V. Работа с рисунками – символами, иллюстрациями
Мимика и жесты
Тема. «Мимика и жесты».
Цели. Познакомить детей с несловесными (невербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать невербальные средства выразительности в собственной устной речи.
Оборудование. Таблички со словами мимика, жесты; рисунки (мимика, жесты), карточки с объяснениями символов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек. Учитель проводит дыхательную разминку и артикуляционную гимнастику по своему усмотрению.
IV. Работа со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок»
У.Послушайте начало сказки Корнея Чуковского «Цыпленок» и скажите: все ли вам понятно?
Учитель читает сказку без мимики и жестов.
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой.
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову.
Вот так.
И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Она была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру. А был кот вот такой!..»
– Вам все понятно?
Д. Нет, не все. Какой «такой» цыпленок? Как он задирал голову? Как выглядят мама и кот – мы не узнали...
У. Хорошо. Давайте я расскажу эту сказку еще раз. Может быть тогда станет ясно.
Учитель прикрепляет перевернутые таблички со словами мимика и жесты.
– Теперь понятно стало? А почему? Что помогло вам понять сказку?
Д. Мимика и жесты.
Учитель открывает запись на доске:
МИМИКА и ЖЕСТЫ |
– А что означают эти слова? Я, идя к вам на урок, заглянула в очень полезную книгу, чтобы точнее узнать толкование этих слов. Кто помнит, как эта книга называется?
Д. Толковый словарь.
У. Правильно. Толковый словарь гласит:
Мимика– это движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
Ваши ответы были правильны. Молодцы!
V. Работа с рисунками – символами, иллюстрациями
У. Давайте поучимся определять значение жестов и мимики на рисунках. Рассмотрите рисунки и скажите, на каких из них и как художник передал радость, грусть, удивление, печаль. Как вы догадались?
После ответов детей учитель прикрепляет под каждым рисунком соответствующую карточку и предлагает выполнить заданное на ней действие.
На доске:
Радость Обрадуйтесь!.. | Грусть Загрустите... |
Печаль Опечальтесь... | Удивление Удивитесь!!! |
– А теперь поиграем в игру, которая называется «Угадай настроение». Один ученик задумывает и изображает на лице настроение, чувство, а остальные отгадывают.
Дети играют.
– Какую роль играют мимика и жесты в устной речи? Может быть, они не нужны? Они существуют отдельно или в совокупности?
Дети отвечают.
– Мимика и жесты помогают передать душевное состояние, настроение человека, делают речь более точной и понятной.
VI. Физкультминутка