Обучение умениям и навыкам применять

Строевые упражнения

Реализация обучения умениям и навыкам применять строевые упражнения при организации занятий по физической культуре происходит на учебных практиках, где необходима определенная система и целенаправленность. Рекомендуем последовательность, в которой целесообразно формировать педагогические умения и навыки применения строевых упражнений при организации занятий по физической культуре:

1. Умения и навыки на уровне знаний (конструирование своей деятельности):

- знать принцип и методику подбора строевых упражнений;

- терминологически правильно записывать строевые упражнения;

- ставить конкретную задачу и подбирать соответствующие средства для их решения;

- составлять планы-сценарии массовых выступлений с применением различных перестроений и построений (фигурной маршировки), а также выполнять схемы и наглядные пособия с записью этих упражнений.

Составление учебной карты по проведению строевых упражнений предусматривает знание основ и названия строевых упражнений. Для лучшего ориентирования при составлении учебной карты необходимо мысленно наложить «Задание» на схему спортивного зала и использовать условные обозначения.

Обучение умениям и навыкам применять - student2.ru   Обучение умениям и навыкам применять - student2.ru

Рис 27. Схема спортивного зала и условные обозначения

Пример составления учебной карты строевых упражнений предложенных А.С.Гречко, Г.Я.Соколовым, Н.Л.Яковлевым.

Обучение умениям и навыкам применять - student2.ru

Обучение умениям и навыкам применять - student2.ru

Правила пользования учебной карточкой предусматривают опреде­ление по условным обозначениям название строя, подачу команд. Например, выполнение задания 7.

1. «В обход налево, шагом» – пауза – «марш!».

2. «Бегом» – пауза – «марш!». Желательно перед этой командой по­дать команду для изменения темпа движения (частоты шагов).

3. «Шагом» – пауза – «марш!». Вести подсчет с увеличенной часто­той движения (не менее 120 акцентов), затем подается команда «Ре – же!» и продолжается подсчет с частотой менее 120 акцентов в минуту.

4. «Направляющий – на месте!» – пауза – «Группа» – пауза – «стой!», подсчет – «раз, два!».

2. Умения при подаче команд и распоряжений:

- умение держаться перед строем;

- подавать команды и распоряжения;

- рационально использовать силу голоса (в зависимости от расположения группы, ее численности, места подачи команды), а также придавать голосу эмоциональную окраску.

3. Умения при выборе места во время проведения занятий, для показа строевых упражнений:

- умение рационально выбирать себе место в зале (площадке) и место занимающихся (их расположение, вид строя);

- умение технически правильно выполнить упражнение или его часть, а также уметь пользоваться «зеркальным показом»;

- умение быстро ориентироваться в выборе места показа в связи с изменяющимися условиями выполнения упражнения.

4. Умение контролировать выполнение упражнений, исправлять ошибки:

- умение вести подсчет в любом (заданном) темпе;

- умение определять общие и индивидуальные ошибки в технике выполнения упражнений (видеть строй) и вести «подсказывающий подсчет» (видеть ошибки и их устранять).

5. Умение обучать строевым упражнениям и соблюдать правильную методическую последовательность изучения движений:

- умение точно объяснять упражнение;

- умение выделять главное в структуре движений;

- умение обучать строевые упражнения в соответствии с этапом обучения;

- умение поддерживать рабочую дисциплину путем проговаривания замечаний;

- умение принимать решение при изменении внешних условий (общая ошибка в технике, нарушение дисциплины, ошибка в дозировке).

6. Умение дозировать нагрузку в соответствии с возрастными особенностями занимающихся:

- умение дозировать нагрузку путем количества повторений;

- изменения темпа движений;

- длительности перерыва между выполнением определенных упражнений.

7. Обучение навыкам проведения строевых упражнений:

- уметь выбирать место проведения и показа упражнений и держаться перед строем с надлежащей выправкой;

- подавать команды правильно, четко и достаточно громко;

- вести подсчет при передвижении группы шагом и бегом в любом за­данном темпе;

- обеспечивать (добиваться) правильное выполнение своих команд и распоряжений, а также соблюдения надлежащей дисциплины и порядка.

Сформировать эти умения и навыки можно с помощью некоторых наиболее распространенных упражнений, которые необходимо определить как задания, например:

Задание 1. Составьте план-конспект проведения строевых упражнений подготовительной части урока.

