FONDU (фондю, от fondre —таять) - определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue)
FOUETTÉ (фуэте, франц., от fouetter — хлестать) - термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. F. на 45° — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi plie. Динамичное вращение F. часто становится кульминацией в развёрнутых классических танцевальных формах. Напр., в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Легенде о любви». Др. формы F. усложняются прихотливой сменой ракурсов, подъёмом ноги на 90°, исполняются с sautés и cabrioles. Grand F. — одна из разновидностей F., более развитая форма. Так, в grand F. со сменой épaulement полусогнутая нога, поднятая на 45° вперёд (назад), из положения effacé вытягивается, поднимается на 90° и через à la seconde проводится в attitude effacée (effacé — вперёд). Grand F. en tournant начинается с grand battement jeté на II позицию на 90°, затем через demi plie по I позиции нога резко забрасывается вперёд (назад) в точку 6 с поворотом корпуса en dedans (en dehors). Движение заканчивается в 3 arabesque croisée вперёд. Grand F. исполняются на полупальцах и пальцах.
FRAPPÉ (фраппе, франц., от frapper — ударять) - движение, относящееся к группе battements со сгибанием ноги в колене. С вытянутого положения носком в пол или немного ниже 45° работающая нога приводится с ударом стопой к опорной ноге на положение sur le cou-de-pied (вперёд или назад), затем резко открывается в сторону (вперёд или назад).
GARGOUILLADE, rond de jambe double (гаргуйад, франц., от gargouiller — булькать) - небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l'air (на 45°) сначала одной ногой, зататем другой. Исходная и заключит. позиция — V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. G. исполняется в pas de trois в 3-м акте «Корсара» в пост. М. И. Петипа.
GLISSADE, pas (глиссад, франц. — скольжение) - маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различные pas, a также может служить толчком для др. прыжков.
GLISSÉ, pas (глиссе, франц., от glisser — скользить) - шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombé на одну ногу в demi plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. G. р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразит, движений классического танца. Использовано в танце вилис («Жизель»), лебедей («Лебединое озеро»).
GRAND (гран, франц. — большой) - обозначает максимально выраженную сущность движения. Напр., G. plié — глубокое приседание; G. battement jeté — бросок ноги на возможно большую высоту; G. fouetté — самая развитая форма fouetté; G. changement — большой прыжок, Grand pas — многочастная, сложная танцевально-музыкальная форма и др.
GRAND FOUETTE (гран фуэте, франц.) - развитая форма fouetté, в которой нога поднимается на 90°. Разновидности G. f., сохраняя образность fouetté, значительно от него отличаются. Существует форма G. f. со сменой épaulement, когда нога из положения effacé спереди снизу проводится вверх назад в то же положение. Другое G. f. (en tournant) начинается à la seconde и заканчивается в 3-м ara besque. G. f. исполняется en dehors и en dedans.
GRAND PAS (гран па, франц., букв. — большой шаг, большой танец) - сложная многочастная танцевально-музыкальная форма, зародившаяся в эпоху романтизма и получившая завершение в творчестве М. И. Петипа. Построение G. р. подобно сонатной форме в музыке: entrée (экспозиция), adagio и вариации (разработки) и затем coda. В G. р. хореография обобщённо-поэтически выражает внутреннее содержание балета. Танцевальные темы симфонически развиваются, переплетаются, противоборствуют и т. д. Таковы G. р. в «Баядерке», «Раймонде», «Лауренсии». Исполняется совместно солистами, корифеями, кордебалетом. Некоторые G. р. носят действенный характер, как во 2-м действии балета «Жизель».
JETÉ (жете, франц., от jeter - бросать, кидать) - термин относится к движениям, исполняемым броском ноги. 1) Battement tendu J. — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45°, grand battement tendu J. — броском ноги на 90° и выше. 2) J. — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков J. многообразна по форме и широко используется в сценическом танце. Особенно выразительны и эффектны grand J., J. entrelacé, grand J. en tournant и др. Образование формы grand J. pas de chat в современном балете вызвано героизацией танца.
JETE ENTRELACE (букв. — переплётенный прыжок) - вид перекидного jeté — прыжка с одной ноги на другую с поворотом, во время которого ноги поочерёдно забрасываются в воздух, как бы переплетаясь, при этом одна нога забрасывается вперёд, а другая, после полуоборота в воздухе, — назад, за себя. J. е. возможно с заноской, а также двойное, с приземлением в arabesque или IV позицию.
