Методические построения занятий
Каждое занятие по плаванию начинается на суше и продолжается в воде. На суше выполняется комплекс общеразвивающих и специальных упражнений, отрабатываются движения руками и ногами, необходимые при плавании различными способами, а также упражнения для согласования движений руками с дыханием. От правильного выполнения упражнений на суше зависят успешность обучения в воде, быстрота и качество освоения техники плавания.
Каждое занятие состоит из повторения знакомых, уверенно выполняемых упражнений и изучения новых (1 — 2). Новые упражнения показывает хороший пловец, а новички наблюдают за ним с берега. Преподаватель объясняет наблюдающим, что нужно делать для того, чтобы правильно выполнить данные упражнения. Объяснения должны быть образными и понятными детям. Например: «При движениях ногами кролем носки должны быть оттянуты, как у балерины»; «Движения ногами брассом делать, как лягушка».
Если упражнение показывает преподаватель, то необходимо обратить внимание занимающихся: 1) на правильное и. п. для выполнения данного упражнения; 2) форму и характер движения; 3) наиболее трудновыполняемые части.
На суше преподаватель должен сосредоточить внимание детей на выполнении главной задачи урока, например: освоение погружений, движений ногами при плавании кролем на груди и т.д.
Обычно занятия по плаванию вызывают у детей положительные эмоции. Однако и взрослым, и детям следует помнить, что, находясь в водоеме (бассейне), нужно соблюдать осторожность, особенно на первых занятиях при освоении с водой. Известно, что многие несчастные случаи на воде происходят из-за страха, причиной которого может быть боязнь глубоких мест, холодной воды, попадания воды в глаза, нос, уши и т.п.
Возникший однажды страх перед водой может закрепиться на долгие годы и помешать обучению плаванию, а научившихся плавать лишить уверенности в своих силах. Поэтому на первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду.
После того как новички вошли в воду, нужно дать им возможность освоиться с местом купания, привыкнуть к температуре воды, разогреться. Если они еще не умеют плавать, выполняется серия активных движений в воде: прыжки, ходьба, бег, имитация игры в футбол, «Полоскание белья» и др. Такие активные и подвижные игры в воде особенно важны на первых занятиях, когда новички не привыкли еще к температуре воды и быстро мерзнут (вследствие повышенной теплоотдачи). Поэтому преподаватель должен внимательно следить за чередованием упражнений, выполняемых на месте и в движении, с задержкой дыхания и выдохами в воду. Каждое освоенное упражнение нужно обязательно включать в игры и развлечения на воде, чтобы закреплять и совершенствовать его выполнение. Если вода в водоеме прохладная, то все упражнения и игры нужно проводить в быстром темпе, чтобы дети не мерзли.
Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать основные правила.
1. Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать например: «Наглотаешься воды и утонешь»).
2. Все объяснения методического и организационного характера проводить с занимающимися только на суше. Если группа занимающихся находится в воде, применяются краткие команды, методические указания и оценки, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
3. На первых занятиях входить в воду, только спрыгивая с бортика или плота из положения сидя.
4. При проверке умения плавать в воде должны одновременно находиться не более двух человек.
5. Особое внимание следует уделить проведению первых занятий, подбору упражнений, доступных для освоения, и т.д. Успехи новичков на первых занятиях оказывают на них большое психологическое воздействие, укрепляют уверенность в своих силах и доверие к учителю.
6. С первых занятий приступить к изучению прыжков в воду, так как погружения с головой под воду способствуют быстрому освоению с водой.
7. Каждый, даже незначительный, успех в обучении плаванию должен быть отмечен, вся группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
8. Если новички не могут выполнить какое-либо задание, преподаватель обязан проявить максимум терпения и предложить другое, более легкое задание. Причиной подобных неудач являются непродуманные действия ведущего занятие.
9. При объяснении нового упражнения преподавателю необходимо обратить внимание занимающихся на правильное и. п. данного упражнения форму и характер движения, наиболее трудновыполняемые его части.
10.После освоения упражнения необходимо его закрепить, т.е.провести соревнование или игру — они повышают эмоциональный настрой занимающихся и способствуют успешности обучения.
11.Объясняя и показывая упражнение, преподаватель должен подчеркивать, что надо делать для правильного его выполнения, а
не акцентировать внимание детей на ошибках и недостатках.
12.Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает их в посильности задания, стимулирует соревновательный азарт и активность группы.
13.Чаще показывать занимающимся конечную цель обучения —
технику плавания спортивными способами в исполнении лучших
пловцов.
14.Каждое занятие начинать с повторения серии хорошо знакомых упражнений, которые позволяют освоиться с местом купания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
15.Для проведения динамичного урока необходимо чередовать
упражнения, выполняемые на месте, с упражнениями в движении; упражнения с задержкой дыхания и с выдохами в воду; плавание при помощи ног или рук и с плаванием в полной координации; проплывание коротких отрезков и серий с максимально возможными для детей данной подготовленности дистанциями и т. д.
16.Для успешного освоения техники плавания использовать заплывы поперек бассейна: серии коротких отрезков (2x12 м или4x16 м) по элементам (при помощи ног или рук) и в полной координации с задержкой дыхания; с дыханием через несколькоциклов и в каждом цикле и т.д.
17.После освоения скольжений и первых гребковых движений необходимо больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
18. Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом.
19.При изучении новых упражнений уделять особое внимание типичным ошибкам, предупреждая их.
20.Исправляя ошибки занимающихся, не делать много замечаний, так как они снижают интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
21. На каждом уроке должно изучаться не более одного-двух новых упражнений.
Если по каким-либо объективным причинам (плохая погода, голодная вода, небольшое количество занятий и т.д.) ребята не станут настоящими пловцами, не нужно расстраиваться. Даже не научившись плавать кролем или брассом, они научатся основам техники плавания, правильному выполнению скольжений, дыхания, движениям ногами и руками. Самое главное заключается в том, что дети проявят интерес к этому виду спорта, у них появится желание продолжать занятия плаванием, научиться хорошо плавать избранным спортивным способом плавания.