Задания для самоподготовки и проверки знаний
Введение
Данное пособие содержит теоретический материал, контрольные вопросы, разноплановые задания по самоподготовке и проверке знаний и умений; задания практического характера; конструирования своей деятельности; исследовательские; творческие. Поэтапное выполнение заданий приводит к полному овладению студентами учебного материала по строевым упражнениям.
В ходе работы с учебным пособием реализуются «субъект - субъектные» отношения между преподавателем и студентом. Студент занимает позицию: исполнителя → заинтересованного → целеустремленного → лидера → творца. Преподаватель исполняет роль: организатора → помощника → сотрудника → координатора → консультанта. Самостоятельная деятельность студентов приобретает черты самообразования и самосовершенствования.
Повышение эффективности работы с учебным пособием обеспечивается соблюдением определенных условий, к которым относятся: самодиагностика исходного уровня сформированности знаний и умений, свободный выбор тем теоретического материала, поэтапное освоение учебного материала (диагностико-аналитический, мотивационно-целевой, познавательно-проектный, деятельностно-практический, результативно-оценочный).
Теоретический материал студенты прорабатывают самостоятельно, выполняя тестовые задания. На практических занятиях ведется предварительный и текущий контроль самостоятельной подготовки студентов, защищаются творческие работы, обсуждается ход работы лабораторных занятий, на которых совершенствуются исполнительские и профессиональные навыки студентов.
Учебное пособие позволяет студентам самостоятельно подготовиться к текущему и итоговому контролю по теме «строевые упражнения».
Глава 1. Строевые упражнения
1.1. Характеристика, содержание, применение
Строевых упражнений
Строевые упражнения являются основным средством организации занятий физической культурой.
Во-первых, они служат средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействуют правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Во-вторых, строевые упражнения – это наиболее целесообразные способы организации учащихся, для этого используются построения, перестроения, размыкания и смыкания, перемещения занимающихся по залу или площадке. Строевые упражнения решают задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышения дисциплины.
В третьих, строевые упражнения обладают большой зрелищностью и могут использоваться как составная часть массовых, физкультурно-спортивных гимнастических выступлений.
Строевые упражнения являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.
Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале. Строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения общеразвивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В заключительной части эти упражнения являются хорошим средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить урок, например:
Частные задачи | Средства |
1. Организовать учащихся к проведению урока и нацелить их внимание на решение поставленных задач. | 1. Построение, сдача рапорта, сообщение задач. |
2. Способствовать, постепенному врабатыванию организма. | 2. Ходьба в обход, противоходом, змейкой, с различными движениями рук; ходьба на носках, пятках, выпадами, в полуприседе. |
3. Содействовать развитию внимания, ориентировки в пространстве. | 3. Задание на внимание: руки вперед – ходьба, руки вверх – бег, хлопок – поворот на 360° в движении. |
4. Организовать учащихся к выполнению ОРУ с предметами. | 4. Ходьба в обход с раздачей инвентаря. |
5. Формировать навык коллективных действий, содействовать воспитанию четкости и красоты. | 5. Построения и перестроения на месте и в движении. |
6. Организовать учащихся к проведению подготовительной, основной, заключительной части урока. | 6. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям и т.д. |
Все строевые упражнения подразделяются на четыре подгруппы:
1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.
2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.
3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.
4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.
Строевые упражнения подразделяются на следующие группы: строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Для удобства использования строевых упражнений в гимнастическом зале устанавливаются условные точки: центр, середина и углы (рис. 1).
Рис.1. Схема зала и название его частей
Они определяются по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся перед началом урока, называется правой стороной, правофланговый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы - нижняя половина. Стороны и половины зала имеют свои середины.
Итак, с помощью строевых упражнений можно выработать основные навыки оптимальной организации занятий как в урочной, так и во внеурочной формах. Применение специальных команд и распоряжений позволяет управлять любой группой, а существующая регламентация в применении терминов на основе русского языка дает возможность общения с любым контингентом занимающихся.
Вопросы для обсуждения
- Строевые упражнения: характеристика, содержание, применение.
- Основные задачи применения строевых упражнений.
- Назовите группы строевых упражнений.
Задания для самоподготовки и проверки знаний
Задание 1.Строевые упражнения являются средством:
А. Укрепления мышц.
Б. Дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки.
В. Формирования правильной и красивой осанки.
Задание 2.Половина зала, соединяющая верхние углы, называется:
А. Нижняя половина.
Б. Верхняя половина.
В. Половина зала, соединяющая верхние углы.
Задание 3. Условные точки: центр, середина и углы зала определяются по:
А. Первоначальному расположению строя.
Б. Стороне зала.
В. Расположению входной двери в зал.
Задание 4.Определите соответствие между действиями учащихся и группами строевых упражнений:
1. Строевые приемы. 2. Построения. 3. Перестроения. 4. Передвижения. 5. Размыкания и смыкания. | 1. Напра - во! 2. Становись! 3. Увеличение и уменьшение интервала и дистанции строя. 4. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками. 5. Умением учащихся строиться в шеренгу, колонну, круг. 6. Умение учащихся перестраиваться в шеренгу, колонну, круг. |
Задание 5. Укажите средства строевых упражнений направленных на формирование навыка коллективных действий, воспитание четкости и красоты:
А. Построения и перестроения на месте и в движении.
Б. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.
В. Построение, сдача рапорта, сообщение задач.
Задание 6. Способствовать врабатыванию организма учащихся, подготовить мышцы рук и ног к предстоящей работе можно средствами строевых упражнений:
А. Задание на внимание: руки вперед – ходьба, руки вверх – бег, хлопок – поворот на 360° в движении.
Б. Ходьба в обход, противоходом, змейкой, с различными движениями рук; ходьба на носках, пятках, выпадами, в полуприседе.
В. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.
Задание 7. Организовать учащихся к выполнению упражнений с предметами можно средствами строевых упражнений:
А. Построения и перестроения на месте и в движении.
Б. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.
В. Ходьба в обход с раздачей инвентаря.
Задание 8. Организовать учащихся к проведению урока, нацелить их внимание на решение поставленных задач можно средствами строевых упражнений:
А. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.
Б. Построения и перестроения на месте и в движении.
В. Построение, сдача рапорта, сообщение задач.
Задание 9. Построения и перестроения на месте и в движении являются средством для решения задачи:
А. Организовать учащихся к проведению урока.
Б. Организовать учащихся к выполнению упражнений с предметами.
В. Формирование навыка коллективных действий, воспитание четкости и красоты движений.
Задание 10.Изменить расстояние между занимающимися можно средствами строевых упражнений….
Задание 11. Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Построение, сдача рапорта, сообщение задач. |
Задание 12.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Ходьба в обход, противоходом, змейкой, с различными движениями рук; ходьба на носках, пятках, выпадами, в приседе. |
Задание 13.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Задание на внимание: руки вперед – ходьба, руки вверх – бег, хлопок – поворот на 360° в движении . |
Задание 14.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Ходьба в обход с раздачей инвентаря. |
Задание 15.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Перестроение на месте или в движении. |
Задание 16.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Ходьба в обход, сбор инвентаря. |
Задание 17.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Построение по отделениям на видах гимнастического многоборья (основная часть урока). |
Задание 18.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Построение в шеренгу, колонну, круг (заключительная часть урока). |
Задание 19.Поставьте частные задачи:
Частные задачи | Средства |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия (урока). |