Состояние дыхательной и голосовой функций
Методика обследования ребенка с ОНР , НВОНР (от 4 до 7 лет).
Фамилия, имя ребенка__________________________
Дата рождения, возраст_________________________
Национальность (отметить, если есть документ)____
Домашний адрес_______________________________
Из какого д/с поступил__________________________
Дата поступления в речевую группу______________
Решение медико-педагогической комиссии от_____
Протокол№_____________________Принят на срок________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии_______________________________
Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_________________________
Решением РМПК от ____________________________
выпускается с ________________________речью
в_________________________(вид школы, д/сада)
Ответственный за выпуск_______________________
Члены РМПК__
Анамнез.
Мать________
(возраст при рождении ребенка)
Отец________
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания___________________
Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка____________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________________________________
От которой по счету беременности ребенок________
Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)________________________________
Стимуляция( механическая, химическая, электростимуляция)____________________________
Когда закричал ребенок_________________________
Наблюдалась ли асфиксия( белая, синяя)___________
Резус-фактор ( отрицательный, положительный, совместимый)________________________
Вес и рост при рождении________________________
Вскармливание:
Когда принесли кормить______________________
Как взял грудь_______________________________
Как сосал___
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____
Грудное вскармливание до____________________
Когда выписались из роддома_________________
Если задержались, то почему__________________
Раннее развитие.
Когда стал держать голову____( в норме с 1,5 мес)
Когда стал сидеть____________( в норме с 6 мес)
Когда стал ходить ___________( в норме с 11-12 мес)
Когда появились первые зубы _( в норме с 6-8 мес)
Перенесенные заболевания.
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года____
После года:
До 3-х лет________________________
После 3-х лет________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время ( в соответствии с данными медицинской карты).
Раннее речевое развитие.
Гуление______
Лепет_________________________( в норме 4-8 мес)
Характер лепета_______________________________
Первые слова______________( в норме около 1 года)
Первые фразы____________( в норме от 1,5 до 2 лет)
Отмечались ли:
- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет__________
- грубые аграмматизмы после 3-х лет___________
Какие звуки долго произносились неправильно_____
Использование жестов__________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста______
Результаты логопедической работы_______________
Исследование неречевых психических функций.
- Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)_______________________________
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма*:
От 4 до 5 лет( из 4 элементов): - - .., -..-, ..- -, -…, …-____________________________
От 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..- -, --…, …- - ____________________________
- Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий__________________
от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый______________________________
б) показ основных цветов__________________
4. Зрительно- пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу_______
5- 7 лет- показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_______
6-7 лет- правой и левой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо_______
б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади_____
в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)___
г) складывание фигур из палочек______________
5. Состояние общей моторики:
- сила движений____________________________
- точность движений________________________
-темп движений____________________________
-координация движений_____________________
-переключение от одного движения к другому__
6. Состояние ручной моторики:
- точность движений________________________
-темп движений____________________________
-синхронность движений левой и правой руки__
-переключение от одного движения к другому__
З а д а н и я. От 4 до 5 лет: « здороваются пальчики правой и левой руки», « здороваются пальчики только правой и только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
-кулак- ладонь- ребро ( правой, затем левой рукой);
-чередование движений: правая рука- ладонь, левая рука – кулак, далее- наоборот.
Состояние звукопроизношения.
Звуки | Характер произношения звуков. | ||
изолировано | в словах | во фразах | |
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[д]-[г]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[й] | |||
[с] | |||
[сь] | |||
[з] | |||
[зь] | |||
[ц] | |||
[ш] | |||
[ж] | |||
[щ] | |||
[ч] | |||
[ль] | |||
[л] | |||
[рь] | |||
[р] |
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з- межзубное, ув.- увулярное и т.д.)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а ) губы ( толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);
д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо ( укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, «географической», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика.
- Состояние мимической мускулатуры.
З а д а н и я.
- поднять брови вверх («удивляться»)__________
- нахмурить брови («рассердиться»)___________
- прищурить глаза___________________________
- надуть щеки ( «толстячок»)__________________
- втянуть щеки («худышка»)___________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).
- Состояние артикуляционной моторики.
З а д а н и я.
Губы.
« Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет).
а) наличие или отсутствие движений__________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)__________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)___________________________
г) переключение от одного движения к другому_
д) объем движений( полный, неполный)________
е) точность выполнения______________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________________________
з) замены движения_________________________
и) добавочные и мелкие движения( синкинезия)_
Язык.
Широкий- узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), ( 5 раз- с 5 лет)_____
Кончик языка поднять_____________________
Опустить____________________
«Маятник»_______________________________
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу- на нижнюю губу)____
«Цоканье»_______________________________
а) наличие или отсутствие движений_________
б) тонус__
в) темп__
г) переключение от одного движения к другому________________________________
д) объем движения_________________________
е) точность выполнения____________________
ж) замены движения_______________________
з) длительность удержания заданного положения_______________________________
и) добавочные и лишние движения( синкенезия)________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____
Мягкое небо.
З а д а н и е. Произнести звук [а ] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений).___________
Состояние дыхательной и голосовой функций.
- Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха_
- Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)___________________________
б) наличие или отсутствие носового оттенка____
модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)___________________________