Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии

Нормализация моторики органов артикуляции

Пассивная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

три варианта: пассивно, пассивно-активно, активно.

l Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет движений. В этом случае логопед руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения. Пассивные движения, вызывая сокращение мышц и создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения.

l Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:

l Первая стадия – вход в артикуляционную позу (экскурсия);

l Вторая стадия – фиксация артикуляционного уклада (выдержка);

l Третья стадия – выход из артикуляционного уклада (рекурсия).

l Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезий, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцы– антагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение. После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть без механической помощи.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для мимических мышц и губ

l 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

l 2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

l 3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения.

l 4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.

l 5. Наморщить нос, лоб.

l 6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.

l 7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.

l Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для нижней челюсти:

l 1. Логопед располагает пальцы своей руки на подбородок и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.

l 2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.

l Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

Для языка:

l 1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.

Шпателем удержать язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижать к нижней губе, удерживая язык широким.

Активная артикуляционная гимнастика

l Для перехода к активной гимнастике необходимо знакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале.

l Логопед или родитель предлагает закрыть ребенку глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед дотронулся шпателем.

Активная артикуляционная гимнастика

Активная гимнастика - система артикуляционных упражнений , выполняемых по инструкции логопеда.

Цель активной гимнастики:

-1. Улучшить качество артикуляционных движений,

-2. Выработать тонкие дифференцированные движения,

-3. Сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений.

-4. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.

Рекомендуют артикуляционную гимнастику проводить с сопротивлением, с нагрузкой:

1.Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует, удерживая углы губ;

2. ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ;

Ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения.

Артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех движений, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

1. «Забор 11. «Цокает лошадь».

2. «Окно». 12. «Молоток»

13. «Дятел» 14. «Пулемет

3.«Мост» 15-а. «Холодный ветер» 15-б. «Комар» 4.

4.«Парус»

Трубочка»

Чередование

«Забор» – «Трубочка» 16-а. «Пароход». 1 вариант

7. «Лопата» 16-б. 2 вариант: «Пароход» 17. «Пароход гудит».

Лопата копает»

9. «Вкусное варенье» 18. «Маляр» 19. «Качели» 20. «Фокус 8.

А. «Теплый ветер»

10-б. «Жук».

Двадцать артикуляционных упражнений
с функциональной нагрузкой*

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии.

*Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стёртой дизартрии у детей. – М: АСТ: Астрель, 2008.

Упражнение 1. «Забор»

l Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

l Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Забор»

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 2. «Окно»

l Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

«Окно»

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 3. «Мост»

l Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост»

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 4. «Парус»

l Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], л].

l Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 5. «Трубочка»

l Цель: выработать активность и подвижность губ.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 6. Чередование:«Забор» — «Трубочка»

l Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 7. «Лопата»

l Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

l Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 8.«Лопата копает»

l Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

l Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии - student2.ru

Упражнение 9.«Вкусное варенье»

l Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

l Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.

Наши рекомендации