Ориентирование по карте
Ориентирование на месте включает ориентирование карты, опознание ориентиров, определение точки стояния, сличение карты с местностью.
Ориентирование карты - придание ей путем поворота в горизонтальной плоскости такого положения, при котором северная сторона рамки будет обращена на север, а линии и направления на карте - параллельны соответствующим линиям и направлениям на местности. Карту ориентируют по компасу, линии местности или направлению на ориентир.
Ориентирование карты по компасу . Прием применяется преимущественно на местности, трудной для ориентирования (в лесу, пустыне и т.п.). В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают верхней стороной рамки в этом направлении. Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом магнитного склонения. В этом случае компас с расстопоренной магнитной стрелкой устанавливают на одну из вертикальных линий координатной сетки карты так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 и 180° шкалы (или соответствующее ребро компаса АК), совпадала с линией карты. Затем карту поворачивают так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0° на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу данного листа карты. Пример ориентирования карты по компасу показан на рис.5.9.
Рис. 5.9 Ориентирование карты по компасу
Ориентирование карты по линии местности . Карту поворачивают так, чтобы линия условного знака местного предмета, например дороги, совпала с направлением самого местного предмета, а изображения всех объектов, расположенных справа и слева от нее, находилось с тех же сторон, что и на местности (рис.5.10).
Рис. 5.10 Ориентирование карты по линии местности
Ориентирование карты понаправлению на ориентир . Прием применяют в том случае, когда точка стояния известна и с нее виден ориентир, обозначенный на карте. Карту поворачивают так, чтобы направление «точка стояния – ориентир» совпало с соответствующим направлением на местности. Для более точного ориентирования картык этим точкам прикладывают линейку и по ней визируют на ориентир.
Опознание ориентиров - наиболее ответственный этап ориентирования по карте, так как точку стояния можно определить только по ориентирам, общим, для карты и местности.
Опознание ориентиров начинают с наиболее крупных, выделяющихся объектов местности, и таких, которые в данном районе встречаются сравнительно редко. При отыскании на карте объектов, наблюдаемых на местности, учитывают их взаимное положение и положение относительно сторон горизонта. Правильность опознания ориентиров проверяют по окружающим элементам местности.
В тех случаях, когда не удается опознать ориентиры, общие для карты и местности, следует переместиться так, чтобы открылась видимость других ориентиров, и попытаться опознать эти ориентиры на карте.
Определение на карте точки стояния производят глазомерно по ближайшим ориентирам, промером расстояний, по измеренным расстоянию и направлению и обратной засечкой. При выборе способа учитываются характер местности, условия видимости, наличие времени, а также точность, с которой желательно определить точку стояния.
Определение на карте точки стояния глазомерно по ближайшим ориентирам точку стояния рекомендуется определять на среднепересеченной местности, когда точка находится вблизи объекта местности, показанного на карте. Для этого ориентируют карту, опознают на ней два-три ближайших ориентира и определяют глазомерно расстояния до них. По определенным расстояниям до ориентиров с учетом направлений намечают точку стояния на карте. Точность определения точки стояния на карте этим способом зависит главным образом от расстояний до ориентиров: чем этирасстояния больше, тем менее надежно определяется точка стояния. При расположении от ориентиров на удалении до 500 м точка стояния при достаточной опытности определяется со средней ошибкой порядка 20% средней дальности до ориентиров.
Определение на карте точки стояния промером расстояния . Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости. Сущность способа: измеряют расстояние (например, шагами) от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении. Точность определения точки стояния данным способом зависит главным образом от величины ошибки измерения расстояния на местности.
Определение на карте точки стояния по направлению и расстоянию . Способ применяют, когда опознан только один ориентир. В этом случае карту ориентируют по компасу с учетом магнитного склонения. Затем к ориентиру на карте прикладывают линейку, визированием направляют ее на тот же ориентир на местности и проводят линию (рис.5.11-а). Визировать можно и по карандашу, установленному вертикально (рис.5.11-б).
Рис. 5.11 Приемы визирования:
а – по линейке;
б – по карандашу
Для этого ориентированная карта должна находиться в горизонтальном положении примерно на уровне подбородка. Карандаш ставят отвесно на изображение ориентира на карте, визируют через него на ориентир и, не изменяя положения глаза и карты, медленно передвигают карандаш на себя. На прочерченной линии визирования от изображения ориентира откладывают расстояние, которое предварительно измеряют шагами, биноклем, дальномером или оценивают глазомерно. При этих же условиях точку стояния можно определить и другим приемом (рис.5.12).
