Порядок сборки грм, цпг, кшм
1. Надеть цепь ГРМ на коленвал, установить башмак натяжителя цепи (если демонтировался) . Перед установкой цепь смазать маслом!
2. Нагреть паяльной лампой посадочное место подшипника на левой половинке картера. Вставить коленвал вместе с подшипником в левую половинку картера. Посадка подшипника с коленвалом должна происходить без усилий и может быть просто выполнена одной рукой. В левую половинку картера должна вставляться та сторона коленвала, на которую будет одеваться вариатор! Обратите на это внимание, чтобы случайно не перепутать! На рисунке красной стрелкой отмечена сторона для вариатора.Сажать на место подшипник нужно аккуратно, чтобы не было перекоса при посадке.После окончания посадки, внимательно осмотреть место посадки подшипника. Подшипник должен сидеть без перекосов. Расстояние от края стенок посадочного места подшипника да краёв подшипника по периметру должно быть одинаково! Подшипник должен быть углублён в посадочное место так, чтобы от его верхнего края до края посадочного места расстояние составляло около 1 мм.Если правильно посадить подшипник не получилось, необходимо нагреть посадочное место подшипника и снять его, как описывалось ранее. После повторить установку заново.Если при посадке подшипник будет перекошен, это приведет к быстрой поломке ЦПГ.
3. Закрепить с помощью термостойкого автомобильного герметика прокладку на левой половинке картера.
4. Смазать закрепленную прокладку половинки картера с наружной стороны тем же герметиком.
5. Нагреть посадочное место подшипника на правой половинке картера.Соединить правую половинку картера с коленвалом и подшипником коленвала. Соединение должно происходить без усилий. Садить половинку картера надо двумя руками, во избежание перекоса, который будет препятствовать легкому входу подшипника в посадочное место. При неправильной посадке подшипника будет перекос, который приведет к поломке ЦПГ. Контроль нормальной посадки – края половинок коленвала должны точно сойтись, без перекосов, на одинаковом расстоянии по всему периметру. Если получился перекос, снять правую половинку картера, как описывалось ранее, и повторить всё заново.
6. При удачной посадке правой половинки картера, сразу соединить половинки картера стяжным болтом.
7. Установить маслонасос с шестеренками: Присоединить масляный насос и шайбы. Внимание! На насосе есть отметка («стрелка вверх»). При установке насоса необходимо чтобы стрелка «смотрела» вверх. Присоединить шестерню привода масляного насоса.
8. Установить правую крышку картера (со щупом), стянуть картер болтами, равномерно закручивая их, чтобы избежать перекоса половинок.Контроль соединения проводить по расстоянию между половинками картера по всему их периметру. Расстояние должно быть постоянно одинаковым!
9. После соединения половинок картера, удалить ветошью избытки герметика вышедшего наружу.
10. После сборки картер закрыть чистой ветошью для предотвращения случайного попадания мелких деталей внутрь. Не следует забывать, что рекомендуется установить новые сальники коленвала, даже если старые еще пригодны к эксплуатации.
11. Установить детали ведущего шкива вариатора (4,5,6), собранные вместе (аккуратно, чтобы ролики не высыпались из своих канавок). Вставить втулку (7).
12. Вставить на место бендикс электростартера.
13. Одеть ремень, установить неподвижную щеку вариатора (3), установить на неподвижную щеку вариатора (3) элемент охлаждения (2) с шайбой кикстартера (1) . Закрутить фиксирующую гайку.
14. Удерживая стопором зубчатый шкив вариатора, закрутить гайку крепления вариатора к коленвалу.
15. Присоединить статор (якорь) генератора. Вставить и закрепить индукционный датчик зажигания (датчик Холла).
16. Поднять, вращая рукой ротор (магнит) генератора, шатун в положение ВМТ (верхней мертвой точки). Коленвал всегда вращать только в сторону движения часовой стрелки, если смотреть со стороны генератора!
17. Взять ротор (магнит) генератора двумя руками и посадить его на коленвал. Не забыть вставить шпонку! Быть аккуратным, помня, что это магнит, и он старается «соскочить в сторону» из-за действия магнитных полей. Внимание! Для правильной установки опережения зажигания необходимо установить ротор (магнит) генератора так, чтобы метка на нём была расположена, как указано на рисунке выше.
18. С помощью съёмника зафиксировать ротор (магнит) генератора и закрутить крепящую его гайку к коленвалу.
19. С помощью приспособления для снятия и установки поршневых колец (или руками) надеть на поршень кольца. Работу выполнять в резиновых перчатках, во избежание попадания мусора под кольца (или чистыми руками). Если попадет мусор под кольца – зеркало цилиндра будет повреждено, что в дальнейшем приведет к серьезной поломке ЦПГ. Надевать кольца надо только через верх поршня! Начинать установку колец с нижнего маслосъёмного кольца. Для облегчения работы использовать универсальную смазку-аэрозоль WD-40.
20. Поднять, вращая рукой ротор (магнит) генератора, шатун в положение ВМТ (верхней мертвой точки). Коленвал всегда вращать только в сторону движения часовой стрелки, если смотреть со стороны генератора!Отклонить шатун коленвала и с поршнем вперед по ходу движения скутера.
21. Надеть поршень на шатун коленвала. Обратить внимание! На поршне сверху есть заводская метка «IN» (англ. – «вход»). Надевая поршень на шатун, надо расположить поршень так, чтобы сторона с меткой «IN» он была расположена в сторону размещения карбюратора.