Частные задачи Средства Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка Организационно-методические указания

Задание 2.Составьте план-конспект проведения строевых упражнений основной и заключительной частей урока по схеме:

Частные задачи Средства Деятельность учителя Деятельность учащихся Дозировка Организационно-методические указания

Задание 3.Подайте команды:

- «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку – рассчитайсь!»;
- «На середину (налево, направо) – равняйсь!»

- «Вольно!»

- рапорт.

Задание 4. Выберите место во время проведения строевых упражнений:

- построение в шеренгу;

- равнение на фланги и на середину;

- повороты на месте.

Задание 5.Исправьте ошибки во время проведения строевых упражнений:

- перестроение из одной шеренги в две;

- обратное перестроение в одну шеренгу.

Задание 6.Обучите строевым упражнениям:

- перестроение из колонны по одному в колонну по три поворотом в движении; остановка;

- обратное перестроение в колонну по одному.

Задание 7.Определите нагрузку и проведите упражнения с учетом возрастных особенностей занимающихся (младшие школьники, среднее звено, старшие школьники):

- ходьба на носках;

- ходьба в полуприседе;

- спортивная ходьба;

- бег с заданием.

Задание 8.Проведите строевые упражнения:

- построение в шеренгу;

- сдача рапорта;

- ходьба в обход;

- ходьба с заданием по выбору;

- бег с заданием по выбору;

- перестроение уступами;

- обратное перестроение.

Рекомендуемая последовательность формирования педагогических умений и навыков проводить строевые упражнения при организации занятий по физической культуре:

- знать принцип и методику подбора строевых упражнений;

- терминологически правильно записывать строевые упражнения;

- ставить конкретную задачу и подбирать соответствующие средства для их решения;

- уметь выбирать место проведения и показа упражнений и держаться перед строем с надлежащей выправкой;

- подавать команды правильно, четко и достаточно громко;

- вести подсчет при передвижении группы шагом и бегом в любом за­данном темпе;

- обеспечивать (добиваться) правильное выполнение своих команд и распоряжений, а также соблюдения надлежащей дисциплины и порядка [2].

В связи с этим строевые упражнения должны:

- представлять логику проведения занятия (подготовительной, основной и заключительной частей урока);

- иметь различные назначения (организовать учащихся к проведению урока; способствовать постепенному врабатыванию организма; формировать навык коллективных действий и т.д.);

- содержать в одном цикле от двух до шести разных строевых упражнений.

В соответствии с задачами учеб­ной практики и вытекающими из них требованиями к содержанию занятий преподаватель, как правило, сам подбирает тему для заданий.

В целях повышения плотности занятий по учебной практике некоторые задания рекомендуется проводить в парах (друг с другом). Для этого группу строят в разомкнутую колонну по 2 или 4 с последующим поворотом партнеров лицом друг к другу.

А.С. Гречко, Г.Я. Соколов, Н.Л. Яковлев рекомендуют следующий порядок проведения занятий по учебной практике:

1. Ведущий преподаватель называет все команды и рас­поряжения, необходимые для проведения строевых упражнений. Занимающиеся фронтально проговаривают команды и выполняют строевые упражнения.

2. По сигналу ведущего преподавателя все первые номера синхронно по­дают команду: «В одну шеренгу – становись!».(Синхронная подача ко­манд по сигналу ведущего преподавателя весьма желательна потому, что при этом можно управлять ритмом произношения ко­манд). Вторые номера выполняют упражнение. При выполнении поворотов на месте первые номера вместе со вто­рыми выполняют упражнение (зеркально), ведя при этом подсчет. Затем первые прекращают выполнение упражнения и ведут подсчет, подсказ и делают необходимые поправки по ходу выполнения партнером упражне­ния. После некоторого количества повторений первые номера меняются ролями со вторыми.

При такой организации учебной практики повышается плотность заня­тий, облегчаются условия проведения ее (следить за одним учеником го­раздо легче, чем за группой; кроме того, проводящий строевые упражнения меньше волнуется).

На первых четырех занятиях главное внимание следует направлять на формирование навыков правильного показа, объяснения, правильной и своевременной подаче команд и, до некоторой степени, умения оказывать помощь занимающимся.

На последующих занятиях учебная практика проводится с отделением (3-5чел.). При этом, естественно, плотность занятий снижается, но появляются не­которые преимущества (более сложная и сходная с жизнью обстановка проведения строевых упражнений).

