Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Содержание
Введение | |
1. Исходные данные | |
2. Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток | |
3. Расчет потребного числа автобусов и интервалов движения по часам периода движения | |
4. Определение фактического числа автобусов и распределение их по сменности | |
5. Расчет потребности в водителях | |
6. Составление рабочего (автобусного) расписания | |
7. Определение основных технико-эксплуатационных и экономических показателей | |
Общие результаты и выводы | |
Список использованной литературы |
Введение
Пассажирские потоки в сетях городского маршрутизированного транспорта меняются по часам суток, дням недели, сезонам года, маршрутам и направлениям движения на маршрутах. Для обеспечения оптимального наполнения подвижного состава, соответствующего колебаниямпассажирских потоков, должно меняться количество, вместимость и распределение подвижного состава по транспортной сети. Идеальным было бы непрерывное корректирование распределения подвижного состава на маршрутах во времени в соответствии с непрерывно меняющимся спросом на пассажирские перевозки, чтобы на любом перегоне любого маршрута постоянно выдерживать равенство между запросом на перевозки и их обеспечением. Но в настоящее время для всех систем маршрутизированного транспорта применяют опережающее дискретное планирование по результатам выявления спроса на перевозки и обследования маршрутов движения.
Потребность в автобусах устанавливают по всем часам периода движения. Он обычно начинается с 5-6 ч утра и продолжается до 0-1 ч ночи, т.е. составляет порядка 18-20 ч в сутки. В период движения наблюдается резкая неравномерность перевозок по часам суток, позволяющая выделить часы "пик" и часы спада пассажиропотоков.
Определению необходимого и достаточного числа автобусов, типу их, установлению режима работы автобусов и водителей, а также составлению расписаний движения и анализу показателей работы, посвящено содержание курсового проекта.
Целью курсового проекта является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении курса "Пассажирские автомобильные перевозки" по организации работы автобусов на городских маршрутах, а также приобретение навыков в решении практических задач и самостоятельного решения вопросов организации перевозок на маршрутах.
Исходные данные
В таблице 1 даны значения коэффициентов неравномерности пассажиропотоков по каждому часу суток , определяемые по формуле
,
где - мощность пассажиропотока в конкретный час, пасс./час;
- мощность пассажиропотока в час пик, пасс./час.
Продолжительность обеденного перерыва водителя от 0,5 до 1 часа.
Время предоставления обеденных перерывов водителя не ранее двух и не позднее пяти часов после начала работы.
Таблица 1. Распределение пассажиропотоков по часам суток
Часы суток | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 |
0,45 | 0,8 | 0,9 | 0,5 | 0,4 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | ||
Часы суток | 15-16 | 16-17 | 17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-21 | 21-22 | 22-23 | 24-24 | 24-01 |
0,6 | 0,7 | 0,95 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Таблица 2. Показатели маршрута
Наименование показателя | Значение показателя |
Мощность пассажиропотока в час пик , пасс./час | |
Количество промежуточных остановок nпр | |
Протяженность маршрута lм, км | |
Техническая скорость VТ, км/ч | |
Коэффициент дефицита автобусов kдеф | 0,98 |
Нулевой пробег l0, км | |
Время остановки на промежуточной остановке tос, с | |
Время стоянки на конечных пунктах tк, мин |
Графоаналитический метод по выбору типа и определения числа автобусов по часам суток
Для перевозки пассажиров могут быть использованы автобусы различных моделей и вместимости. Однако эффективность использования их далеко неодинакова, если номинальная вместимость не будет соответствовать фактической пассажиронапряженности на маршруте. Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает потребное количество транспортах средств, повышает загрузку улиц и потребность в водителях. Применение жеавтобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоками малой мощности приводит к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров на ожидание.
Графоаналитический метод заключается в следующем. В зависимости от мощности пассажиропотока в час пик выбирается ориентировочное значение вместимости автобуса по таблице 3.
Затем по таблице 4 выбираются два типа автобусов, условно названных автобусами большей (q1) и меньшей (q2) вместимости, по которым ведется сравнение.
