Состояние дыхательной и голосовой функций

Методика обследования ребенка с ОНР , НВОНР (от 4 до 7 лет).

Фамилия, имя ребенка__________________________

Дата рождения, возраст_________________________

Национальность (отметить, если есть документ)____

Домашний адрес_______________________________

Из какого д/с поступил__________________________

Дата поступления в речевую группу______________

Решение медико-педагогической комиссии от_____

Протокол№_____________________Принят на срок________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________

Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_________________________

Решением РМПК от ____________________________

выпускается с ________________________речью

в_________________________(вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск_______________________

Члены РМПК__

Анамнез.

Мать________

(возраст при рождении ребенка)

Отец________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания___________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка____________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________

От которой по счету беременности ребенок________

Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)________________________________

Стимуляция( механическая, химическая, электростимуляция)____________________________

Когда закричал ребенок_________________________

Наблюдалась ли асфиксия( белая, синяя)___________

Резус-фактор ( отрицательный, положительный, совместимый)________________________

Вес и рост при рождении________________________

Вскармливание:

Когда принесли кормить______________________

Как взял грудь_______________________________

Как сосал___

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____

Грудное вскармливание до____________________

Когда выписались из роддома_________________

Если задержались, то почему__________________

Раннее развитие.

Когда стал держать голову____( в норме с 1,5 мес)

Когда стал сидеть____________( в норме с 6 мес)

Когда стал ходить ___________( в норме с 11-12 мес)

Когда появились первые зубы _( в норме с 6-8 мес)

Перенесенные заболевания.

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года____

После года:

До 3-х лет________________________

После 3-х лет________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).

Раннее речевое развитие.

Гуление______

Лепет_________________________( в норме 4-8 мес)

Характер лепета_______________________________

Первые слова______________( в норме около 1 года)

Первые фразы____________( в норме от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет__________

- грубые аграмматизмы после 3-х лет___________

Какие звуки долго произносились неправильно_____

Использование жестов__________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста______

Результаты логопедической работы_______________

Исследование неречевых психических функций.

  1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)_______________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма*:

От 4 до 5 лет( из 4 элементов): - - .., -..-, ..- -, -…, …-____________________________

От 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..- -, --…, …- - ____________________________

  1. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий__________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый______________________________

б) показ основных цветов__________________

4. Зрительно- пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу_______

5- 7 лет- показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_______

6-7 лет- правой и левой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо_______

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади_____

в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)___

г) складывание фигур из палочек______________

5. Состояние общей моторики:

- сила движений____________________________

- точность движений________________________

-темп движений____________________________

-координация движений_____________________

-переключение от одного движения к другому__

6. Состояние ручной моторики:

- точность движений________________________

-темп движений____________________________

-синхронность движений левой и правой руки__

-переключение от одного движения к другому__

З а д а н и я. От 4 до 5 лет: « здороваются пальчики правой и левой руки», « здороваются пальчики только правой и только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

-кулак- ладонь- ребро ( правой, затем левой рукой);

-чередование движений: правая рука- ладонь, левая рука – кулак, далее- наоборот.

Состояние звукопроизношения.

Звуки Характер произношения звуков.
изолировано в словах во фразах
[б]-[п]-[м]      
[в]-[ф]      
[д]-[г]-[н]      
[г]-[к]-[н]      
[й]      
[с]      
[сь]      
[з]      
[зь]      
[ц]      
[ш]      
[ж]      
[щ]      
[ч]      
[ль]      
[л]      
[рь]      
[р]      

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з- межзубное, ув.- увулярное и т.д.)

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а ) губы ( толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо ( укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географической», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика.

  1. Состояние мимической мускулатуры.

З а д а н и я.

- поднять брови вверх («удивляться»)__________

- нахмурить брови («рассердиться»)___________

- прищурить глаза___________________________

- надуть щеки ( «толстячок»)__________________

- втянуть щеки («худышка»)___________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).

  1. Состояние артикуляционной моторики.

З а д а н и я.

Губы.

« Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет).

а) наличие или отсутствие движений__________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)__________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)___________________________

г) переключение от одного движения к другому_

д) объем движений( полный, неполный)________

е) точность выполнения______________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________________________

з) замены движения_________________________

и) добавочные и мелкие движения( синкинезия)_

Язык.

Широкий- узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), ( 5 раз- с 5 лет)_____

Кончик языка поднять_____________________

Опустить____________________

«Маятник»_______________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу- на нижнюю губу)____

«Цоканье»_______________________________

а) наличие или отсутствие движений_________

б) тонус__

в) темп__

г) переключение от одного движения к другому________________________________

д) объем движения_________________________

е) точность выполнения____________________

ж) замены движения_______________________

з) длительность удержания заданного положения_______________________________

и) добавочные и лишние движения( синкенезия)________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____

Мягкое небо.

З а д а н и е. Произнести звук [а ] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений).___________

Состояние дыхательной и голосовой функций.

  1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха_
  2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)___________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка____

модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)___________________________

Наши рекомендации