DEMI (деми, франц.
DEMI PLIE RELEVE (деми плие релеве, франц., от demi plié—полусогнутый, relevé — поднятый) - термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения.
DESSUS-DESSOUS (дессю дессу — под-над, или сверху снизу), см Bourrée, Brise.
DÉVELOPPÉ (девлоппе франц. букв — развитой, развернутый) - движение, разновидность battements. Работающая нога из V позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперёд, в сторону или назад. Достигнув максимальной высоты, опускается в V позицию. Существуют сложные формы D. passe (проходящее) — после D. нога сгибается, носок подводится к колену, не касаясь его, и снова вытягивается в нужном направлении; D ballotte (качающееся) — поднятая нога резким движением чуть опускается и снова возвращается в прежнее положение или отводится в сторону на 1/2 или 1/4 круга и приводится в ту же позицию, D. tombe (падающее) — поднятая нога, как бы перешагивая через преграду, падает на пол, увлекая за собой корпус, опорная с оттянутым носком упирается в пол или поднимается.
DOUBLE (дубль, франц. — двойной) - термин указывает на двойное исполнение pas. Напр., в D battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. Battement D. frappe имеет двойной перенос работающей ноги sur le cou-de-pied вперед и назад. D. assemble исполняется дважды с одной ноги и т. д.
ÉCARTÉE (экарте, франц., от écarter — раздвигать) - поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад).
ÉCHAPPÉ, pas (эшаппе, франц , от échapper — ускользать, вырываться) - движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции (V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit Е и grand Е , а также с заноской — Е battu. По такому же принципу исполняется pas E на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию.
EFFACE (эффасе франц., от effacer — сглаживать) - одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение Е достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors.
EMBOÎTE (амбуате, франц., от emboîter le pas — идти следом). 1) Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi plie 2) прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е ) или 90° (grand Е ) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.
EN ARRIERE (ан аррьер – назад) – термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад.
EN DEDANS (ан дедан, франц. — внутрь). 1) «закрытое» положение ног: носки и колени сведены (M. M. Фокин на пластике Е. d. построил партию Петрушки). 2) направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге 3) вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.
EN DEHORS (ан деор, франц. — наружу). 1) основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое (см. Выворотность). 2) направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги. 3) вращение, направленное от опорной ноги наружу.
EN FACE (ан фас, франц. — напротив, в лицо) - фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без épaulement.
EN L'AIR (ан л'эр, франц. — в воздухе) - обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Например, rond de jambe en l'air, tour en l'air.
EN TOURNANT (ан турнан, франц. — в повороте) - обозначение поворота во время исполнения pas на 1/4, 1/2 круга, целый круг и т. д. Например, battement tendu E. t., pas de bourrée E. t., jeté E. t., assemblé E. t., saut de basque E. t.
ENCHAÎNEMENT (аншенман, франц. — соединение, связь) - ряд комбинированных движений составляющих танцевальную фразу.
ENTRECHAT, антраша (франц., от итальянского intrecciato — переплётный, скрещённый) - вертикальный прыжок с двух ног, вовремя которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Е. демонстрирует техническую виртуозность и элевацию исполнителя. Блестящие Е. зависят от чёткости при открывании и скрещивании сильно вытянутых ног, при минимально возможной высоте прыжка. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при Е., определяет назв. прыжка: Е. trois, E. quatre, E. cinq, E. six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (Е. royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (Е. trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied.
ENTRÉE (антре, франц. — вход). 1) танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей. 2) первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d'action и др.), часто выполняющая роль экспозиции. (Е. в акте «Тени» в «Баядерке» — хореографическая экспозиция всего классического ансамбля; Е. Авроры в 1-м действии — экспозиция характера, так же, как и первое Е. Раймонды.)
EPAULEMENT (эпольман, франц., от épaule — плечо) - определение положение танцовщика, при котором фигура развернута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Е. croisé и Е. effacé являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.
EXERCICE (экзерсис, франц. - упражнение) - первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие проф. качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих Е., слагаются разнообразные формы классического танца.
FAILLI, pas (файи, франц., от faillir — слабеть) - прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на нее переносится на нее переносится центр тяжести. Для F. характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается épaulement croisé, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении effacé, a завершаемся прыжок в épaulement croisé с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают F. лёгкость и красоту. F. может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (напр., grand pas assemblé, grand pas jeté).
FERMĖ (sissone ferme (фэрме); от франц. гл. «fermer» - закрывать, запирать, замыкать). Ferme - буквально означает закрытый; fermée – закрытая. Употребляется для обозначения закрытой формы в положениях тела и в различного рода движениях, в том числе и в прыжках: sissonne fermée, jeté fermé, la cabriole fermée.
FLIC-FLAC (флик-фляк, франц.— шлёп-шлёп или хлоп-хлоп) - движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45°, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90°, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом (en tournant).