Определение целесообразности введения светофорного регулирования на перекрестке
Цель работы – приобретение навыков определения соответствия параметров транспортного потока на перекрестке критериям ввода светофорного регулирования.
Оборудование:
Секундомер, рулетка, авторучка, блокнот.
Требуется:
1. Определить перекресток, на котором будет производиться обследование (задание на исследование перекрестка выдается преподавателем).
2. начертить схему перекрестка, с указанием его геометрических размеров и технических средств организации движения
3. Определить параметры транспортных потоков движущихся по главной и второстепенной дорогам.
4. Определить параметры пешеходных потоков пересекающих проезжую часть на рассматриваемом перекрестке.
5. Проанализировать статистические данные об аварийности на рассматриваемом перекрестке за последние 12 месяцев.
6. Заполнение отчета (таблицы, графики картограмма.)
7. Анализ полученных результатов. Формулирование вывода о целесообразности введения светофорного регулирования.
Основные теоретические положения.
Светофорную сигнализацию применяют для упорядочения поочередного пропуска транспортных средств и пешеходов на пересечениях в одном уровне и суженных участках дорог. Светофорное регулирование позволяет добиться: сокращения транспортных задержек и количества дорожно-транспортных происшествий; координирования управления движением транспортных потоков на группе пересечений в пределах магистрали или района; эффективного использования потенциальной пропускной способности улично-дорожной сети.
В общем виде этапы работы по установке средств светофорной сигнализации, а также эксплуатации и обслуживанию представлены в виде структурной схемы (рис. 2.1). Основным критерием введения светофорного регулирования считается интенсивность пересекающихся транспортных потоков. Нет необходимости вводить светофорную сигнализацию на перекрестках, если промежутки времени между транспортными средствами, движущимися во всех направлениях, достаточны для пересечения перекрестка.
Введение светофорного регулирования на перекрестке целесообразно при наличии следующих признаков нарушения нормальных условий движения транспортных средств и пешеходов: периодическое возникновение очередей, задержки транспортных средств более чем на 2 мин. на второстепенной улице вследствие ограниченной возможности пересечь безостановочный поток, движущийся по главной дороге, или влиться в него; скопление и длительные задержки пешеходов вследствие ограниченной возможности пересечения улицы с интенсивным движением транспортных средств; возникновение дорожно-транспортных происшествий, связанных с несоблюдением очередности движения через перекресток.
Применение светофорного регулирования с программой жесткого управления, регламентируется ГОСТ Р 52289-2004 и является экономически целесообразным, если выполняется хотя бы одно из четырех приведенных ниже условий:
1. если в течение 8 ч. за сутки (подряд или в сумме) в рабочий день недели интенсивность движения транспортных средств не меньше указанной в табл. 2.1;
2. если в течение 8 ч. за сутки (подряд или в сумме) в рабочий день недели интенсивность движения транспортных средств в час не менее 600 (при наличии разделительной полосы – 1000). Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
Рисунок 2.1 Этапы работы по установке и обслуживанию средств светофорной сигнализации
Для населенных пунктов с населением менее 10 тыс. чел. нормативы по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Таблица 1.2 Сводные данные
Число полос движения в одном направлении | Интенсивность движения по главной дороге в двух направлениях авт/ч. | Интенсивность движения по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлениях авт/ч. | |
Главная дорога | Второстепенная дорога | ||
2 или более | |||
2 или более | 2 или более | ||
3. если ни одно из условий 1 или 2 целиком не выполняются, но оба выполняются не менее чем на 80 %;
4. если за последние 12 месяцев количество ДТП на перекрестке, подлежащих включению в статистическую отчетность, составляет не менее трех, которые могли бы быть предотвращены при наличие светофорного регулирования и хотя бы одно из условий 1 или 2 выполняется не менее чем на 80 %;
Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.
Введение светофорного регулирования в случаях, не предусмотренных условиями 1-4, целесообразно между соседними регулируемыми перекрестками, расстояние между которыми превышает 800 метров, если перекрестки включены в систему координированного управления дорожным движением.