При выполнении строевых упражнений

Для четкого управления учащимися при выполнении строевых упражнений, используются команды и распоряжения.

Структурно команда подразделяется на три части: предвари­тельную, исполнительную и паузу между ними. Каждая часть вы­полняет свою специфическую, присущую только ей функцию или несет определенную смысловую нагрузку.

Предварительная часть команды указывает на предстоя­щее действие, она организует внимание учащихся и поэтому про­износится громко, отчетливо, несколько нараспев.

Затем следует пауза (1,5 —2 с), которая позволяет сосредо­точить внимание на предстоящем действии. Паузу можно удлинить или сократить в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Удлинение паузы дает возможность учащимся понять, что строй еще не готов к выполнению действия, и заста­вит их без специальных замечаний исправить свое поведение.

Исполнительная часть команды подается отрывисто, энер­гично-повелительным тоном. Не следует применять однословные команды, такие как «равняйсь», «смирно», «прямо» и другие. Целесообразнее перед их по­дачей употреблять как предварительную часть команды слова «класс», «колонна», «отделение», «группа». Это позволит учащимся более четко выполнить требуемые действия.

Выполнение строевых упражнений по команде требует от уча­щихся строго регламентированных двигательных действий. Напри­мер, по команде «Класс - равняйсь!» учащиеся должны выровниться по носкам ног, встать в строевую стойку, повернуть голову направо, чтобы ви­деть грудь четвертого человека, считая себя первым.

В основе выполнения строевых упражнений лежит четкое и одновременное их исполнение всеми занимающимися. Для достижения этого результата служат предварительная и исполнительная команды с последующим подсчетом, подсказывания темпа и ритма движений. Например, «Нале – во! – раз, два!», «В две шеренги – стройся! – раз, два, три!»

При подаче команд пользуются одним из правил терминологии – правилом записи упражнений.

При подаче команд указывается: название движений (поворот, в обход, змейкой), направление движения (налево, вправо), способ выполнения (шагом, бегом, прыжками). Например, «Противоходом налево прыжками – марш!, «Приставными шагами влево, на два шага разом – кнись!»

Пораспоряжению, как и по команде, выполняются двигательные действия, однако без строгой обусловленности. На­пример: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!». Уча­щиеся выполняют распоряжение под свой внутренний счет. Исхо­дя из конкретной ситуации, учитель может использовать на уроке, как ко­манды, так и распоряжения. Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений — к утрате навыка в выполнении строевых при­емов.

Вопросы для обсуждения

  1. Команды, как средство управления учащимися при выполнении строевых упражнений.
  2. Распоряжения, как средство управления учащимися при выполнении строевых упражнений.
  3. Правило терминологии при подаче команд.

Задания для самоподготовки и проверки знаний

Задание 1. Средством управления учащимися при выполнении строевых упражнений являются:

А. Команды с подсчетом и распоряжения.

Б. Исполнительная команда.

В. Предварительная команда.

Задание 2. Структурно команды подразделяются на части:

А. Исполнительная часть, предварительная часть, пауза.

Б. Предварительная часть, пауза, исполнительная часть.

В. Предварительная часть, пауза, исполнительная часть, подсчет.

Задание 3. При подаче команд указывается:

А. Название движения, способ выполнения

Б. Название движения, направление, способ выполнения

В. Направление, название движения, способ выполнения.

Задание 4.Распоряжение подается для приемов:

А. С немедленным и одновременным исполнением.

Б. Без строгой обусловленности.

В. С четким выполнением.

Строевые приемы

«Становись!» — команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку.

«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по одной линии (в шеренге – по носкам, в колонне – в затылок) и принимают строевую стойку, в шеренге поворачивают голову на­право при команде «Направо — равняйсь!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

«Вольно!» — встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не раз­говаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.

«Отставить!» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.

«Разойдись!» — команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.

Повороты на месте выполняются по командам: «напра–во!», «нале–во!», «Полповорота напра-во!», «Полповоро­та нале–во!», «кру–гом!»

Строевые упражнения выполняются посредством команд, которые подразделяются на предварительные и исполнительные части, например «напра–во!», «нале–во!», «полповорота напра-во!». Есть команды, которые содержат только исполнительную часть («Смирно!», «Равняйсь!», «Вольно!», «Прямо!»). Чтобы привлечь внимание учащихся перед исполнительной командой, можно добавить слово «класс», «отделение», «группа», например «класс» – «Смирно!».

Повороты в движении, исполнительная команда, для поворота налево подается под левую ногу, для поворота направо — под правую ногу. Учащийся делает шаг другой ногой и производит поворот в указанную сторону.

Для поворота кругом подается предварительная ко­манда «Кругом (под любую ногу) — марш!» (исполнительная, подается под правую ногу), после чего учащийся делает полный шаг левой, полшага правой и, поворачиваясь на носках (налево кругом), переносит тяжесть тела на правую ногу, поднимая левую вперед для передвижения в проти­воположном направлении.

Расчет группы учащихся может производиться по следующим командам. По команде «По порядку—рассчитайсь!» каждый уче­ник поворачивает голову налево и называет свой порядковый но­мер, после завершения расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!» Другие команды для расчета: «На первый - второй — рассчитайсь!», «По три (четыре) — рассчитайсь!», «На шесть, три, на месте — рассчитайсь!» Расчет ко­лонны на месте и в движении производится с поворотом головы налево; в движении — с постановкой левой ноги.

К строевым приемам относятся действия учащихся по команде «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты и расчет.

Рапорт учителю. После входа учителя в зал дежурный строит класс в одну шеренгу, равняет и рассчитывает учеников по порядку. После команды «равнение на середину!» ученик подходит к учителю и останавливается от него в трех шагах, принимает положение «смирно» и докладывает: «Николай Иванович! В классе 25 человек, отсутствуют двое. Дежурный Петров Андрей» (рис.2а). Затем дежурный делает несколько шагов вперед и, встав слева от учителя, поворачивается лицом к классу (рис. 2б). Учитель здоровается с учащимися: «Здравствуйте ребята!». После четкого и громкого ответа «Здравствуйте!», учитель подает команду «Вольно!», дежурный кратчайшим путем возвращается на свое место и подает команду «Вольно!» (рис.2в).

При выполнении строевых упражнений - student2.ru

а

При выполнении строевых упражнений - student2.ru

б

При выполнении строевых упражнений - student2.ru

в

Рис. 2 Рапорт учителю

Вопросы для обсуждения

1. Строевые приемы.

2. Основные задачи применения строевых приемов.

3. Расчет группы.

Наши рекомендации