LENT (лан, франц. — медленный) - термин, определяющий медленное исполнение pas. Напр., tour L., relevé L.
OUVERT (увэр; от франц.гл. «ouvrir» - открывать). 1) исполняется двумя приёмами – par developpe и par jete c двух ног на одну. 2) означает открытое положение работающей ноги после исполнения прыжка. Прыжок sissone ouverte может исполняться с одной или двумя заносками в любом заданном направлении с окончанием в любую позу: arabesque, attitude, croise, efface, ecarte.
PAR TERRE (пар терр, франц., букв. — на земле) — термин, указывающий на то, что движение исполняется на пол. Например rond de jambe P. t. и др.".
PAS (па, франц. - шаг, танцевальная форма). 1) обозначение одного из видов танцевальных шагов (Р. de bourree, P. glissé, P. balancé и др.). 2) отд. выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца P. de chat. P. de poisson и др.). 3) многочастная форма классического балета — grand pas, pas d'action, pas de deux, pas de trois.
PAS D'ACTION (пa д'аксьон, франц., букв. — действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие) - сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма P. d'a., состоящая из entrée, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций общей коды. Форма P. d'a. выкристаллизовалась в балетах М.И. Петипа («Спящая красавица» «Раймонда», «Баядерка»), где развёрнутый танец в узловых моментах действия выражал сокровенные чувства героев.
PAS DE BASQUE (па де баск, франц., букв. — шаг баска) - прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются вV позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются P. de b. назад. Grand P. de b. Делается на большом прыжке с высоким броском ног.
PAS DE CHAT (па де ша, франц., букв. — шаг кошки) - прыжковое движение, эмитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности P. de ch. — petits (малые) и grands (большие).
PAS DE CISEAUX (па де сизо, франц., от ciseaux — ножницы) - прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque.
PAS DE DEUX (па де дё, франц., букв. — танец вдвоём) - балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из P. de d. такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательная структура P. de d. — entrée, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во 2-й пол. 19 в. В России классические образцы P. de d. создал M. И. Петипа («Лебединое озеро», «Спящая красавица»).
PAS D'ENSEMBLE (па д'ансамбль, франц., от ensemble — вместе) - танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов (см. Ансамбль). В современной терминологии употребляется редко.
PAS DE POISSON (па де пуасон, франц., от poisson — рыба) - прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Др. назв. — jeté passé (назад).
PAS DE TROIS (па де труа, франц., букв. — танец втроём) - одна из разновидностей классического ансамбля, включающая трёх участников. Как и др. формы ансамбля, P. de t. имеет каноническую структуру: вступление (entrée), adagio, вариации каждого из участников, общая кода (coda). Однако в отличие от pas de deux, несущего в основном действенные драматургические функции, P. de t., как правило, в балетах 19 в. имело дивертисментный (вставной) характер. В нём обрисовывались преим. не гл. герои, а их друзья и окружение, среда действия, эмоциональная атмосфера и др. («Пахита», балетм. M И Петипа, «Океан и две жемчужины» в «Коньке-Горбункe», P. de t. из 1-го акта «Лебединого озера» — оба балетм. А.А. Горский). Стремясь к усилению действенности хореографии, современные отечественные балетмейстеры при постановке классических спектаклей порой вводят P. de t. главных героев («Лебединое озеро», пост. Ю H Григорович). В современном балете каноническая форма P. de t. почти не встречается (в форме P. de t. балетм. В. И. Вайнонен пост. «Танец пастушков» в «Щелкунчике», 1934), но популярна в жанре хореографической миниатюры (Па де труа на музыку разных композиторов, балетм. Л. В. Якобсон, Па де труа на музыку Б. Бриттена, балетмейстер А.M. Полубенцев). Обычно же танцевальное трио строятся более свободно в зависимости от характера действия (Данила, Катерина, Хозяйка Медной горы — «Каменный цветок» в постановке Григоровича).
PAS MARCHÉ (па марше, франц. , от marcher — ходить) - танцевальный шаг при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.
PAS SOUBRESAUT (па субресо, франц., от soubresaut — резкий скачок) - прыжок с двух ног на две с большим отлетом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибаются назад.
PASSÉ (пассе, франц , от passer —проходить) - путь работающей при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию — P. par terre.