22. Аккуратно вставить в поршень поршневой палец. При этом надо крепко удерживать поршень рукой, чтобы предотвратить его колебания «вправо-влево». Иначе это приведет к повреждению соединения в нижней головке шатуна коленвала.
23. Вставить в поршень два стопорных кольца. Стопорное кольцо незакрученным внутрь окончанием вставить в углубление внутри поршня. Круглогубцами взять стопорное кольцо за его окончание в центре. Аккуратно «ввернуть» стопорное кольцо внутрь. Проверит его правильную установку – стопорное кольцо должно, вращаясь внутри, не вылезать из посадочного места.
24. Поставить новую прокладку между цилиндром и картером (обычно производится из паронита). Установить цилиндр, аккуратно, одно за одним, вставляя кольца в цилиндр. Не забудьте о цепи ГРМ - ее тоже аккуратно нужно продеть через стенку цилиндра. Перед одеванием цилиндра на поршень, смажьте зеркало цилиндра и поршень с кольцами моторным маслом.
25. Вставьте успокоитель цепи ГРМ (поддерживает цепь ГРМ снизу, а башмак натяжителя цепи находится сверху).
Поднимите, поршень в ВМТ, удерживая цилиндр одной рукой, а другой вращая колокол (магнит) генератора, обязательно, чтобы метка на магните генератора с буквой "Т" была установлена напротив флажка (выступа на картере) и при этом поршень был в ВМТ.
26. Установить прокладку между цилиндром и головкой цилиндра (эта прокладка обычно произведена из металла).
27. Надеть на шпильки головку цилиндра.
28. Поставить на головку цилиндров распредвал ГРМ так, чтобы положение махового колеса распределительного вала ГРМ стало таким, как указано на фотографии, т.е. большее отверстие на звездочке распредвала должно быть направлено в сторону крышки головки клапанов, а два меньших по диаметру должны составлять параллельную линию с плоскостью разъема клапанной крышки, одеть цепь ГРМ на звездочку, удерживая в этом положении вал. Таким образом, устанавливается правильное положение вала газораспределения и, соответственно, правильность фаз газораспределения двигателя скутера. Обратите внимание, что иногда, достаточно перескочить цепи ГРМ на один зубец звездочки вала ГРМ - двигатель скутера невозможно будет запустить.
29. Соединить седло распредвала с пальцами и рокерами (коромыслами).
30. Установить на распредвал седло распредвала, с учетом указания стороны расположения выпускного рокера (коромысла). Быть внимательным! На седле распредвала сверху есть заводская метка «EX» (англ. – «выход»). Это отметка выпускного рокера.
31. Гайками закрепить седло распредвала, головку цилиндра и цилиндр, также стянуть цилиндр и головку с картером двигателя двумя длинными болтами. Затягивать попеременно увеличивая силу стягивания на каждой гайке и болте, чтобы равномерно распределить момент затяжки поверхностей ЦПГ.
32. «На холодную» (при непрогретом двигателе) проверить зазор между клапанами и рокерами (коромыслами). Он должен быть равным 0,05-0,06 мм. При необходимости отрегулировать зазор. (Внимание, по достижению пробега в 500 км после разборки-сборки двигателя, обязательно необходима повторная настройка зазоров клапанов. Это связано с усадкой прокладок цилиндра и головки, что ведет к увеличению зазора).
33. Поставить и закрепить натяжитель цепи ГРМ.
34. Поставить и закрепить клапанную крышку.
35. Поставить и закрепить на генератор крыльчатку охлаждения. Чтобы крыльчатка не вращалась, прикручивать винты крепления крыльчатки, придерживая её рукой.
36. Закрепить кожух крыльчатки охлаждения цилиндра. Закрепить нижний кожух охлаждения цилиндра. Надеть уплотнительное кольцо кожуха охлаждения. Закрепить верхний кожух охлаждения цилиндра.
37. Присоединить впускной патрубок к цилиндру и закрепить его.
38. Присоединить карбюратор к впускному патрубку и закрепить.
39. Вкрутить пробку для слива масла в картер двигателя. Не забыть вставить масляный сеточный фильтр!
40. Залить в двигатель 600 мл масла (4Т).
41. Вкрутить щуп для замера уровня масла в картере двигателя. Замерить уровень масла и при необходимости долить масло в картер двигателя. Перед замером надо достать щуп, насухо его вытереть и вкрутить полностью для получения точного результата замера. (Нормой считаетя, когда уровень масла покрывает на половину часть щупа с нанесенными насечками - насечки указывают минимально- и максимально- допустимые количества масла в картере).
42. Установить заднее колесо на двигатель. Стартер (если демонтировался).
43. Вкатить двигатель под раму, закрепить штоком в подрамнике. Прикрепить амортизаторы (или амортизатор) к раме скутера.
44. Присоединить тросы, проводники, выхлопную трубу, воздушный фильтр, шланги к карбюратору и патрубку (вакуумный шланг)пластиковые части (обвес). Подключить аккумулятор (соблюдая полярность). Следует учитывать, что пока в карбюраторе нет нужного уровня бензина, двигатель скутера не запустится, поэтому перед тем, как запустить двигатель, нужно будет хорошо поработать кикстартером.
Обращаю Ваше внимание, что двигатели 139qmb и 152QMI/157QMJ - являются аналогами, только с разными рабочими объемами камер сгорания, поэтому, весь материал, представленный в данной статье, можно распространить на китайские скутера с объемами двигателя 125 и 150 см. куб.
Итак, терпения, внимательности и, конечно же, удачи Вам.