Обоснование геоцентризма
Развитие геоцентризма
С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличиецентральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, вкачестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные(черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественныйобъект — мировой океан. Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центреКосмоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится вцентре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, чтоЗемля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точкузрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита:согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.
Одно из самых ранних дошедших донас изображений геоцентрическойсистемы (Макробий, Комментарийна Сон Сципиона, рукопись IX века)
Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметраоснования. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола.Принципиально новый шаг сделал Пифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этомему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возниклаканоническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческимиастрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточноедвижение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.
Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце. Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса.Возникло мнение,что чем больше период обращения светила понебесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна,Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков былиразногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей — между Луной иСолнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то времякак стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед заДемокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры.
Средневековое изображениегеоцентрической системы (изКосмографии Петра Апиана, 1540 г.)
Обоснование геоцентризма
Древнегреческие учёные поразному, однако, обосновывали центральное положение и неподвижностьЗемли. Анаксимандр, в качестве причины указывал сферическую симметрию Космоса.Его не поддерживал Аристотель.Он обосновывал геоцентризм следующим образом: Земля является тяжёлымтелом, а естественным местом для тяжёлых тел является центр Вселенной; как показывает опыт, всетяжёлые тела падают отвесно, а поскольку они движутся к центру мира, Земля находится в центре. Крометого, орбитальное движение Земли ) Аристотель отвергал на томосновании, что оно должно приводить к параллактическому смещению звёзд, которое не наблюдается.
Ряд авторов приводит и другие эмпирические доводы. Плиний Старший в своей энциклопедии «Естественнаяистория» обосновывает центральное положение Земли равенством дня и ночи во время равноденствий итем, что во время равноденствия восход и заход наблюдается на одной и той же линии, а восход солнца вдень летнего солнцестояния находится на той же линии, что и заход в день зимнего солнцестояния. С астрономической точки зрения, все эти доводы, конечно, являются недоразумением. Немногим лучше идоводы, приводимые Клеомедом в учебнике «Лекции по астрономии», где он обосновывает центральностьЗемли от противного. По его мнению, если бы Земля находилась к востоку от центра Вселенной, то тени нарассвете были бы короче, чем на закате, небесные тела при восходе казались бы больше, чем при заходе, апродолжительность от рассвета до полудня была бы меньше, чем от полудня до заката. Поскольку всегоэтого не наблюдается, Земля не может быть смещена к востоку от центра мира. Аналогично доказывается,что Земля не может быть смещена к западу. Далее, если бы Земля располагалась севернее или южнеецентра, тени на восходе Солнца простирались бы в северном или южном направлении, соответственно.Более того, на рассвете в дни равноденствий тени направлены точно в направлении захода Солнца в этидни, а на восходе в день летнего солнцестояния тени указывают на точку захода Солнца в день зимнегосолнцестояния. Это также указывает на то, что Земля не смещена к северу или югу от центра. Если быЗемля была выше центра, то можно было бы наблюдать меньше половины небосвода, в том числе менеешести знаков зодиака; как следствие, ночь всегда была бы длиннее дня. Аналогично доказывается, что Земляне может быть расположена ниже центра мира. Таким образом, она может находиться только в центре.
Схема геоцентрической системы мира (из книги Давида Ганса«Нехмад венаим», XVI век).Подписаны сферы: воздух, Луна,Меркурий, Венера, Солнце,сфера неподвижных звёзд,сфера, отвечавшая запредварение равноденствий