Рис. 5.12 Определение точки стояния по направлению и расстоянию
На точке стояния измеряют компасом магнитный азимут на ориентир. Затем этот азимут переводят в обратный (прибавляют или вычитают 180°), а последний - в дирекционный угол, по которому от ориентира на карте прочерчивают направление и по этому направлению откладывают измеренное расстояние. Полученная точка будет искомой точкой стояния.
Пример . Даны магнитный азимут на ориентир (геодезический пункт) 30°, расстояние 1500 м, поправка в магнитный азимут при переходе к дирекционному углу +12°. Определить точку стояния. Решение. Обратный азимут равен 210° (30° + 180°), дирекционный угол равен 222° (210° + 12°); необходимые построения показаны на рис.5.12.
Средняя ошибка определения точки стояния по расстоянию и направлению порядка 5% дальности от точки стояния до ориентира при измерении расстояния шагами, а азимута - компасом.
Определение на карте точки стояния обратной засечкой по одному направлению . Этот способ применяют при нахождении на дороге (или другом линейном объекте), с которой виден только один ориентир, расположенный в стороне от нее. Карту возможно точнее ориентируют и визируют на ориентир. Точка пересечения визирной линии и дороги будет искомой точкой стояния. Точку стояния при тех же условиях можно определить и следующим приемом: измеряют магнитный азимут на ориентир, переводят его в обратный, а последние преобразуют в дирекционный угол. По значению дирекционного угла прочерчивают направление от ориентира до пересечения с дорогой.
Средняя ошибка определения точки стояния данным способом при тщательном выполнении приемов около 10% дальности при угле засечки от 30 до 60° и от 120 до 150° и около 5% при угле засечки от 60° до 120°.
Определение на карте точки стояния обратной засечкой по трем (двум) направлениям . Этот способ применяется преимущественно на открытой местности, бедной ориентирами, когда опознано три (в крайнем случае, два) ориентира. По возможности следует использовать ориентиры, расположенные ближе к точке стояния так, чтобы направления от ориентиров у точки стояния пересекались под углами в пределах 30-150°.
Рис. 5.13 Определение точки стояния обратной засечкой
Карту тщательно ориентируют по компасу, прикладывают линейку к условному знаку одного из ориентиров на карте и направляют ее на тот же ориентир на местности, затем прочерчивают линию на себя (рис.5.13). Не сбивая ориентировку карты, таким же образом прочерчивают направления на второй и третий ориентиры. Пересечение трех направлений обычно образует треугольник, центр которого и будет точкой стояния. По двум направлениям точка стояния определяется менее точно, а главное, без контроля.
При тех же условиях, когда работа с картой затруднена (идет дождь и т.п.), точку стояния можно определить по магнитным азимутам, измеренным с точки стояния на ориентиры. Магнитные азимуты переводятся в обратные, а последние в дирекционные углы, и по ним прочерчиваются направления на карте от соответствующих ориентиров.
Средняя ошибка, определения точки стояния обратной засечкой по трем ориентирам порядка 15% средней дальности до ориентиров.
Сличение карты с местностью - заключительный этап топографического ориентирования. На этом этапе изучается местность, выявляются ее изменения, происшедшие с момента создания карты, уточняется положение на местности объектов, показанных на карте.
Чтобы найти на карте объект, видимый на местности, мысленно или по линейке проводят линию с точки стояния на объект местности и по направлению этой линии находят условный знак отыскиваемого объекта или убеждаются, что объект на карте не показан. Для более точного определения направления на объект измеряют магнитный азимут на него по компасу, вычисляют дирекционный угол этого направления и по его значению прочерчивают направление на карте.
Чтобы решить обратную задачу, т.е. опознать на местности объект, обозначенный на карте, мысленно или с помощью линейки визируют по линии, соединяющей точку стояния и условный знак объекта, и в этом направлении, учитывая расстояние до искомого объекта, отыскивают его на местности.
Ориентирование по карте в движении . В зависимости от характера местности при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100000 или 1:200000. Основная задача ориентирования в движении - выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, с тем, чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка.