Формирование кинестетической основы движений органов
Для языка:
l 1. Выполнить перед зеркалом упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука «и» и определить место положения языка и его кончика.
l 2. Выполнить перед зеркалом упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука «д» и определить место положения языка и его кончика.
l 3. Выполнить перед зеркалом упражнение «Качели» «Мост» и «Парус», с поочередным произнесением звуков «и», «д» и определить положение языка.
l 4. Выполнить без зеркала упражнение «Мост» с одновременным произнесением звука «и» и определить положение языка.
l 5. Выполнить без зеркала упражнение «Парус» с одновременным произнесением звука «д» и определить место положения языка.
l 6. Выполнить без зеркала упражнение «Качели». Произнести последовательно «и» – «д». Определить положение языка.
Формирование кинетической основы движений органов артикуляции
Целью упражнений является объединение отдельных движений в серию последовательно организованных, с хорошей переключаемостью.
Но прежде стараются улучшить качества артикуляционных движений: объем, амплитуду, точность, силу, время фиксации артикуляционного уклада и другие.
Формирование кинетической основы движений органов артикуляции
Статические упражнения:
l 1. Выполнить упражнение «Забор» под счет до 5.
l 2. Выполнить упражнение «Окно» под счет до 5.
l 3. Выполнить упражнение «Окно», то увеличивая, то сокращая раствор полости рта, удерживая под счет до 5 в каждом положении.
l 4. Опустить нижнюю губу, удерживать под счет до 5.
l 5. Поднять верхнюю губу, удерживая под счет до 5.
l 6. Выполнить упражнение «Забор» и перетягивать в левую и правую сторону углы губ. Под счет до 5 удерживая в каждой стороне.
l 7. Выполнить упражнение «Лопата», при этом пошлепать язык губами и удержать широкий язык под счет до 5.
l 8. Выполнить упражнение «Лопата», при этом покусать язык зубами и удержать широкий язык под счет до 5.
l 9. Выполнить упражнение «Вкусное варенье» и удержать язык в этом положении под счет до 5.
l 10. Выполнить упражнение «Мост» и удержать плоский язык у нижних резцов под счет до 5.
l 11. Выполнить упражнение «Вкусное варенье» и перевести язык к верхним альвеолам. Образовать щель и удержать под счет до 5.
Формирование кинетической основы движений органов артикуляции
Динамические упражнения на координацию (последовательные движения):
l 1. упр.«Забор» – «Трубочка».
l 2. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата».
l 3. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает».
l 4. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» и убрать за верхние резцы.
l 5. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус».
l 6. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток».
l 7. упр. «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Молоток» – «Дятел» - «Пулемет».
l 8. упр. «Качели», «Мост»- «Парус».
l 9. упр. «Маляр».
Формирование кинетической основы движений органов артикуляции
Динамические упражнения на координацию (одновременные движения):
l 1. Выполнить упражнение «Вкусное варенье»; несколько раз выполнить облизывающие движения сверху - вниз.
l 2. Выполнить упражнение «Лопата», суживая и растягивая губы.
l 3. Выполнить упражнение «Лопата копает», 3–4 раза поднимать и опускать широкий кончик языка.
l 4. Выполнить упражнение «Лопата» и потянуть кончик языка вниз.
l 5. Выполнять одновременно с упражнением «Окно» и упражнением «Лопата», то есть в момент открывания рта выдвигать широкий язык.
Диспраксические нарушения.
l В ряде случаев при стертой дизартрии встречаются диспраксические нарушения.
l Кинестетическая диспраксия выражается в хаотическом поиске нужного артикуляционного уклада.
l Кинетическая диспраксия проявляется в трудностях переключения с одного артикуляционного уклада к другому.
l С целью преодоления диспраксий предлагаем определенную систему упражнений, задействующую разные модальности.
Последовательность инструкций при коррекции диспраксий: Овладев рядом артикуляционных движений, переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
Инструкции логопеда следующие:
l 1-ая Смотри в зеркало, как делаю я.
l 2-ая Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнения, например, для дорсальной позиции («Забор» – «Окно» – «Мост»).
l 3-ья Посмотри внимательно на себя в зеркало. В каком положении губы, язык?
l 4-ая Закрой рот, проглоти слюну и расскажи как выполнял последовательно эту серию упражнений.
l 5-ая Выполни еще раз эти движения самостоятельно. Сначала выполняется перед зеркалом, затем без зеркала, а потом с закрытыми глазами.
Формирование кинестезийТакая последовательность движений направлена на формирование четких кинестезий и тем самым способствует уменьшению диспраксических нарушений, имеющих место при некоторых вариантах дизартрии.
В результате, у ребенка подготавливается артикуляционная база для уточнения или вызывания звуков.
По аналогии формируют какуминальную позицию, только логопед выбирает уже другой набор упражнений («Забор» – «Окно» – «Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» – «Фокус» – «Теплый ветер»).
Последовательное выполнение перечисленных упражнений обеспечивает базу для всех шипящих звуков.