Начиная с пятого занятия, необходимо обучать требовательности – добиваться точного и синхронного исполнения строевых упражнений, умению исправлять ошибки, как по ходу выполнения строевых упражнений, так и с останов­кой, когда это бывает необходимо.

Далее строевые упражнения проводятся на группе в подготовительной, основной и заключительной частях.

Для учебной практики необходимо подбирать такие строевые упражнения, которые обеспечивают логику проведения занятия в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Имеют различные назначения (организовать учащихся к проведению урока; способствовать постепенному врабатыванию организма; формировать навык коллективных действий и т.д.). Содержать в одном цикле от двух до шести разных строевых упражнений.

При обучении строевым упражнениям рекомендуется органическая связь изучения техники строевых упражнений и методики их освоения с умением обучать этим упражнениям.

При организации учебной практики ведущий преподаватель называет все команды и рас­поряжения. Занимающиеся фронтально проговаривают команды и выполняют строевые упражнения. Затем в парах – один подает команды, другой выполняет; далее – в группах по 4-5 человек и в за­ключение – на подгруппе. При выполнении упражнения в группах по 4-5 человек используется алгоритм заданий: подайте команды → выберите место во время проведения строевых упражнений → исправьте ошибки во время проведения строевых упражнений → обучите строевым упражнениям → определите нагрузку и проведите упражнения с учетом возрастных особенностей занимающихся (младшие школьники, среднее звено, старшие школьники) → составьте учебную карту для проведения строевых упражнений на подгруппе для подготовительной части урока, основной и заключительной → проговорите команды индивидуально. Проведите строевые упражнения на группе.
Каждый проводящий строевые упражнения должен уметь: - ставить конкретную задачу и подбирать соответствующие средства для их решения; - выбирать место проведения и показа упражнений и держаться перед строем с надлежащей выправкой; - подавать команды правильно, четко и достаточно громко; - помогать занимающимся зеркальным подсказывающим показом, под­сказом и подсчетом; - вести подсчет при передвижении группы шагом и бегом в любом за­данном темпе; - добиваться точного и синхронного выполнения упражнений; - исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные занимающимися; - обеспечивать (добиваться) правильное выполнение своих команд и распоряжений, а также соблюдения надлежащей дисциплины и порядка.

Контроль сформированного умения (на оценку) осуществляется на подгруппе с применением самоанализа, группового анализа, самооценки, групповой оценки и сравнение ее с оценкой препода­вателя.

Примерный план анализа и карта заполнения проведения строевых упражнений на уроке гимнастики

Что оценивается Оценка
* А ** Б ***В
1.0 Подготовка к проведению строевых упражнений      
1.1 принцип и методика подбора строевых упражнений;      
1.2 правильность записи строевых упражнений по терминологии;      
1.3 целенаправленность применения строевых упражнений;      
1.4 соответствие конспекта по форме и содержанию установленным требованиям;      
1.5 внешний вид учителя.      
1.6 Общая оценка за раздел      
2.0 Умение проводить строевые упражнения      
2.1 умение подавать команды и распоряжения, требовать четкого их выполнения      
2.2 владение голосом      
2.3 правильность выбора места учителя, размещения учащихся.      
2.4 умение технически правильно выполнить упражнение, пользоваться «зеркальным показом»;      
2.5 умение вести подсчет в любом (заданном) темпе; «подсказывающий подсчет» (видеть ошибки и их устранять).      
2.6 умение дозировать нагрузку в соответствии с возрастными особенностями занимающихся      
2.7 умение обучать строевым упражнениям и соблюдать правильную методическую последовательность изучения движений      
2.8 Рациональность применения способов организации учащихся.      
2.9 Рациональность затрат урочного времени.      
3.0 Общая оценка за раздел      
4.0 Общая оценка за проведение строевых упражнений на уроке гимнастики      

* А – оценка при самоанализе

** Б – оценка анализирующего

***В – оценка преподавателя

Последовательность определения итоговой оценки:

  • Оценки отдельных составляющих в каждом из 2 разделов выводятся по 5-бальной системе.
  • Сумма оценок, деления на число учитываемых показателей в разделе, определяет его общую оценку.
  • Сумма оценок за все разделы, деленная на 2, является качественной комплексной оценкой за проведение строевых упражнений на уроке гимнастики.

Вопросы для обсуждения

1. Обучение умениям и навыкам применять строевые упражнения.

2. Организация учебной практики по строевым упражнениям.

Наши рекомендации