Номинальную вместимость можно установить и через заданный интервал движения в часы пик ( ) и максимальную величину пассажиропотока:
,
Таблица 3. Ориентировочные значения вместимости автобуса в зависимости
от мощности пассажиропотока в час пик
Пассажиропоток, чел.час | Вместимость автобуса, чел. |
200-1000 | |
1000-1800 | |
1800-2600 | |
2600-3800 | |
3800 и выше |
Таблица 4. Характеристика городских автобусов
Марка и модель автобуса | Число мест для сидения, | Общая вместимость автобуса qн, пасс (при γ=1) |
ПАЗ-672(3205) | ||
ЛиАЗ-677 | ||
ЛиАЗ-5256 | ||
Икарус-260 | ||
Волжанин-6270 | ||
Волжанин-5270 | ||
Икарус-280 |
В соответствии с вышеизложенным, выбираем автобусы Волжанин-5270 и Икарус-260.
, мин.;
мин.,
где t0 – время оборота автобуса на маршруте, мин.;
Ам- количество автобусов на маршруте;
Jа – интервал движения, мин.;
– длина маршрута, км;
Vэ – эксплуатационная скорость движения, км/ч.
Имея зависимости, строят номограмму (см. графическую часть лист 1), по которой можно определить для любого часового пассажиропотока количество автобусов на маршруте и интервал движения. Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле:
,
где Qmax – максимальная мощность пассажиропотока, пасс./ч;
qн – номинальная вместимость автобуса, пасс.
Поскольку эксплуатационная скорость не задается время оборота необходимо вычислять по формуле.
,
где Lм – длина маршрута, км;
VТ – техническая скорость, км/ч;
n – число промежуточных остановок;
tос – время простоя на промежуточной остановке, ч;
tк – время простоя на конечных остановках, ч.
Пример расчета: для автобуса Волжанин-6270 (5-6 ч)
Остальные результаты расчета по часам суток сведены в таблицу 5.
Таблица 5. Потребное число автобусов по часам суток
Часы суток | Часовой пассажиропоток Qч, пасс. | Волжанин-5270 | Икарус-260 | ||
Ам,ед. | Iа, мин | Ам,ед | Iа, мин | ||
5-6 | 6,82 | 5,113 | |||
6-7 | 3,72 | 2,92 | |||
7-8 | 3,03 | 2,34 | |||
8-9 | 3,41 | 2,56 | |||
9-10 | 5,84 | 4,54 | |||
10-11 | 7,436 | 5,843 | |||
11-12 | 13,63 | 11,686 | |||
12-13 | 10,23 | 7,44 | |||
13-14 | 10,23 | 7,44 | |||
14-15 | 5,84 | 4,54 | |||
15-16 | 5,11 | 3,9 | |||
16-17 | 4,3 | 3,41 | |||
17-18 | 3,15 | 2,48 | |||
18-19 | 3,72 | 2,92 | |||
19-20 | 5,84 | 4,54 | |||
20-21 | 7,44 | 5,84 | |||
21-22 | 7,44 | 5,84 | |||
22-23 | 13,63 | 11,68 | |||
23-24 | 13,63 | 11,68 | |||
24-01 | 27,267 | 20,45 |
Второй этап сравнения
Корректировка «пиковых» зон проводится в соответствии с возможностью АТП по выпуску автобусов, т.е. с учетом коэффициента дефицита автобусов:
где - действительное (откорректированное) значение числа автобусов на маршруте;
- необходимое (расчетное) значение количества автобусов на маршруте;
- коэффициент дефицита автобусов.
Максимальный выпуск автобусов должен проводиться в течение всей "пиковой" зоны, которая выбирается студентом самостоятельно, и имеет продолжительность 2-4 часа.
Для автобуса Волжанин-5270:
=27*0,98=26 (утренний час пик: 7-8)
=26*0,98=26 (вечерний час пик: 17-18)
Для автобуса Икарус-260:
=35*0,98=34 (утренний час пик: 7-8)
=33*0,98=32 (вечерний час пик: 17-18)
Корректировка «допиковой», «межпиковой» и «послепиковой» зон проводится в соответствии с выбором оптимальных величин интервалов движения по времени суток.
Минимальное количество автобусов, которое необходимо иметь на маршруте (Аmin) рассчитывается исходя из максимально допустимого интервала движения автобусов в часы спада пассажиропотоков по формуле
,
Коэффициент наполнения по часам суток в «межпиковой» зоне устанавливается с учетом уровня качества обслуживания пассажиров
Часовое количество автобусов на маршруте по характерным периодам суток должно быть по возможности одинаковым.