Расчет кратчайших путей передвижения между районами
Составитель: С.В. Сорокин
Омск
Издательство СибАДИ
УДК
ББК
Рецензент
Работа одобрена методической комиссией факультета АТ в качестве методических указаний для практических занятий по дисциплине «Гороской транспортный комплекс» для студентов Направление – транспортные средства 190000, Профиль – Эксплуатация транспортных средств 190500, Профиль подготовки – Организация перевозок и управление на транспорте.
Методические указания для выполнения лабораторных работ по предмету «Городской транспортный комплекс» для студентовНаправление – транспортные средства 190000, Профиль – Эксплуатация транспортных средств 190500, Профиль подготовки – Организация перевозок и управление на транспорте / Сост. С.В. Сорокин - Омск: Изд-во СибАДИ, 2010.- с.
ã Издательство СибАДИ, 2010
Содержание
Введение 4
1 Транспортно – планировочное районирование города 5
2 Расчёт кратчайших путей передвижений между районами 5
3 Определение времени передвижения между транспортными
районами 6
4 Определение общего количества передвижений между
транспортными районами и по городу в целом. 9
5 Расчет матрицы межрайонных корреспонденций 11
6 Определение количества передвижений на городском
пассажирском транспорте и транспортной работы 15
7 Построение картограммы пассажиропотоков 20
8 Построение маршрутной сети 21
9 Выбор транспортной системы города. Определение необходимого
количества подвижного состава, депо, гаражей и тяговых подстанций 23
Рекомендуемая литература 27
Введение
Основной целью данной работы является ознакомление студентов специальности 190700 с последовательностью и основными принципами проектирования транспортных систем городов и получение элементарных практических навыков проектных расчетов. Для достижения данной цели предусмотрено выполнение следующих лабораторных работ:
- транспортно - планировочное районирование города;
- расчет деревьев кратчайших путей на графе транспортной сети;
- определение времени сообщения между транспортными районами;
- определение общего количества передвижений между транспортными районами и по городу в целом;
- определение количества передвижений на транспорте и транспортной работы;
- построение маршрутной сети;
- выбор систем городского пассажирского транспорта;
- определение необходимого количества подвижного состава, депо, гаражей и тяговых подстанций.
Решение данных задач необходимо для подготовки квалифицированных специалистов по данной специальности.
1. Транспортно-планировочное районирование города
Для проектированияТС ГПТ город разбивается на транспортные районы. Вариант транспортно-планировочной структуры города задается преподавателем.
При разбивке территории города на транспортные районы число и размеры микрорайонов должно назначаться в зависимости от размера территории города и его планировочных особенностей (ориентировочно 5 ¸ 10).
Границы транспортных районов следует назначать с учетом предполагаемого распределения пассажиров по ТС. Они должны проходить по естественным границам (рекам, оврагам, полосам отвода железных дорог, водохранилищам, лесопаркам, территориям крупных предприятий и т.п), препятствующим сообщению между районами, и по точкам, равноудаленным от основных уличных магистралей, по которым будут проходить линии пассажирского транспорта. Ни в коем случае граница не должна проходить по транспортной магистрали, но может пересекать ее под углом по возможности близким к прямому.
Согласно предъявляемых требований, размеры территории рассчитанных районов должны быть такими, чтобы их жители при передвижении внутри районов не пользовались транспортом, а зона пешего подхода от наиболее удаленной точки до транспортной линии, проходящей в районе, не превышала 500 - 700 м. Однако в лабораторных работах, в целях сокращения трудоемкости, разрешается увеличивать данное расстояние до 1000 – 1400 м.
В каждом районе определяется центр, который может быть геометрическим, либо смещен к объектам тяготения.
Формализованная ТС представляется в виде графа, каждое ребро которого характеризуется протяженностью скоростными, или временными характеристиками передвижений. Вершинами графа являются пассажирообразующие и поглощающие центры, максимально приближенные к центрам тяжести транспортных районов.
Расчет кратчайших путей передвижения между районами
Расчет кратчайших путей следования на графе ТС предлагается выполнить при помощи алгоритма Дийкстры. Суть которого состоит в последовательном наращивании деревьев кратчайших путей для всех вершин графа. За шаг работы алгоритма, количество дуг дерева будут увеличиваться на единицу u, если n - это число вершин, то для построения всего дерева потребуется n - 1 шагов. Дерево, которое получается на каждом шаге, называется текущим. Вершина Nк называется соседней с текущим деревом, если имеется дуга, связывающая эту вершину с деревом. Контрольной называется вершина, от которой ведется построение дерева кратчайших путей.
На каждом шаге алгоритма рассматриваются все вершины соседние с текущим деревом. Вначале вершина получает временную пометку, для которой:
L¢sk = min (L¢sk; Lsi + Aik), (1)
где L¢sk - значение потенциала (кратчайшее расстояние от К-ой до контрольной (S-ой) вершины;
L¢sk - текущее значение потенциала (первоначально принимается равным + ¥);
Lsi - значение потенциала предыдущей (i-ой) вершины;
Aik - расстояние между i-ой и k-ой вершинами.
Постоянную пометку получает вершина, которая имеет минимальный потенциал среди соседних с текущим деревом:
Lsk = min L¢sk. (2)
Численные значения расстояний передвижения и пути следования между районами заносятся в таблицы 1,2.
Таблица 1 – Кратчайшие пути передвижений между транспортными районами
Пункты отправления | Кратчайшие пути от пунктов отправления до пунктов тяготения | |||
...... | j | |||
Таблица 2 –Кратчайшие расстояния между транспортными районами
Пункты отправления | Расстояние кратчайших передвижений от пунктов отправления до пунктов тяготения | |||
...... | j | |||