Правила использования терминов
Гимнастическую терминологию надо использовать с учетом квалификации занимающихся. Так, при проведении профессиональной гимнастики, утренней гимнастики и других форм оздоровительной гимнастики используют только основные термины ОРУ, дополняя их словами литературного языка. Начинающим заниматься спортивными видами гимнастики необходимо овладеть терминологией вместе с изучением упражнений. Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным специальным языком.
Все термины целесообразно разделить на следующие группы:
1. Общие термины – для определения отдельных групп упражнений, общих понятий и т.п. Например: строевые упражнения , вольные упражнения и др.
2. Основные (конкретные) термины, позволяющие точно определять смысловые признаки упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, наклон, выпад и т.д.
3. Дополнительные термины, которые уточняют основные и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и т.п. Например: разгибом, дугой, переворотом. Название упражнения, как правило, состоит из основного термина, который выражает его суть, и дополнительного термина, уточняющего движения, его последовательность. В случае необходимости применяются слова, подчеркивающие характер выполнения (например, движение рукой делать резко, расслабленно, медленно).
Правила сокращения терминов.
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их элементов. Например, опускаются слова:
“спереди”, “вперед” – при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем;
“туловище” – при наклонах;
“нога” – при перемахах, движениях ногой в ОРУ, выставлениях ноги на носок;
“поднять”,”опустить” – при движениях руками или ногами;
“продольно”, “поперек” – в обычных положеннях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
“хват сверху” – как наиболее распространенный;
“перемах внутрь”
“прогнувшись” – если техника выполнения предопределяет это положение;
“ладони внутрь” – в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;
“ладони книзу” – в положении руки у стороны или влево (вправо);
“дугами вперед” – если руки поднимаются или опускаются движением вперед;
указание положений рук, ног, носков, ладоней, если оно отвечает установленному стилю;
“соскок”,”прыжок” – если по названию снаряда это очевидно.
Исходное положение указывается только в начале упражнения.
Путь конечностей и тела указывается только в тех случаях, если движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
ТЕРМИНЫ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП УПРАЖНЕНИЙ
Термины строевых упражнений.
Условные границы и точки зала
1 – правая граница зала | 2 – левая граница | 3 – верхняя граница зала | 4 – нижняя граница зала | 5 – центр зала |
1.1– правая середина зала | 2.1 – левая середина | 3.1 – верхняя середина | 4.1 – нижняя середина | |
1.2 – правый верхний угол зала | 2.2– левый верхний угол зала | |||
1.3–правый нижний угол зала | 2.3 – левый нижний угол зала |
Построение –действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или другого строя.
Строй – установленное уставом размещение занимающихся для совместных действий.
Фланг –правая и левая оконечности строя, при перемене формы строя фланги не меняются.
Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, имея правый фланг справа.
Шеренга –строй в котором занимающиеся размещенные на одной линии, один возле другого.
Интервал –расстояние по фронту между занимающимися.
Ширина строя – расстояние между флангами.
Правофланговый– занимающийся, который стоит первым в шеренге.
Левофланговый – занимающийся, который стоит последним в шеренге.
Тыл– противоположная сторона фронту.
Колонна – строй, в котором занимающиеся размещенны в затылок друг другу.
Дистанция– расстояние между занимающимися в глубину (в затылок).
Направляющий– занимающийся, который стоит первым в колонне.
Замыкающий – занимающийся, который стоит последним в колонне.
Глубина строя – расстояние от направляющего до замыкающего.
Термины общеразвивающих и вольных упражнений.
Исходное положение –положение из которого выполняется упражнение.
Ø СТОЙКИ – вертикальное положение тела. Различают: