
Цели.Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Счетные палочки (плоские); игрушечная машина.
Ход игры
Дайте детям машину и предложите им покатать ее. Затем раздайте малышам счетные палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку.
Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2—3 палочки).
Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому-нибудь из детей провезти машину по дорожке.
В следующий раз можно построить дорогу с поворотами, несколько пересекающихся дорожек, извилистую тропинку.
Игра «Заборчик»
Цели.Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).
Ход игры
Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»
Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.
Игра «Фигурки»
Цели.Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Счетные палочки (плоские), шнурки или толстые цепочки.
Ход игры
Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Предложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.
На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки — круги или овалы.
Игра «Домик»
Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Счетные палочки (плоские); листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).
Ход игры
Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»
Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.
Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».
Игра «Волны»
Цели.Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы.Шнурки синего или голубого цвета (можно использовать толстые цепочки), бумажный кораблик.
Ход игры
Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сделать из них волны.